Рабочая программа курса ВД Читательский клуб Сраницы 21-го 6 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читательский клуб “Страницы 21-го”»
для 6 классов основного общего образования
на 2025-2026 учебный год

Камышлов, 2025

Пояснительная записка

Кружковая работа по литературе является важнейшей частью работы
по приобщению обучающихся к чтению как искусству слова, пробуждению у
них интереса к словесному творчеству и чтению художественных
произведений, формированию приемов понимания текста, тем самым
помогая им лучше усваивать программный материал. Осуществление этих
задач ведёт к выполнению основной цели – развитию у детей интереса к
чтению, воспитанию бережного отношения к слову, богатству языка,
воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Развитие литературных способностей играет огромную роль для
нравственного воспитания обучающихся. Именно в литературном творчестве
человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Для решения
данной задачи создана программа читательского клуба для обучающихся 5-8
классов.
Актуальность разработанной программы заключается в том, что в этом
возрасте

у

школьников

возникают

множество

вопросов,

и

темы,

рассматриваемые в рамках реализации программы читательского клуба,
позволят учащимся не только получить ответы, но и самим познавать
окружающий нас мир путём наблюдений.
Литературное творчество – это, прежде всего, общение, поэтому в
процессе него развивается ответственность и самостоятельность суждения,
коллективизм и гражданственность. Посещение данного клуба поможет
глубже усвоить школьную программу, расширит круг чтения детей, их
знания по литературе и искусству.
Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год.

Объем освоения программы - 34 часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
2

Учащиеся занимаются в разновозрастных группах в соответствии с
учебным планом объединения.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 академическому часу (34 ч в
год). 1 академический час - 45 минут.
Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работу
учащихся в группах, парах, индивидуальную работу.
Творческая

деятельность

включает проведение игр, викторин,

конкурсов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, книгах, на
электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:


Технология модульного обучения;



Поисковая деятельность;



Информационно-коммуникативные технологии;



Здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий:
Беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Мониторинг качества освоения программы:
Используемые методы и приемы:


Анализ текста отдельного произведения;



Анализ текста двух или нескольких произведений одного

автора;


Сопоставительный

анализ

текстов

произведений

разных

авторов;


Составление кластера;



Конкурс на лучшего чтеца;



Представление читательского дневника;



Использование изученных языковых приемов в собственных

сочинениях учащихся разного жанра;


Прослушивание и обсуждение творческих работ учащихся.
3

Виды контроля:


Аннотация к прочитанной книге



Творческие работы учащихся



Интонационный анализ текста художественного произведения



Комплексный языковой анализ текста



Анкетирование



Создание читательского проекта



Видео отзыв о прочитанной книге

4

Содержание программы
Занятия читательского клуба спланированы с позиции личностноориентированного обучения и системно-деятельностного подхода: будут
проходить в форме бесед, дискуссий, презентаций книги, научного
исследования, защиты проекта, игры-викторины, поэтической гостиной,
конференции, т.е. детям будут доступны все виды внеурочной деятельности
(игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение,
досугово-развлекательная

деятельность,

художественное

творчество,

индивидуальная

работа

социальное творчество).
Важным

компонентом

является

с

«читательским портфелем». На заседаниях клуба дети имеют возможность
развивать коммуникативную компетентность, одну из важнейших качеств
человека 21-го века, при этом получение и передача знаний становятся
средством (содержанием) общения.
Задание «выбрать и предложить для обсуждения самостоятельно
прочитанную книгу» в разделе «Мои любимые книги» мотивирует
обучающегося к новой для него деятельности: знать книги и уметь их
самостоятельно выбрать, сформулировать по ним проблемные вопросы и
вынести их на обсуждение членов клуба. Задания мотивируют детей на
работу с текстом, на разрешение «затруднительных», проблемных вопросов.
Именно такие вопросы поднимают авторы произведений, отобранных для
обсуждения за круглым столом читательского клуба:


Для чего читать книги? Какое бывает чтение? Какая литература

важнее? Как нужно читать книги? Правильный ли я читатель? – вопросы
вступительного занятия.


Что такое любовь, дружба, как строить хорошие человеческие

взаимоотношения? Искренний и откровенный разговор с молодым
читателем ведёт Елена Габова - лауреат Международной литературной
премии им. В.П.Крапивина, финалист национальной литературной премии
5

«Заветная мечта», лауреат Конкурса детской и юношеской художественной
литературы им. А.Н.Толстого, Всероссийской литературной премии им.
П.Бажова в книге «Двойка по поведению».


Кто кому нужен больше: человек животному или животное

человеку? Нужно ли приручать животное, особенно не домашнее? – именно
глазами животного позволяет нам посмотреть на этот мир Сара Пеннипакер
в романе «Пакс».


Что такое детство? Что такое семья? Какая она бывает? Могут

ли неидеальные люди образовать идеальную семью? Необходима ли семья
человеку, особенно ребёнку? – вопросы по повести Д. Сабитовой «Где нет
зимы».


