Рабочая программа курса ВД Правовая культура 7 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Правовая культура»
для 7 класса основного общего образования
на 2025-2026 учебный год

Камышлов, 2025

Раздел
Обычай. Мораль.
Право (6 ч)

Право и
справедливость (7 ч)

Основы
конституционного
строя (5 ч)

Содержание учебного курса с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание
Форма организации

Виды
деятельности
Обычай — правило поведения людей, принадлежащих к определенной Лекция, беседа,
Игровая,
группе. Как возникали обычаи. Как исполнялись обычаи. Законы - тематическое занятие,
познавательная
урок-исследование, урок- деятельность
единые правила поведения. Почему стали необходимы законы.
Первые древние государства. Закон - средство регулирования презентация
отношений в обществе. Древние законы.
Право - естественное право человека. Принцип верховенства права над
государством. Право - правила, регулирующие отношения людей между
собой и между ними и государством.
Мораль - неписаные правила поведения, сформулированные в
абстрактной форме. Соотношение права и морали.
Справедливость. Понятие прав человека. Правовое положение человека
Игровая,
в древнем государстве. История борьбы за признание прав человека.
познавательная
Документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека.
деятельность
Право на жизнь - основное право человека. Естественность и
неотъемлемость права на жизнь. Смертная казнь и право на жизнь.
Отмена
смертной
казни
в
цивилизованных
государствах.
Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в
условиях войны и вооруженных конфликтов.
Закон определяет границы свободы. Юридическое равенство. Равенство
в правах и обязанностях. Юридическое равенство и фактическое
неравенство.
Равенство прав вне зависимости от расы, национальности, иола,
религиозных и политических взглядов. Основные признаки
демократического, правового государства. Верховенство закона.
Конституция - основной закон государства. Основные положения,
Игровая,
закрепленные в Конституции. Основные права и свободы человека,
познавательная
закрепленные Конституцией. Защита прав и свобод. Понятия
деятельность
«социальное государство» и «светское государство». Конституция документ прямого действия.
Россия - федеративное государство. Субъекты Российской Федерации.

Органы государственной власти.
Гражданство. Права и обязанности гражданина. Основания
приобретения гражданства. Принцип «крови», принцип «почвы». Выход
из гражданства.
Правовая культура - часть общей культуры человека. Исполнение и
соблюдение законов - обязанности граждан и государства.
Права человека и Права детей, закрепленные в международных документах. Общепризнанные права человека. Конвенция о правах ребенка. Защита
гражданина (5 ч)
прав детей.
Права детей в соответствии с российским законодательством. Права
детей по Гражданскому кодексу. Права ребенка в возрасте от 6 до 14
лет. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.
Права ребенка в семье. Права и обязанности родителей.
Государственная защита прав детей. Опека и попечительство.
Права и обязанности работающего подростка. Порядок и условия
приема на работу 14-летних. Запрет на использование труда подростка.
Льготы работающим подросткам. Институт уполномоченных по правам
ребенка в России.
Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы,
«Ловушки» для
используемые преступниками для вовлечения детей в преступную
подростка (4 ч)
деятельность. Ответственность за это преступление.
Наркотики
и
наркомания.
Социальная,
психологическая
и
физиологическая опасность употребления наркотиков. Условия,
способствующие приобщению взрослых и несовершеннолетних к
употреблению наркотиков. Ответственность за распространение
наркотиков.
Опасность случайных знакомств несовершеннолетних со взрослыми.
Вовлечение детей в занятие попрошайничеством, бродяжничеством.
Профилактика правонарушений. Преступления несовершеннолетних.
Административная ответственность.
Случаи законного задержания человека полицией. Права задержанного
несовершеннолетнего.
Порядок
допроса
несовершеннолетнего
3

Игровая,
познавательная
деятельность

Игровая,
познавательная
деятельность

Кто охраняет закон (5
ч)

Готовы ли вы
защитить свои права
(2 ч)

задержанного. Личный досмотр. Протокол задержания.
Суд - орган, осуществляющий правосудие в нашей стране. Статус судей.
Принципы правосудия: равенство перед законом; гласность; участие
общественности.
Адвокат - юрист, оказывающий квалифицированную юридическую
помощь. Обязанности адвоката. Случаи, когда юридическая помощь
оказывается бесплатно.
Прокуратура - организация, осуществляющая надзор за соблюдением
законов. Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных дел.
Участие прокурора в суде.
Полиция - подразделение органов внутренних дел. Права и обязанности
работников полиции. Криминальная полиция. Общественный порядок.
Зависимость устойчивого правопорядка в стране от активной позиции
граждан. Формы проявления такой активности. Выбор каждого гарантированные права или бесправие.
Конституционное право участия в управлении делами государства.
Политическая и правовая культура избирателя. Социальная
ответственность, профессионализм и нравственная безупречность
кандидатов на выборные должности.

