РП Спортивные игры

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловкого городского округа

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физическая культура»
модуля «Спортивные игры»
для обучающихся 2-3 классов

Камышлов, 2025
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, федеральных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной
деятельности.
Программа курса «Спортивные игры» может рассматриваться как одна
из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой
частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная
программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
младших школьников.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на
достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания
детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на
организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно
осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и
трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового
характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все
физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и
систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей
целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В
подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития
физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с
интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об
окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая
разнообразные действия, дети практически используют свои знания о
повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах
передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются
возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные
подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон
веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные
устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой,
ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять
2

смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление
к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий,
коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора;
движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми
моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками,
жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть,
эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой
фольклор.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы
курса «Спортивные игры » составляют следующие документы:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.07.2023 № 74229)

Методические рекомендации по организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования, направленными письмом Минпросвещения
от 05.07.2022 № ТВ-1290/03.
Программа «Спортивные игры» составлена из расчёта 34 учебных часа
— по 1 ч в неделю в 2-3 классах.
Срок реализации программы — один год.
Модуль «Спортивные игры» направлены на:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
3


формирование основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им
в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Основной формат проведения занятий спортивные игры.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса разработана с учётом федеральных образовательных
программ начального общего.
Ценностное наполнение занятий
В занятия входят в общую систему воспитательной работы
образовательной организации, поэтому тематика и содержание обеспечивают
реализацию их назначения и целей: создание наиболее благоприятных
условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому
образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Содержание программы «Спортивные игры»
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов
для оценки планируемых результатов освоения программы. Контроль и
оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания
изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации
следующих форм деятельности: викторины, конкурсы, ролевые игры,
выполнение заданий соревновательного характера, оценка уровня
результатов деятельности (знание, представление, деятельность по
распространению ЗОЖ), результативность участия в конкурсных
программах и др.
2 класс (34 часа)
Игры с бегом (6 часов)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении
игр с бегом. Техника бега с ускорением, техника равномерного бега
4

Практические занятия:

Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными
строчками. Игра «Совушка». Игра «Вороны и воробьи»

Комплекс ОРУ в движении. Игра «К своим флажкам». Игра
«День и ночь»

Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов
номеров» Игра «Пустое место».
Упражнения с предметами. Ирга «Невод». Игра «Колесо»

Комплекс ОРУ на месте. Игра «Два мороза». Игра «Воробьипопрыгунчики».
Игры с прыжками (4часа)
Теория. Правила по технике безопасности при проведении игр с
прыжками. Профилактика детского травматизма. Развитие координации
движений в прыжках со скакалкой
Практические занятия:

Комплекс ОРУ. Игра «Салки на одной ноге». Игра
«Воробушки».

Комплекс упражнений с длинной скакалкой. Игра «Удочка».
Игра «Кто выше»

Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Прыжки в приседе». Игра
«Пингвины с мячом».

Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Поймай лягушку».
Игра «Прыжки с поворотом»
Игры с мячом (6часов)
Теория. Правила безопасного поведения при играх с мячом.
Практические занятия:

Совершенствование координации движений. Игра «Передал –
садись». Игра «Свечи».

Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча.
Метание мяча. Игра «Охотники и утки». Игра «Сбей мяч»

Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого
пояса. Игра «Рак пятится назад». Игра «Скорый поезд».

Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Броски и
ловля мяча. Игра «Кто самый меткий». Игра «Не упусти мяч».
Игры малой подвижности (4 часа)
Теория. Правила по технике безопасности при проведении игры малой
подвижности.
Практические занятия:
5

Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра
«Змейка». Игра «Карлики и великаны».

Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Кошка и мышка».
Игра «Ручеек».

Упражнения для исправления нарушений осанки и
плоскостопия. Игра «Стрекозы». Игра «Чемпионы скакалки».

Гимнастические
построения,
размыкания,
фигурная
маршировка. Игра «Построение в шеренгу». Игра «На новое место». Игра «
Лабиринт». Игра «Что изменилось?»
Зимние забавы (4 часа)
Теория. Закаливание и его влияние на организм. Правила безопасного
поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по технике
безопасности.
Практические занятия:

Игра «Лепим снежную бабу».

Игра «Лепим сказочных героев».

Игра «Санные поезда».

Игра «На одной лыже».

Игра «Езда на перекладных»
Эстафеты (5 часов)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет
Способы деления на команды. Считалки
Практические занятия:

Веселые старты

Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег сороконожек».

Эстафеты «Рак пятится назад», «Скорый поезд».

Эстафеты «Чемпионы скакалки», «Вьюны».

