Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
Направление: общекультурное
Срок реализации: 4 года
Уровень: 1-4классы
Количество часов: 1 час в неделю
КАМЫШЛОВ
1.
Пояснительная записка
Программа «Умелые ручки», составлена на основе Федерального
Государственного образовательного стандарта начального общего образования;
программы Духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся; основной
общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ «Школа №
6» КГО.
Общая характеристика внеурочного курса
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного
стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией
содержания общего образования, является гуманистическая направленность
образования.
Она
обуславливает
личностно-ориентированную
модель
взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс
глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве
приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления,
способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся
неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими
способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как
способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над
которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки,
проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность,
художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя
способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще
не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не
зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии,
воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую
действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем
большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э.
Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства
психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и
формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология».
Данный предмет является опорным для формирования системы универсальных
учебных действий в начальном звене школы. В нем все элементы учебной
деятельности предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятным
для детей. Пратико-ориентированная направленность содержания предмета
«Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении
других учебных предметов.
Однако, по базисному учебному плану в первом и
втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю.
Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию
можно за счет проведения кружковой работы – 1-2 часа в неделю.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по
технологии:
ребята знакомятся с разными видами декоративно - прикладного
искусства (оригами, лепка, тестопластика, керамика, вышивка, шитьё,
бисероплетениеи т.д.),
с культурой и историей родного края, с творчеством народа,
проживающего в родной местности,
с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь,
акварель, пастель, графика, гравюра).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более
сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с
профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи,
скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той
или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают
свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный
вкус.
Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который
пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе, способствует духовно-нравственному развитию личности.
Воспитанию духовности способствует активное изучение образов и конструкций
природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для
мастерства; ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных
традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на 4 года.
В 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 и 4-х классах –34 часов (1
час в неделю).
Всего реализуется в объеме 135 часов.
Цели кружковой работы
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое
развитие детей в процессе овладения разными видами декоративноприкладного искусства.
Задачи программы:
духовно-нравственное развитие учащихся;
развитие творческих способностей младших школьников, детского
сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости,
терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, терпения,
трудолюбия, интереса к истории родного края, его культуре; проектных
способностей младших школьников;
формирование целостной картины мира, осмысление духовнопсихологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы;
формирование первоначальных конструкторско-технологических
знаний и умений; умений выполнять работу коллективно, овладение
приемами работы с различными материалами и технологиями;
воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого
человека, любви к родному краю и себе, интерес к искусству.
2. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Программа «Умелые ручки» ориентирована на формирование и
развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных,
познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая
мотивационная
основа
художественно-творческой
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
устойчивый
познавательный интерес к новым способам
исследования технологий и материалов;
адекватное
понимания
причин
успешности/неуспешности
творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней
позиции обучающегося на уровне понимания
необходимости творческой деятельности, как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно
учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать
разные мнения, стремиться к координации при
выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять
поиск нужной информации для выполнения
художественно-творческой задачи с использованием учебной и
дополнительной литературы;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения
познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию,
техническое мышление, конструкторские способности, сформировать
познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его
современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки
различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и
сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов
или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь
своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе:
умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь
другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и
свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса,
школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
3.
Содержание внеурочной деятельности
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие интерес к
конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и
изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям
предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших
изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой
деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом,
работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение
школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной
работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных
предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень
практических и теоретических работ. Каждое занятие, как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические
сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного
характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы
включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности
в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок,
участие в различных конкурсах.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей
необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять
поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с
другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и
комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся
постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге
способствует
художественно-творческому
развитию
школьников,
формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых
материалов.
Способы отслеживания и контроля результатов
внеурочной деятельности
- Наблюдение за выполнением отдельных результатов.
- Выставки детских работ.
- Анализ и обсуждение работ с обучающимися
- Оценка творческой деятельности обучающихся проводится во время
выставок, а также во время выполнения группового или индивидуального
контрольного задания.
4.