4

Игровая,
познавательная
деятельность

Игровая,
познавательная
деятельность

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения учебного курса воплощают традиционные
российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений.
1) гражданского воспитания:



готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны,
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, представление о способах
противодействия коррупции;



готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к

взаимопониманию и взаимопомощи;



активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное
отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к символам
России,

государственным

праздникам,

историческому,

природному

наследию

и

памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:



осознание ценности жизни;



ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ

жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;



соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения

в интернет-среде, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не
осуждая, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:



установка на активное участие в решении практических задач (в рамках

семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность, интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;



осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:



ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для

решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды;



повышение

уровня

экологической

культуры,

характера экологических проблем и путей их решения;
6

осознание

глобального



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;



осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи

природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:



ориентация в деятельности на современную систему научных представлений

об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;


овладение

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:



освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;



способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,

открытость опыту и знаниям других;



способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и

знаниям других, повышать

уровень своей компетентности через практическую

деятельность, в том числе умение учиться у других людей;



осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции

из опыта других;



навык выявления и связывания образов, способность формирования новых

знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;



умение

распознавать

конкретные

примеры

понятия

по характерным

признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
7

свойства при решении задач (далее ‒ оперировать понятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;



умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и

экономики;



умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,

достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;



способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать

происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер;



оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и

действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;



быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:



выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и

процессов;



устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,

основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;



с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;



предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;



выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения

поставленной задачи;



выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;



делать

выводы

с

использованием

дедуктивных

и

индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;



самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
8

несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев);



осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Базовые исследовательские действия:



использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;



формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и

желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;



формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений

других, аргументировать свою позицию, мнение;



проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование

по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в

ходе исследования;



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам

проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;



выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;



находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и

ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации;



оценивать

надёжность

информации

по

критериям,

педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;



эффективно запоминать и систематизировать информацию.
9

предложенным

Коммуникативные универсальные учебные действия:



воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии

с целями и условиями общения;



выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;



распознавать

невербальные

средства

общения,

понимать

значение

социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;



понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;



в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;



сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;



публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;



самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации

и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:



выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;



ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);



самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),

выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;



составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма

решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;



делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:



владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
10



учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при

решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,

давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;



вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;



оценивать соответствие результата цели и условиям;



различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями

других;



выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого

человека, понимать мотивы и намерения другого;



регулировать способ выражения эмоций;



осознанно относиться к другому человеку, его мнению;



признавать своё право на ошибку и такое же право другого;



принимать себя и других, не осуждая;



открытость себе и другим.

Совместная деятельность:



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной

работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;



принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по

её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;



уметь

обобщать

мнения

нескольких

людей,

проявлять

готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;



планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с

учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);



выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по

своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
11



оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;



сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в

достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



формирование

мировоззренческой,

ценностно-смысловой

сферы

обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной
ответственности,

правового

самосознания,

поликультурности,

толерантности,

приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;



понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды

как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;



осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся

глобальном мире;



приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной

ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования
собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области
социальных отношений;



формирование

основ

правосознания

для

соотнесения

собственного

поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными

законодательством

Российской

Федерации,

убежденности

необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;



освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее

осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;



развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса

к изучению общественных дисциплин.