Эстафеты «Стрекозы», «На новое место».
Народные игры (5 часов)
Теория. История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и
организаторы игр. Игровая терминология.
Практические занятия:

Разучивание народных игр. Игра «Бегунок»

Разучивание народных игр. Игра «Верёвочка»

Разучивание народных игр. Игра «Котел»

Разучивание народных игр. Игра "Дедушка - сапожник".


3 класс (34 часа)
6

Игры с бегом (5 часов)
Теория: Правила техники безопасности. Значение бега в жизни человека
и животных. Лучшие легкоатлеты страны, области, школы.
Практические занятия:

Комплекс ОРУ для укрепления мышц ног. Игра «Змейка». Игра
«Челнок».

Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и
пташки»

Комплекс ОУР в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра
«Прерванные пятнашки». Игра «Круговые пятнашки»

Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра
«Круговые пятнашки». Игра «Ловушки в кругу». Игра «Много троих, хватит
двоих»
Игры с мячом (5 часов)
Теория. Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание
считалок.
Практические занятия:

Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мячик кверху». Игра
«Свечи ставить»

Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание
мяча» Игра «Зевака». Игра «Летучий мяч».

Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Выбей мяч из
круга». Игра «Защищай город».

Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Гонка мячей». Игра «Попади в
цель». Игра «Русская лапта»
Игры с прыжками (5 часов)
Теория. Правила техники безопасности при игре с прыжками. Для чего
человеку важно уметь прыгать.
Виды прыжков. Разучивание считалок.
Практические занятия:

Комплекс ОРУ. Игра «Воробушки и кот». Игра «Дедушка –
рожок».

Комплекс ОРУ. Игра «Переселение лягушек». Игра «Лошадки».

Комплекс ОРУ. Игра «Петушиный бой». Игра «Борьба за
прыжки».

Комплекс ОРУ. Игра «Солка на одной ноге». Игра «Кто
первый?».
Игры малой подвижности (6 часов)
7

Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с играми на
внимательность.
Практические занятия

Игры на внимательность. Игра «Летит - не летит». Игра
«Запрещенное движение». Игра «Перемена мест».

Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок.
Игры «Колечко». Игра «Море волнуется». Игра «Кривой петух»

Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко».

Комплекс ОРУ. Игра «Краски». Игра «Перемена мест»
Зимние забавы (3 часа)
Теория. Правила техники безопасности зимой. Осторожно лед. Загадки
и пословицы о зиме. Беседа о закаливании.
Практические занятия:

Игра «Строим крепость».

Игра «Взятие снежного городка».

Игра «Лепим снеговика».

Игра «Меткой стрелок».
Эстафеты (6 часов)
Теория. Значение слова эстафета. Разбивание разными способами
команд на группы.
Практические занятия:

Эстафеты
«Передал
–
садись»,
«Мяч
среднему»,
«Парашютисты», «Скакалка под ногами», «Тачка».

Эстафета «Челночный бег», «По цепочке», «Вызов номеров»,
«Дорожки», «Шарик в ложке».

Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя»,
«Нитки наматывать», «Передача мяча в колонне», «Поезд».
Народные игры (4 часа)
Теория. Материальная и духовная игровая культура. Организация и
проведение игр на праздниках.
Практические занятия:

Разучивание народных игр. Игра "Горелки".

Разучивание народных игр. Игра «Гуси - лебеди»

Разучивание народных игр. Игра «Мотальщицы»

Разучивание народных игр. Игра "Мишени".

8

Планируемые результаты освоения программы «Спортивные
игры»
Личностными результатами является формирование следующих
умений:

целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его
причин;

способность к самооценке на основе критерия успешной
деятельности;

активно включаться в общение и взаимодействие со
сверстниками
на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;

освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,
готовности принять на себя ответственность;

развитие мотивации достижения и готовности к преодолению
трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения
мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1.
Регулятивные УУД:

умения
планировать,
регулировать,
контролировать
и
оценивать свои действия;

планирование общей цели и пути её достижения;

распределение функций и ролей в совместной деятельности;

конструктивное разрешение конфликтов;

осуществление взаимного контроля;

оценка собственного поведения и поведения партнёра и
внесение необходимых коррективов;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
9

товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата.
2.
Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить дополнительную информацию
по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой
жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:
предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;

устанавливать причинно-следственные связи.
3.
Коммуникативные УУД:

взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и
кооперация (в командных видах игры);

адекватно использовать коммуникативные средства для решения
различных коммуникативных задач;

допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные
результаты
программы:
Первостепенным
результатом реализации программы является физическая подготовленность и
степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития
жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;

развитие физических способностей;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
10


развитие психических и нравственных качеств;

повышение социальной и трудовой активности; планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и
досуг с использованием средств физической активности;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы
В ходе реализации программы обучающиеся должны знать:

основы истории развития подвижных игр в России;

педагогические, физиологические и психологические основы
обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;

возможности формирования индивидуальных черт свойств
личности посредством регулярных занятий;

индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных
свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической
подготовленности;

правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания
доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
Должны уметь:

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

технически правильно осуществлять двигательные действия,
использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации
собственного досуга;

проводить самостоятельные занятия по развитию основных
физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать
и планировать физические упражнения;

управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со
11

взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на
занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при
травмах и несчастных случаях;

пользоваться
современным
спортивным
инвентарем
и
оборудованием.