Тематическое планирование
по внеурочной программе «Умелые ручки» 1 класс
№
I
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
III
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
IV
4.1
4.2
Наименование раздела, темы занятий
Работа с бумагой и картоном
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
Изготовление зверей оригами (собачка, кошечка, лиса, лягушкаакробат).
Панно из оригами «Лесные мотивы».
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Русские мотивы, узоры.
Изготовление поздравительных открыток.
Работа с пластилином, глиной, тестом
Рассказ о глине, пластилине, соленом тесте.
Кол-во
часов
10
1
1
3
1
1
2
1
10
1
3
Лепка простых по форме овощей, фруктов.
3
Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
3
Лепка по замыслу детей.
Работа с бросовым материалом
11
3
Конструирование дома для сказочных героев.
3
Игрушки из различных материалов. Конструирование игрушек.
3
Игрушки русского народа
Проектная работа «Моя любимая игрушка»
2
Подведение итогов
Оформление выставка творческих работ
Защита своих творческих работ
Итого:
1
1
2
33
Дата
Тематическое планирование
по внеурочной программе «Умелые ручки» 2 класс
№
Наименование раздела, темы занятий
I
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
III
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
IV
4.1
Работа с природным материалом
Рассказ о флористике. Природа Свердловской области
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Изготовление животных из шишек.
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
V
5.1
5.2
5.3
5.4
Составление композиции (коллективная работа).
Кол-во
часов
8
1
1
1
2
3
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с тканью
Вводная беседа «Вышивка»
Виды простейших швов: « через край», «петельный шов», шов
«вперед иголка», «стебельчатый шов», «тамбурный шов»
7
1
3
3
Изготовление салфетки с бахромой.
Работа с бумагой и картоном
Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».
Мозаика «Воспоминание о лете»
9
1
2
Изготовление аппликации “Осенний лес”.
2
Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.
2
Оригами.
2
Работа с пластилином, глиной, тестом
Знакомство с профессией скульптора.
6
1
3
Лепка людей, животных по образцу.
Пластилиновый витраж на стекле.
2
Художественное творчество
Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши.
4
1
Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой 2
живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации
деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.
Подведение итогов.
1
Итого:
34
Дата
Тематическое планирование
по внеурочной программе «Умелые ручки» 3 класс
№
Наименование раздела, темы занятий
Кол-во
часов
I
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
III
3.1
Работа с бумагой и картоном
Знакомство с профессией дизайнера.
Изготовление сувениров из меха.
Художественное творчество
Беседа об изобразительных материалах – графика, пастель,
гравюра.
1
3.2
Работа в технике графика.
1
3.3
3.4
3.5
3.6
IV
4.1
Работа в технике пастель
2
Работа в технике гравюра
2
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
8
1
2
Изготовление игрушек-сувениров.
3
Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями).
2
Аппликация по желанию детей.
Работа с тканью, мехом
Из истории мягкой игрушки.
10
1
4
Шитье мягкой игрушки.
Знакомство с профессией портной.
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
Изготовление настенного кармашка для мелочей.
1
1
2
6
1
Работа с бисером
Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ
образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы;
материалы и инструменты, пробные плетения.
10
1
4
Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера.
4
Плетение брелков – зверушек.
Подведение итогов.
1
Итого:
34
Дата
Тематическое планирование
по внеурочной программе «Умелые ручки» 4 класс
№
I
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
III
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
IV
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
Наименование раздела, темы занятий
Кол-во
часов
Работа с бисером
Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений).
Плетение брошек (работа по схемам).
8
1
2
2
Плетение кулонов.
3
Ажурные браслеты.
Работа с бумагой
Модульное оригами.
Изготовление игрушки в технике модульное оригами.
1
4
Квиллинг. Основные приемы и формы работы.
2
Изготовление панно в технике квиллинг.
3
10
Художественное творчество
8
Монотипия.
Выполнение работ в технике монотипии.
1
2
Пробное рисование набросков росписи на листе. Знакомство, 2
беседа, показ образцов, иллюстраций.
Роспись по дереву (на разделочных досках) северной природы, 3
достопримечательностей родного края.
Проектная работа
8
7
Изготовление проектной творческой работы (Техника, материалы,
способ изготовления по выбору обучающихся).
Подведение итогов.
1
Итого:
34
Дата