Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования
Рабочая программа дополнительного
образования
«Учусь быть читателем»
Направление: общекультурное
Возраст: 8-10 лет
Срок реализации: 3 года
Количество часов по классам:
1. 2 класс – 34ч.
2. 3 класс – 34ч.
3. 4 класс – 34ч.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы «Учусь быть читателем» являются
следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Метапредметными результатами программы «Учусь быть читателем» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с
помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
учиться работать по предложенному учителем плану;
использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, сложные приборы, средства ИКТ);
уметь соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Средством
формирования
регулятивных
УУД
служит
технология
продуктивного
чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными
способами;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения
предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и
диалогической речи;
оформлять свои мысли в форме устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением
средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться
подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к
собственному мнению; понимать другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для
того чтобы сделать что-то сообща;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано
использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия
к мысли»:
Диагностический инструментарий
Оцениваемые
универсальные
учебные
действия
Методика «Беседа о школе»;
Внутренняя сформированность позиции
Проба
на
познавательную школьника;
мотивация
учения;
инициативу
«Незавершенная сформированность
познавательных
сказка»;
мотивов;
сформированность
способов
Опросник мотивации;
решения и общего способа действий;
стремление выполнять социально значимую
и социально оцениваемую деятельность,
быть полезным обществу.
Типовые
учебные
задачи Сформированность действий, направленных
(Ж.Пиаже);
на
учёт
позиции
собеседника,
Задание
«Рукавички»
(Г.А. коммуникативные действия, осуществление
Цукерман);
сотрудничества
Задание «Левая и правая сторона»
(Ж. Пиаже);
Методика «кто прав» (Г.Цукерман
и др);
Шкала
выраженности
учебно- Установление связи между содержанием
познавательного интереса (по Г.Ю. учебных предметов и познавательными
Ксензовой);
интересами, сформированность действия
смыслообразования
Методика выявления характера сформированность действия личностного
атрибуции успеха/неуспеха;
самооценивания
Уровни
сформированности Формирование
целеустремлённости
в
целеполагания (в соответствии достижении
целей,
готовность
к
основным положениям концепции преодолению трудностей
П.Я. Гальперина)
Уровни развития контроля (в Формирование актуального рефлексивного
соответствии
основным контроля
положениям
концепции
П.Я.
Гальперина)
Уровни
развития
оценки
(в Формирование учебной и личностной
соответствии
основным самооценки, установка на улучшение
положениям концепции Г.В.
результатов своей деятельности
Репкина, Е.В. Заика)
Уровни
сформированности Сформированность выполнения действий
учебных действий (в соответствии по усвоенному алгоритму, самостоятельное
основным положениям концепции построение учебной цели
Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного
содержания портфолио учеников, опросников.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение
школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к
памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;
о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах
конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и
нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на
местности и элементарных правилах выживания в лесу.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству,
родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и
внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт
самообслуживающей
деятельности;
опыт
природосберегающей
и
природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры;
опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт
общения с представителями других социальных групп, других поколений, с
участниками
и
очевидцами
Великой
Отечественной
войны;
опыт
благотворительной деятельности;
опыт самоорганизации,
организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления
другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Учусь быть читателем
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе
осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с
художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность
в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Младшие
школьники
будут
учиться
полноценно
воспринимать
художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные
художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать
свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность
воспринимать художественное произведение как особый вид искусства,
соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования
эстетических потребностей
и
чувств,
познакомятся
с
некоторыми
коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка,
используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить
собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного
к творческой деятельности.
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с
учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать
информацию для практической работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
–
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,
саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного,
познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского
интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации,
иной информации;
–
прогнозировать содержание текста художественного произведения
по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный,
учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
–
ориентироваться в содержании художественного, учебного и
научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя,
при прослушивании):
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и
научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех
видов текстов);
–
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или
собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
–
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст.