12

Тематическое планирование
учебного курса «Спортивные игры»
2 класс
ТБ. Игра «Вороны и воробьи»

1

2

Игра «Совушка».

1

3

Игра «День и ночь».

1

4

Игра «Вызов номеров»

1

5

Игра «Два мороза».

1

6

Игра «Воробушки».

1

Игра «Салки на одной ноге

1

Игра «Кто выше»

1

9

Игра «Пингвины с мячом».

1

10

Игра «Поймай лягушку».

1

Игра «Свечи».

1

12

Игра «Передал – садись».

1

13

Игра «Охотники и утки».

1

14

Игра «Рак пятится назад».

1

15

Игра «Кто самый меткий».

1

16

Игра «Не упусти мяч»

1

Игра «Карлики и великаны».

1

Игра «Кошка и мышка».

1

Игра «Чемпионы скакалки».

1

1

7
8

11

Игра с бегом
6 часов

Игры с
прыжками
4 часа

Игры с мячом
6 часов

17

Игры малой
подвижности

18

4 часа

19

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

13

Гимнастические построения,
размыкания, фигурная
маршировка.
Игра «Построение в шеренгу».
Игра «На новое место». Игра
«Лабиринт». Игра «Что
изменилось?»

1

Игра «Лепим сказочных
героев».

1

22

Игра «Лепим снежную бабу».

1

23

Игра «Санные поезда».

1

24

Игра «Езда на перекладных»

1

Эстафеты «Бег сороконожек».

1

26

Эстафеты «Бег по кочкам»,

1

27

Эстафеты «Рак пятится назад»,
«Скорый поезд».

1

28

Эстафеты «Чемпионы
скакалки», «Вьюны».

1

29

Эстафеты «Стрекозы», «На
новое место».

1

Игра «Чехорда»

1

Игра «Бегунок»

1

32

Игра «Верёвочка»

1

33

Игра «Котел»

1

Игра "Дедушка - сапожник".

1

20

21

Зимние забавы
4 часа

25

Эстафеты
5 часов

30
31

34

Русские
народные игры
5 часов

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

14

3 класс
№
П/П

Наименование
раздела

Тема занятия

Кол-во
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Игры с бегом

ТБ. Игра «Челнок».

1

Игра «Змейка».

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

1

3

Игра «Филин и пташки»

1

4

Игра «Круговые пятнашки»

1

5

Игра «Много троих, хватит
двоих»

1

Игра «Свечи ставить»

1

Игра «Мячик кверху».

1

8

Игра «Летучий мяч».

1

9

Игра «Защищай город».

1

10

Игра «Попади в цель».

1

Игра «Дедушка – рожок».

1

Игра «Воробушки и кот».

1

13

Игра «Переселение лягушек».

1

14

Игра «Борьба за прыжки».

1

15

Игра «Кто первый?».

1

Игра «Перемена мест».

1

1
2

6
7

11
12

16

5 часов

Игры с мячом
5 часов

Игры с
прыжками
5 часов

Игры малой
подвижности

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkult15

17

6 часов

ura.ru/mobile_game

Игра «Запрещенное движение».

1

18

Игра « Море волнуется».

1

19

Игра «Колечко».

1

20

Игра «Краски».

1

21

Игра «Перемена мест»

1

Игра «Строим крепость».

1

Физкульт.Ура
https://www.fizkult-

23

Игра «Меткий стрелок».

1

ura.ru/mobile_game

24

Игра «Лепим снеговика».

1

Эстафеты «Передал – садись»

1

Игра «Скакалка под ногами».

1

27

Эстафета «Вызов номеров».

1

28

Эстафета «Челночный бег»,
«По цепочке».

1

29

Эстафета «Ведерко с водой»,
«Нитки наматывать».

1

30

Эстафета «Кати большой мяч
впереди себя».

1

Игра «Гуси - лебеди»

1

Игра "Горелки".

1

33

Игра «Мотальщицы»

1

34

Игра "Мишени".

1

22

25
26

Зимние забавы
3 часа

Эстафеты
6 часов

31

Народные
игры

32

4 часа

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

16

Список литературы
1.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы».
Н.И. Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
2.
«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва:
«ВАКО»,2007.
3.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва:
«ВАКО»,2009.
4.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград:
«Учитель»,2008.
5.
«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ
Сфера»,2005.
6.
Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. «Внеурочная
деятельность учащихся». – М. : Просвещение, 2011 – 95 с.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».