РП курса ВУД Мой родной край 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №6»
Камышловского городского округа

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
Протокол № 1 от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мой родной край»

для обучающихся 5-х классов

Камышлов, 2024

Пояснительная записка
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших
школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких
моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине,
патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать
уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой
родины.
Свердловская область имеет свою историю, культурные традиции, памятные
места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных
земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего
для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа
кружка «Мой родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном
крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим
страны.
Программа «Мой родной край» направлена воспитывать чувство гордости за своих
земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к
живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и
наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее
воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию,
оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на
экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных
явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны
природы, побуждают беречь её.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный
процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся,
приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные
умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь
учащихся к поисково-исследовательской работе
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть
важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного,
личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым
будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических,
культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского
мировоззрения.
Цель:
Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию
школьников на основе национальных традиций и культуры родного края.
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к
местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и
понимать красоту родной природы.
Формирование
активной гражданской позиции, социальных компетенций –
избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности
В программу включены 3 блока:
- историческое краеведение;
- природно-географическое краеведение;
- художественное и духовное краеведение.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно
дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».
Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения
приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию
навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое
выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые
укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук
вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями
местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения.
Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного
сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое
поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о
младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном
творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Работа осуществляется в 2-х направлениях:
1.
Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы,
презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео
материалов).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)

Описание места программы в структуре основной образовательной
программы (ООП)
Программа «Мой родной край» является неотъемлемой частью основной
образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа
рассчитана из расчета 1 час занятий в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной
деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в
природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического
сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе
означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни
в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном
здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к
родному краю.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
В результате освоения программы у обучающегося будут сформированы понятия:
- культуре, истории, природе родного края,
- о владении навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными
качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное
отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях,
нравах, обычаях Малой Родины;
- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;
- о владении навыками саморефлексии и работы с литературой.
Обучающиеся 5 классов должны знать:
- культуру, историю, природу родного края,
- представление о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке;
традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
- понятия о представлениях «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;
Обучающие должны уметь:
- владеть навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными
качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное
отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- владеть навыками само рефлексии и работы с литературой.

Содержание программы внеурочной деятельности
В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное
значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе
познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся
основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом
реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Курс программы включает в себя изучение следующих тем:
1. Край, в котором мы живём. Знакомство со Свердловской областью.
2. Моя Малая родина.
3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Свердловской области.
4. Глубоки корни: история Свердловской области.

Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности
№
п/п

1.

Дата
провед.
П.
Ф.

1 год
Тема

Основные виды
деятельности

1 раздел
«Край, в котором мы живём. Знакомство со
Свердловской областью».
Введение. Край, в котором мы живём. Беседа и игра
Знакомство со Свердловской областью
https://uraloved.ru/kamyshlov
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2023/05/16/prezentatsiya-sverdlovskaya-oblast
https://infourok.ru/prezentaciya-nash-kray-sverdlovskayaoblast-3408328.html

2.

Камышлов в прошлом.
https://nashural.ru/article/istoriya-urala/istoriya-kamyshlovagorod-kupecheskij/

10.

Наша древняя столица.
Древние города Свердловской области
Растительность Свердловской области
Животный мир Свердловской области
Реки Камышловского района и их обитатели.
Экологические проблемы
Охрана природы. Участие школьников в охране
природы родного края.
Стихи о Свердловской области, Камышлова

11.

Храмы Свердловской области

12.

Музей и достопримечательности Свердловской
области

13.
14.

Праздники и обряды Свердловской области
Ремёсла и промыслы Свердловской области

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Виртуальная
экскурсия
Беседа и игра
Просмотр д/ф
Ролевая игра
Ролевая игра
Беседа и игра
Беседа и дискуссия
Практическое
занятие
Инсценировка
стихотворений
Просмотр д/ф и
интерактивная игра
Просмотр
презентации и
викторина
Ролевая игра
Просмотр
презентации и

15.
16.

истории названий улиц города Камышлова
Военно – исторические памятники

17.

Свердловской область в годы Великой
Отечественной войны
2 раздел
«Моя Малая родина»
Моя Малая родина. Город Чехов.

18.
19.
20.
21.

22.
23.

24.

25.
26.

27.
28.

29.
30.

31.
32.

33.

инсценированные
сказки
Беседа и викторина
Устный журнал и
историкопознавательная игра
Историкопознавательная игра

Устный журнал и
викторина
А.П.Чехов – писатель и врач.
Просмотр д/ф и
интерактивная игра
Детские произведения А.П.Чехова
Библиотечное
занятие
Мелихово, музей А.П.Чехова.
Просмотр
презентации и
викторина.
Поэты, художники, композиторы на земле
Беседа и экскурсия
Московской.
в «Дом творчества»
Мелихово
Беседа с
просмотром
презентации и
викторина
Молодинское сражение
Беседа с
просмотром
презентации и
викторина
Военно – исторический Музей Памяти в г.
Устный журнал и
Чехове
викторина
Виртуальная
экскурсия и
викторина
истории названий улиц, сёл, рек Камышловского Беседа и ролевая
района
игра
Спорт в г. Камышлове и Свердловской области
Просмотр
презентации и
подвижные игры
Наши знаменитые земляки
Беседа и викторина
Виртуальная экскурсия по посёлкам
Виртуальная
Камышловского района.
экскурсия и
викторина
Экскурсия в Поселковую библиотеку.
Экскурсия
Знакомство с творчеством_____________.
Экскурсия в
поселковую
библиотеку
Чтение произведений ____________________.
Библиотечное
занятие и
инсценирование
рассказов О.

Конкурс «Знаешь ли ты свой край?»
Всего 34 часа

34.

Кургузова
Урок-игра

Описание материально-технического обеспечения
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Компьютерная техника
Фотоаппарат.
DVD-проигрыватель
Магнитофон.
Интерактивная доска
Медиа проектор

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Л. В. Бочарова, В.А. Кошелев «Педагогический опыт: Сборник методических работ.
Экология»
А.В.Михеев, В.М. Галушин «Охрана природы».
Л.Н.Смирнова « Поделки своими руками».
О.Н.Пономарёва « Народные традиции в экологическом образовании».
Р.А. Прибавкина « Методические указания по организации и содержанию школьного
кружка по охране природы».
Л.Е Куприна « Методические рекомендации по созданию экологической тропы».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».