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
–
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом
Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
–
вести список прочитанных книг с целью использования его в
учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга
чтения;
–
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение
по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
–
работать с тематическим каталогом;
–
работать с детской периодикой;
–
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной
форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных
текстов)
Выпускник научится:
–
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
–
различать художественные произведения разных жанров (рассказ,
басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать художественную литературу как вид искусства.
Содержание и тематическое планирование
2 класс
Тема
Кол-во
часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Вид занятий
(форма, метод)
Содержание
Самые интересные
книги,
прочитанные
летом.
Мы в гости к вам!
1
Посещение
библиотеки.
Обзор новых книг для чтения во
2 классе.
2
Посещение
библиотеки.
Конкурсная
программа
в
«Путешествие
море книг»
Ребусы от А до Я.
2
Конкурсная
программа.
Развитие умения пользоваться
библиотечным
фондом
и
различными
средствами
библиотечнобиблиографической помощи.
Драматизация
отрывков
из
произведений, игры, конкурсы.
1
Игра.
Разгадывание ребусов
Книжкина
больница.
День
книги
именинницы.
2
Практическая
деятельность.
Проектная
деятельность
Ремонт книг
Литературная
игравикторина
Устный
журнал.
Литературная
игравикторина
Викторина по произведениям,
конкурс рисунков.
–
3
Сказки и стихи
К.Чуковского.
1
13 Писатели родного
14 края.
15 Литературная игра
«Что?
Где?
Когда?»
по
сказкам
Андерсена.
16 «И в шутку, и
17 всерьез». Рассказы
Н. Носова.
2
2
Конкурс.
Составление
кроссвордов.
18 Веселый
урок
19 русского языка
2
Тематический
праздник
Конкурс
скороговорок.
1
Сбор
информации
знаменательных датах.
о
Рассказ о творчестве писателей.
Драматизация
отрывков
из
произведений, игры, конкурсы.
и
разгадывание
поговорок,
20 Игра «Что? Где?
Когда?»
по
сказкам Андерсена
21 Сказки
братьев
22 Гримм.
23 «Ребятам
о
24 зверятах»
25
1
Игра-викторина Игры, конкурсы
2
26 «Вместе
весело
27 шагать»
28
29 «Папа, мама, я –
30 читающая семья».
31
32
3
Устный
журнал.
Беседа,
обсуждение.
Проектная
деятельность
Выставка
рисунков
и
плакатов.
Проектная
деятельность.
Праздник для
родителей
и
детей
33 Посещение
34 библиотеки.
2
Итого
3
4
34
часа
Беседа,
книг.
Драматизация
отрывков
из
произведений, игры, конкурсы
Изготовление
дидактической
игры.
Коллективно-творческое дело по
изготовлению плаката- призыва
к чтению.
-конкурс на самую читающую
семью;
-конкурс на лучшее чтение
стихов;
-любимые книги родителей в
детстве.
обзор Рекомендательный
список
произведений
для
летнего
чтения
класс
№
Тема
Кол-во
часов
3
Вид занятий
(форма, метод)
Содержание
Презентация
дневников.
читательских
1
2
«Лето с героями 2
любимых книг».
Проектная
деятельность
3
Устный журнал
«Твоя книжная 1
полка».
Занятие
библиотеке
4
5
6
Басни
И. Крылова
Конкурс на
лучшее
инсценирование
басни.
Творческая работа в группах
7
8
«Книжкины
именины»
2
Игровая
программа
Викторины,
конкурсы,
кроссворды по книгам детских
писателей.
2
Встреча
писателем.
с Приглашает библиотека.
Подготовка:
биография
писателя, вопросы.
Обмен впечатлениями.
Составление
рассказа
по
готовой концовке.
9 «Литературная
10 гостиная».
3
11 Уроки речевого 1
творчества.