Проблемные вопросы, которые затрагивает автор Д. Грин в

произведении «Виноваты звезды»: 1. Борьба за жизнь. Герои борются с
болезнью или помогают близким справиться с ней. Они знают, что каждый
день - это драгоценность, учат радоваться простым вещам и высоко ценят
даже мелочи. 2. Сложности первой любви. Хейзел и Огастус влюблены друг
в друга, но у них не так много времени, и за этот маленький срок они успели
построить свою бесконечность. 3. Взаимоотношения подростков, отцов и
детей. Автор показывает, как в экстремальных жизненных ситуациях
раскрываются как положительные, так и отрицательные черты людей.


Надо ли хранить в памяти трагические события истории своей

семьи, своей страны? Может ли быть интересной документальная проза? Её
отличие от художественной: правдивость и правдоподобие документальной
и художественной прозы. Тяжёлые страницы в истории страны в повести О.
Громовой «Сахарный ребенок» и в дневниках репрессированных детей.

лауреата

«Я уеду жить в «Свитер»» - новая повесть для подростков
премии

писательницы

«Новая

детская

книга»,

популярной

российской

Анны Никольской. В жизнь старшеклассницы Юли

врывается стихийное бедствие - странная Верка, дочь известного дирижера.
Юлина жизнь становится сплошным кошмаром. Что делать? Поселиться в
6

любимом кафе «Свитер»? Или попробовать подружиться с несносной
Верой? На эти и другие вопросы смогут порассуждать и ответить
обучающиеся, прочитав повесть А. Никольской «Я уеду жить в «Свитер».


Проблемные вопросы, которые поднимаются в книге Э. Сиболд

«Милые кости»: 1. Ответственность родителей: родители Сюзи постоянно
задают себе вопрос, почему их не было рядом с дочерью во время убийства,
почему они не смогли помочь ей. 2. Жизнь после потери: мать Сюзи решает
начать жизнь заново, оставив семью и мужа, в то время как отец клянётся
найти убийцу и доказать его вину. 3. Переживания сестры: почти на десять
лет смыслом жизни Линдси становится самоутверждение, помощь отцу,
зацикленному на смерти старшей дочери.


Разговор о толерантности к тем, кто нам неудобен, кого мы

часто стараемся не замечать – к инвалидам, мигрантам. Возможно ли понять
человека, с которым вы живете абсолютно в разном ритме? Диагноз СДВГ
для ребенка – это клеймо «невоспитуемого» и «необучаемого»? – разговор
по повести Н. Дашевской «Я не тормоз».


Какое место в нашей семье занимают дедушки и бабушки? Как

пережить потерю близкого человека? Через какие психологические стадии
проходит взрослеющий ребенок? Когда мы критикуем поступки родителей,
а когда мы восхищаемся ими? – по книге А. Нанетти «Мой дедушка был
вишней».

7

Планируемые результаты:
Личностные результаты:


Умение

чувствовать

красоту

и

выразительность

речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;


Интерес к изучению литературы;



Осознание ответственности за произнесенное и написанное

слово.
Метапредметные результаты:


Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;



Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной

формы в другую (составлять план, таблицу, схему);


Пользоваться словарями, справочниками;



Строить рассуждения, задавать вопросы;



Адекватно

различных

использовать

коммуникативных

речевые

задач,

средства

владеть

для

решения

монологической

и

диалогической формами речи;


Высказывать и обосновывать свою точку зрения;



Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку

зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;


Договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности.

8

Тематическое планирование
№

Тема

Кол-во
часов

1

Вступительное занятие. Знакомство. Какой я

1

читатель?
В мире современной литературы
2

Елена Габова «Двойка по поведению». Что

3

такое любовь, дружба, как строить хорошие
человеческие взаимоотношения?
3

Сара Пеннипакер «Пакс». Кто кому нужен

3

больше: человек животному или животное
человеку? Рассказы о животных.
4

Дина Сабитова «Где нет зимы».

Что такое

3

детство? Что такое семья? Какая она бывает?
Необходима ли семья человеку, особенно
ребёнку?
5

Джон

Грин

в

произведении

«Виноваты

3

звезды». Борьба за жизнь. Сложности первой
любви. Взаимоотношения подростков, отцов
и детей.
6

Ольга Громова «Сахарный ребенок». Надо ли
хранить

в

памяти

трагические

3

события

истории своей семьи, своей страны?
7

Анна Никольская «Я уеду жить в «Свитер»».
Как

вести

себя

в

сложных

3

жизненных

ситуациях?
8

Элис Сиболд «Милые кости». Как жить после

3

смерти близкого человека?
9

Нина Дашевская «Я не тормоз».
9

Разговор о

3

толерантности к инвалидам, мигрантам.
10

Анджела

Нанетти

вишней».

Через

«Мой
какие

дедушка

был

3

психологические

стадии проходит взрослеющий ребенок?
Мои любимые книги
11

Круглый стол: книги по выбору учащихся

4

12

Читательская конференция

2

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».