12

3. Тематическое планирование
№

Тема урока

Количество Содержание занятия
часов
Обычай. Мораль. Право.
1
Правоведение

1

Введение в
правоведение

2

Как появились
обычаи
Как зародилось
государство

1

4

Знакомимся с
правом

1

5

Право и мораль

1

3

6-7 Права человека

8

Право человека на
жизнь

9

Свобода и закон

10

Юридическое
равенство
Когда государство
становится
правовым

11

12
13

Что закреплено
Конституцией

14- Как устроено наше
15 государство

1

Социальные нормы.
Обычай.
Власть. Государство.

Право. Закон. Норма
права.
Ответственность
Мораль

Право и справедливость
2
Права человека.
Правовой статус.
Всеобщая декларация
прав человека
1
Основные
(естественные) права
человека.
Международное
гуманитарное право.

Характеристика
видов деятельности
обучающихся
Рассуждения на тему
необходимости права в
современном обществе
Составление конспекта
Дискуссия по проблеме:
может ли существовать
общество без
государства?
Работа в группах,
составление конспекта
Работа в группах,
составление конспекта

Работа с правовыми
источниками,
составление конспекта,
коллажа
Работа в группах,
участие в массовых
дискуссиях проблеме:
смертная казнь и право
на жизнь, аргументация
точек зрения, работа с
правовыми
источниками
1
Свобода. Закон.
Рассуждения на тему
свободы действий
гражданина и важности
соблюдения закона
1
Юридическое
Составление конспекта
равенство
изучаемого материала
1
Демократия.
Составление конспекта,
Правовое
работа с нормативногосударство.
правовыми
источниками
Обобщающее занятие по разделам 1-2
Основы конституционного строя
1
Конституция.
Работа
в
группах,
Социальное
работа с правовыми
государство.
источниками
Светское
государство.
2
Республика.
Работа
в
группах,
Демократический
составление, коллажа,
13

16

Гражданин и
гражданство

17

Зачем изучать
закон

18

Что такое права
человека?

19

Я и мои права

20

Права детей по
семейному,
гражданскому
законодательству
Права детей по
трудовому
законодательству

21

22
23

Вовлечение детей в
преступную
деятельность

24

Осторожно:
наркотики!

25

Когда подросток
нарушает закон

26

Если вас задержала
полиция

27

Суд

28

Адвокат

1

режим. Федерация. таблицы.
Субъекты федерации.
Органы
государственной
власти.
Гражданин.
Составление конспекта
Гражданство
изучаемого материала

Правовая культура. Составление конспекта
Правовое сознание
изучаемого материала,
написание эссе
Права человека и гражданина
1
Всеобщая декларация Работа в группах,
прав человека,
работа с правовыми
Конвенция о правах
источниками
ребёнка.
1
Конвенция, права,
Работа в группах,
ответственность
работа с периодической
печатью, коллаж.
1
Семья. Семейный
Составление таблицы,
кодекс. Опека.
работа с нормативноПопечительство.
правовыми
Гражданский кодекс
источниками
1
Трудовой кодекс.
Составление таблицы,
Трудовой договор
работа с нормативноправовыми
источниками
Обобщающее занятие по разделам 3-4
«Ловушки» для подростков
1
Преступление.
Решение ситуационных
Преступная группа
задач, анализ
жизненных ситуаций,
аргументация выводов
с опорой на источники
1
Наркомания.
Анализ жизненных
ситуаций, аргументация
выводов с опорой на
источники
1
Правонарушение.
Составление конспекта
Правовая
изучаемого материала
ответственность
1
Полиция. Права
Решение правовых
задержанного.
ситуационных задач
Допрос. Личный
досмотр. Протокол
задержания.
Кто охраняет закон
1
Суд. Правосудие.
Составление коллажа,
Судья
решение ситуационных
задач
1
Адвокат.
Работа в группах,
Юридическая
дискуссия, выявление
1

14

помощь.

позиций, принятие
решений
29 Прокуратура
1
Прокуратура
Составление коллажа,
решение ситуационных
задач
30 Полиция
1
Полиция.
Составление коллажа,
Подразделения
решение ситуационных
полиции.
задач
31
Обобщающее занятие по разделам 5-6
Готовы ли вы защитить свои права
32 Ваш выбор: право
1
Правопорядок.
Обсуждение позиций
или бесправие
Позиция гражданина
33- Ваше личное
2
Политическая и
Анализ жизненных
34 участие в создании
правовая культура
ситуаций, выявление
справедливого
избирателя.
позиций, составление
государства и
Социальная
конспекта
общества
ответственность.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».