Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читательский клуб “Страницы 21-го”»
для 6 классов основного общего образования
на 2025-2026 учебный год
Камышлов, 2025
Пояснительная записка
Кружковая работа по литературе является важнейшей частью работы
по приобщению обучающихся к чтению как искусству слова, пробуждению у
них интереса к словесному творчеству и чтению художественных
произведений, формированию приемов понимания текста, тем самым
помогая им лучше усваивать программный материал. Осуществление этих
задач ведёт к выполнению основной цели – развитию у детей интереса к
чтению, воспитанию бережного отношения к слову, богатству языка,
воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Развитие литературных способностей играет огромную роль для
нравственного воспитания обучающихся. Именно в литературном творчестве
человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Для решения
данной задачи создана программа читательского клуба для обучающихся 5-8
классов.
Актуальность разработанной программы заключается в том, что в этом
возрасте
у
школьников
возникают
множество
вопросов,
и
темы,
рассматриваемые в рамках реализации программы читательского клуба,
позволят учащимся не только получить ответы, но и самим познавать
окружающий нас мир путём наблюдений.
Литературное творчество – это, прежде всего, общение, поэтому в
процессе него развивается ответственность и самостоятельность суждения,
коллективизм и гражданственность. Посещение данного клуба поможет
глубже усвоить школьную программу, расширит круг чтения детей, их
знания по литературе и искусству.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год.
Объем освоения программы - 34 часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
2
Учащиеся занимаются в разновозрастных группах в соответствии с
учебным планом объединения.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 академическому часу (34 ч в
год). 1 академический час - 45 минут.
Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работу
учащихся в группах, парах, индивидуальную работу.
Творческая
деятельность
включает проведение игр, викторин,
конкурсов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, книгах, на
электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
Технология модульного обучения;
Поисковая деятельность;
Информационно-коммуникативные технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий:
Беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Мониторинг качества освоения программы:
Используемые методы и приемы:
Анализ текста отдельного произведения;
Анализ текста двух или нескольких произведений одного
автора;
Сопоставительный
анализ
текстов
произведений
разных
авторов;
Составление кластера;
Конкурс на лучшего чтеца;
Представление читательского дневника;
Использование изученных языковых приемов в собственных
сочинениях учащихся разного жанра;
Прослушивание и обсуждение творческих работ учащихся.
3
Виды контроля:
Аннотация к прочитанной книге
Творческие работы учащихся
Интонационный анализ текста художественного произведения
Комплексный языковой анализ текста
Анкетирование
Создание читательского проекта
Видео отзыв о прочитанной книге
4
Содержание программы
Занятия читательского клуба спланированы с позиции личностноориентированного обучения и системно-деятельностного подхода: будут
проходить в форме бесед, дискуссий, презентаций книги, научного
исследования, защиты проекта, игры-викторины, поэтической гостиной,
конференции, т.е. детям будут доступны все виды внеурочной деятельности
(игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение,
досугово-развлекательная
деятельность,
художественное
творчество,
индивидуальная
работа
социальное творчество).
Важным
компонентом
является
с
«читательским портфелем». На заседаниях клуба дети имеют возможность
развивать коммуникативную компетентность, одну из важнейших качеств
человека 21-го века, при этом получение и передача знаний становятся
средством (содержанием) общения.
Задание «выбрать и предложить для обсуждения самостоятельно
прочитанную книгу» в разделе «Мои любимые книги» мотивирует
обучающегося к новой для него деятельности: знать книги и уметь их
самостоятельно выбрать, сформулировать по ним проблемные вопросы и
вынести их на обсуждение членов клуба. Задания мотивируют детей на
работу с текстом, на разрешение «затруднительных», проблемных вопросов.
Именно такие вопросы поднимают авторы произведений, отобранных для
обсуждения за круглым столом читательского клуба:
Для чего читать книги? Какое бывает чтение? Какая литература
важнее? Как нужно читать книги? Правильный ли я читатель? – вопросы
вступительного занятия.
Что такое любовь, дружба, как строить хорошие человеческие
взаимоотношения? Искренний и откровенный разговор с молодым
читателем ведёт Елена Габова - лауреат Международной литературной
премии им. В.П.Крапивина, финалист национальной литературной премии
5
«Заветная мечта», лауреат Конкурса детской и юношеской художественной
литературы им. А.Н.Толстого, Всероссийской литературной премии им.
П.Бажова в книге «Двойка по поведению».
Кто кому нужен больше: человек животному или животное
человеку? Нужно ли приручать животное, особенно не домашнее? – именно
глазами животного позволяет нам посмотреть на этот мир Сара Пеннипакер
в романе «Пакс».
Что такое детство? Что такое семья? Какая она бывает? Могут
ли неидеальные люди образовать идеальную семью? Необходима ли семья
человеку, особенно ребёнку? – вопросы по повести Д. Сабитовой «Где нет
зимы».