12
13
14
15
Литературные
сказки
зарубежных
писателей.
Беседа,
обсуждение.
КВН.
4
16 Сочиняем сказки 4
17
18
19
Проектная
деятельность
в Обзор новинок для чтения
учащихся младшего школьного
возраста
Подготовка
и
проведение
мероприятия по следующим
произведениям:
Линдгрен «Малыш и Карлсон,
который живет на крыше»,
«Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл
«Алиса в стране чудес», Милн
«Винни – Пух», Янссон «Шляпа
Волшебника»
Дети сочиняют сказку.
икт
Презентация.
Литературная
игра
А.Толстой «Золотой ключик,
или Приключения Буратино».
Конкурс чтецов
Подготовка
и
конкурсе чтецов
29 Загадка, загадка! 2
30
31 «Зачем нужны
32 книги
в 2
компьютерный
век?»
Проектная
деятельность.
Читательская
конференция
«Слабое звено»
Литературная
игра
Основные признаки загадки,
составление сборника загадок.
Подготовка и проведение
конференции.
Работа организуется по
секциям. Выступают
докладчики и оппоненты,
подводится итог.
Подготовка и заключительная
игра по прочитанным книгам.
20
21
22
23
24
25
Презентация
3
первого своего
произведения
3
Литературная
игра по книге
А.
Толстого
«Золотой
ключик,
или
Приключения
Буратино».
26 Конкурс чтецов,
27 посвященный
28 празднику
Победы.
33
34
Итого
3
2
34
часа
участие
в
класс
№
Тема
Кол-во
часов
4
Вид занятий
Содержание
(форма, метод)
1
Вводное
занятие
Повторение заповедей читателя и
основных элементов книги. Заполнение
читательской анкеты.
2
Подвиги
моего
детства.
2
Н.ГаринМихайловский
«Детство Тёмы».
Повесть. Глава
«Старый
колодезь»
3
Мечты
моего
детства.
2
Антуан де СентЭкзюпери
«Маленький
принц». Сказка.
Перевод Н.Галь.
4
Приключен
ия
моего
детства.
3
Марк
Твен
«Приключения
Тома Сойера».
Повесть.
Перевод
К.Чуковского.
5
Сказки
моего
детства.
2
Д.Барри. «Питер
Пен» Сказочная
повесть.
Перевод
И.Токмаковой.
Выставка книг. Рассказ учителя о
творчестве писателя. Чтение статьи об
авторе. Комбинированное чтение главы
«Старый
колодезь».
Проблемные
ситуации.
Самостоятельная
работа
учащихся над текстом (карандаш).
Выразительное
чтение
наиболее
драматических эпизодов главы. Анализ
качеств
характера
главного
героя
повести.
Рассказ учителя о судьбе писателя и об
истории создания сказки. Работа над
главными
персонажами
сказки.
Литературная игра. Краткий пересказ
истории встречи принца и Лиса.
Обсуждение проблемного вопроса: Какие
открытия совершил Маленький принц на
планете Земля? Выразительное чтение
диалога между Лисом и принцем.
Сообщения учащихся об американском
писателе.
Выставка
книг.
Обмен
читательскими
впечатлениями.
Литературная викторина «Внимательный
читатель».
Просмотр
фрагментов
одноимённого фильма С.Говорухина
(1981г.) выразительное чтение по ролям
диалога между Томом и Геком.
Творческое иллюстрирование. Командная
игра6 «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома
Сойера.
Урок
–
путешествие
на
остров
Нетинебудет. Выставка разных изданий
сказки Д.Барри. просмотр фрагментов
фильма «Капитан Крюк» (режиссёр
С.Спилберг,
1991г.).
Обмен
6
Мой Урал
1
7
Мифы,
предания,
легенды об
Урале
Суровая
природа
Урала
1
9
Уральские
мастера
2
10
Сказочное
2
8
путешествие
по Швеции.
2
Л.Татьяничева
Урал.