Проблемные вопросы, которые затрагивает автор Д. Грин в
произведении «Виноваты звезды»: 1. Борьба за жизнь. Герои борются с
болезнью или помогают близким справиться с ней. Они знают, что каждый
день - это драгоценность, учат радоваться простым вещам и высоко ценят
даже мелочи. 2. Сложности первой любви. Хейзел и Огастус влюблены друг
в друга, но у них не так много времени, и за этот маленький срок они успели
построить свою бесконечность. 3. Взаимоотношения подростков, отцов и
детей. Автор показывает, как в экстремальных жизненных ситуациях
раскрываются как положительные, так и отрицательные черты людей.
Надо ли хранить в памяти трагические события истории своей
семьи, своей страны? Может ли быть интересной документальная проза? Её
отличие от художественной: правдивость и правдоподобие документальной
и художественной прозы. Тяжёлые страницы в истории страны в повести О.
Громовой «Сахарный ребенок» и в дневниках репрессированных детей.
лауреата
«Я уеду жить в «Свитер»» - новая повесть для подростков
премии
писательницы
«Новая
детская
книга»,
популярной
российской
Анны Никольской. В жизнь старшеклассницы Юли
врывается стихийное бедствие - странная Верка, дочь известного дирижера.
Юлина жизнь становится сплошным кошмаром. Что делать? Поселиться в
6
любимом кафе «Свитер»? Или попробовать подружиться с несносной
Верой? На эти и другие вопросы смогут порассуждать и ответить
обучающиеся, прочитав повесть А. Никольской «Я уеду жить в «Свитер».
Проблемные вопросы, которые поднимаются в книге Э. Сиболд
«Милые кости»: 1. Ответственность родителей: родители Сюзи постоянно
задают себе вопрос, почему их не было рядом с дочерью во время убийства,
почему они не смогли помочь ей. 2. Жизнь после потери: мать Сюзи решает
начать жизнь заново, оставив семью и мужа, в то время как отец клянётся
найти убийцу и доказать его вину. 3. Переживания сестры: почти на десять
лет смыслом жизни Линдси становится самоутверждение, помощь отцу,
зацикленному на смерти старшей дочери.
Разговор о толерантности к тем, кто нам неудобен, кого мы
часто стараемся не замечать – к инвалидам, мигрантам. Возможно ли понять
человека, с которым вы живете абсолютно в разном ритме? Диагноз СДВГ
для ребенка – это клеймо «невоспитуемого» и «необучаемого»? – разговор
по повести Н. Дашевской «Я не тормоз».
Какое место в нашей семье занимают дедушки и бабушки? Как
пережить потерю близкого человека? Через какие психологические стадии
проходит взрослеющий ребенок? Когда мы критикуем поступки родителей,
а когда мы восхищаемся ими? – по книге А. Нанетти «Мой дедушка был
вишней».
7
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Умение
чувствовать
красоту
и
выразительность
речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
Интерес к изучению литературы;
Осознание ответственности за произнесенное и написанное
слово.
Метапредметные результаты:
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Пользоваться словарями, справочниками;
Строить рассуждения, задавать вопросы;
Адекватно
различных
использовать
коммуникативных
речевые
задач,
средства
владеть
для
решения
монологической
и
диалогической формами речи;
Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
8
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
1
Вступительное занятие. Знакомство. Какой я
1
читатель?
В мире современной литературы
2
Елена Габова «Двойка по поведению». Что
3
такое любовь, дружба, как строить хорошие
человеческие взаимоотношения?
3
Сара Пеннипакер «Пакс». Кто кому нужен
3
больше: человек животному или животное
человеку? Рассказы о животных.
4
Дина Сабитова «Где нет зимы».
Что такое
3
детство? Что такое семья? Какая она бывает?
Необходима ли семья человеку, особенно
ребёнку?
5
Джон
Грин
в
произведении
«Виноваты
3
звезды». Борьба за жизнь. Сложности первой
любви. Взаимоотношения подростков, отцов
и детей.
6
Ольга Громова «Сахарный ребенок». Надо ли
хранить
в
памяти
трагические
3
события
истории своей семьи, своей страны?
7
Анна Никольская «Я уеду жить в «Свитер»».
Как
вести
себя
в
сложных
3
жизненных
ситуациях?
8
Элис Сиболд «Милые кости». Как жить после
3
смерти близкого человека?
9
Нина Дашевская «Я не тормоз».
9
Разговор о
3
толерантности к инвалидам, мигрантам.
10
Анджела
Нанетти
вишней».
Через
«Мой
какие
дедушка
был
3
психологические
стадии проходит взрослеющий ребенок?
Мои любимые книги
11
Круглый стол: книги по выбору учащихся
4
12
Читательская конференция
2
10