Стихотворение.
О.Коряков.
«Чудесная
кладовая».
Рассказы.
Д.МаминСибиряк.
Рассказы
о
природе Урала
(«Емеляохотник,
«Зимовье
на
Студёной»,
«Приёмыш»,
«Богач
и
Ерёмка»)
П.Бажов. Сказы
о
Хозяйке
Медной
горы
(«Медной горы
Хозяйка»,
«Малахитовая
шкатулка»,
«Каменный
цветок»,
«Горный
мастер»,
«Хрупкая
веточка»)
С.Лагерлёф
«Чудесное
путешествие
читательскими
и
зрительскими
впечатлениями.
Литературная
игра
«угадай героя из сказки Джеймса Барри».
Рассказ учителя об истории создания
книги, о знакомстве Барри с семьёй
С.Девис. просмотр эпизодов фильма
«Волшебная страна» (2004г.) снятого по
материалам
жизни
Д.Барри.
сопоставительный анализ главных героев
сказки
По усмотрению педагога.
По усмотрению педагога.
Заочное
посещение
дома-музея
Д.Н.Мамина
Сибиряка.
Урок
–
путешествие по малой Родине, по Уралу.
Выставка детских рассказов и сказок
Мамина-Сибиряка. Чтение и обсуждение
статьи о нём. Литературная игра «В
каком рассказе живут герои МаминаСибиряка?». Литературная викторина по
рассказам писателя. Групповая работа по
созданию обобщённой характеристики
главных героев рассказов МаминаСибиряка.
Заочное
посещение
дома-музея
П.П.Бажова.
продолжение
урокапутешествия по Уралу. Чтение и
обсуждение
статьи
о
П.Бажове.
Литературная игра «Хорошо ли ты
знаешь сказы Бажова?» Работа над
особенностями
жанра
сказа.
Характеристика Хозяйки Медной горы,
выставка детских рисунков. Игровое
задание: «Где происходит действие в
сказах?» Групповая работа по созданию
обобщённой характеристики главных
героев сказов Бажова.
Урок-путешествие по Швеции. Выставка
книг С.Лагерлёф. Литературный отзыв о
сказке. Защита творческих проектов.
11
Удивитель
ный
мир
растений и
насекомых
3
12
Приключен
ие длиною
в жизнь
3
13. Отважные
капитаны.
3
Нильса
с Чтение
и
обсуждение
статьи
о
гусями».
С.Лагерлёф. рассказ учителя об истории
Сказочная
создания повести. Просмотр фрагментов
повесть.
мультфильма «Заколдованный мальчик».
Перевод
Литературная
игра
«Восстанови
З.Задунайской и правильную нумерацию глав повести».
А.Любарской.
Краткий
пересказ
наиболее
запомнившегося эпизода. Работа над
образом главного героя.
Я.Ларри
Урок-путешествие в срану биологических
«Приключения
знаний. Выставка книг. Чтение и
Карика и Вали». обсуждение
статьи
о
Я.Ларри.
Научнодополнительный
рассказ
художественная подготовленного ученика о начале
повесть.
приключений героев сказочной повести.
Просмотр
эпизодов
фильма-сказки
«Необыкновенные приключения Карика
и Вали». Конкурс на лучшего знатока
жизни насекомых. Комбинированное
чтение вслух главы 9. Краткий пересказ.
Работа над образами главных героев
сказки. Защита творческих проектов.
Д.Дефо
Просмотр фрагментов фильма «Робинзон
«Приключения
Крузо» 91996г.0 выставка
разных
Робинзона
изданий книг Д.Дефо. Обсуждение
Крузо». Роман. названия книги. Рассказ учителя о
Перевод
писателе и об истории создания книги.
К.Чуковского.
Обсуждение содержания начальных глав
романа. Ведение записей в «Дневнике
жизни Робинзона Крузо на острове».
Пересказ наиболее важных событий в
жизни героя. Литературная викторина.
Литературная игра «Чему научился
Робинзон во время жизни на острове?»
Работа над образом главного героя
романа. Составление его развёрнутой
характеристики.
Ж.Верн «Дети Урок-приключение по материкам и
капитана
океанам. Просмотр фрагиентов фильма
Гранта». Роман. «Дети капитана Гранта» (СССР, 1986г.)
Перевод
выставка
книг
Ж.Верна,
обмен
А.Бекетовой.
читательскими впечатлениями. Рассказ
учителя о творчестве писателя и истории
создания книги. Литературная игра
«Знаешь ли ты персонажей романа Жюля
1
Самая
романтичес
кая сказка.
Э.Гофман
«Щелкунчик и
мышиный
король». Сказка.
Перевод
И.Татариновой.
15
«Всё
2
страньше и
страньше…»
самая
необычная
сказка
Л.Керрол
«Приключения
Алисы в Стране
Чудес». Сказка.
Перевод
Б.Заходера.
16
Неведомое
Средиземье
…
Самая
героическая
сказка
Д.Толкиен.
«Хоббит,
или
Туда и обратно»
Сказка. Перевод
Н.Рахмановой
14
«Музыканты
и вовсе не
музыканты»
2
Верна?»
Литературная
викторина.
Составление
«Путевгого
дневника»
шхуны «Дункан». Краткий пересказ
наиболее важных и интересных событий
романа.
Творческая
работа
«Мой
любимый герой романа Ж.Верна» по
заданному началу: «Если бы…»
Обмен читательскими впечатлениями.
Выборочное чтение и пересказ ключевых
глав сказки.
Рассказ учителя о
своеобразии личности писателя и его
делении людей на «музыкантов» и «вовсе
немузыкантов».
Обсуждение
проблемного вопроса «Кто в сказке
является музыкантом?» Литературная
викторина
«кто
из
персонажей
принадлежит
волшебному,
а
кто
реальному миру?». Обсуждение реальных
вопросов, связанных с образом главной
героини.
Просмотр
балета
П.И.Чайковского
«Щелкунчик»
сопоставление книги и балета.
Просмотр
фрагментов
российского
мультфильма «Алиса в стране чудес»
(1981г.)
обмен
читательскими
и
зрительскими впечатлениями. Творчество
писателя. Выставка разных изданий
сказок Кэррола. Литературная викторина
«Превращения Алисы в Стране Чудес».
Выборочное чтение и пересказ начальных
глав сказки. Литературная игра «Знаешь
ли ты жителей Страны Чудес?».
Индивидуальные творческие задания.
Анализ «Главы никакой», написанной
переводчиком – Заходером. Работа над
характеристикой главной героини Алисы.
Урок-приключение
по
неведомому
Средиземью. Выставка книг Д.Толкиена.
Обмен читательскими впечатлениями.
Знакомство с творчеством писателя –
учёного. Рассказ об истории создания и
опубликования книги. Литературная
викторина «Знаешь ли ты героев
Толкиена?» литературная викторина.
Творческое задание: обозначить на карте
17
Сказка
о
дружбе и
верности
Итого
2
34
часа
Средизеья маршрут путешественников».
Графическое
иллюстрирование.
Восстановление
последовательности
событий в сказке. Краткий пересказ
наиболее увлекательных событий. Работа
над образом главного героя – Бильбо
Бэггинса.
В.Крапивин
Урок-путешествие в мир «летящих
«Дети
синего сказок» В.Крапивина. выставка книг
фламинго».
писателя. Составление аннотаций. Обмен
Сказка
читательскими
впечатлениями.рассказ
учителя о писателе, об истории
крапивинского
отряда
«Каравелла».
Групповая
работа:
характеристика
сказочного острова Двид». Анализ образа
жизни
детей
на
острове
Двид.
Характеристика главного героя сказки.
Обсуждение
проблемных
вопросов,
связанных с осмыслением главных идей
книги.