Кукольный театр

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 6»
Камышловского городского округа

УТВЕРЖДЕНО
Протокол пед.совета №1 от 26.08.2025
Приказ №75 от 27.08.2025

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ

«Кукольный театр»

Срок реализации: 3 года

2025год

Пояснительная записка.
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей.
Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В
кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку,
зайку, собачку, кукол и пр. – только они ожили, задвигались,
заговорили и стали ещё привлекательнее, интереснее. Кукольный
театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя
рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно
показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости,
находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этого кукольный
театр обладает большими возможностями. Кукольный театр
действует на зрителей целым комплексом средств: художественные
образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе
взятое в силу наглядно-образного мышления школьников помогает
ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного
произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Дети очень впечатлительны и быстро поддаются
эмоциональному воздействию. Они активно включаются в
действие, отвечают на вопросы, заданные куклами, охотно
выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об
опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает
определить отношение к действующим лицам, их поступкам,
вызывает желание подражать положительным героям, быть
непохожим на отрицательных.
Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго
остаётся в памяти: делятся впечатлениями о спектакле,
рассказывают родителям. Это способствует развитию речи и
умению выражать свои чувства.
Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и
способности детей. Работая с куклой, исполнитель должен
понимать содержание образа, сценическую ситуацию,
изобразительные средства куклы, обладать музыкальностью.

Кроме того, в процессе изготовления куклы, учащиеся
приобретают разносторонние навыки в обращении с различными
инструментами и материалами, у них развиваются
сообразительность и конструктивные способности, эстетический
вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета,
формы, понимание художественного образа.
Цель занятий – эстетическое воспитание учащихся, создание
атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Задачи:
1. Знакомство детей с историей кукольного театра.
2. Введение детей в мир кукольного театра (разновидность
кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного
театра).
3. Формирование навыков театральной речи.
4. Обучение изготовлению кукол разных видов.
5. Изучение и освоение театральной работы с куклой.
6. Знакомство с особенностями творческой деятельности
художников-оформителей, декораторов, режиссёров,
сценаристов и др.
7. Пробуждение интереса к чтению.
8. Воспитание уважения и любви к русской народной сказке.
9. Развитие творческих способностей.

Организация процесса.
Программа занятий в кружке рассчитана на три года
обучения. Планируемый возраст обучающихся – учащиеся
начальной школы. Именно в этом возрасте у детей
наблюдается стойкий интерес к данному виду деятельности.
Количественный состав кружковцев – 6-10 человек. Такое
количество позволяет педагогу реализовать на практике
принцип индивидуально - личностного подхода к
обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 1
сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в
неделю. Календарно-тематическое планирование материала
занятий рассчитано на 34 часа в год. Расписание занятий
составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а
также возможностей учреждения. Из предложенного
распределения часов на различные виды деятельности педагог
по своему усмотрению может выделить часы на
индивидуальную работу. Постигать искусство актёров
кукольного театра обучающиеся будут постепенно: изучат
историю, овладеют навыком работы с куклой, умением
самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом
приступят к работе над выбранной пьесой. При организации
работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых
основных требований к занятиям - необходимо учитывать
влияние кукольного театра на детей и с большой
требовательностью относиться к идейному содержанию
спектаклей, их художественному оформлению и проведению.
Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и
методически правильным. При распределении занятий учесть
уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире
использовать индивидуальные формы работы. Одним из
важных моментов и условий плодотворной работы является
подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят
открыто в присутствии всех учащихся и зрителей. Форма
проведения разная. При этом помнить: успехи каждого

сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и
умений. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок
изложенных тем и количество часов может меняться.

Содержание программы.
1 год обучения.
Основные блоки

№
п/п
1. Вводное занятие «За кулисами
кукольного театра». Инструктаж по
технике безопасности.
2.

3.

4.

5

6

Знакомство с разными видами
кукол.
Изготовление кукол (куклыперчатки, куклы из бумаги, куклы
на палец) и декораций для
спектаклей.
Выбор пьесы и репетиционная
работа.
Показ спектаклей
(возможен во время осенних и
зимних каникул).
Итоговое занятие «Моя любимая
кукла».

Количество
часов
1

4

13

11

3

1

2 год обучения.
Основные блоки

№
п/п
1. Вводное занятие «За кулисами
кукольного театра». Инструктаж по
технике безопасности.
2.

3.

4.

Количество
часов
1

Изготовление кукол (куклыперчатки, куклы из бумаги, куклы
на палец) и декораций для
спектаклей.

10

Выбор пьесы и репетиционная
работа. Звуковое и музыкальное
оформление спектаклей.

19

Показ спектаклей
(возможен во время осенних и
зимних каникул).

4

3год обучения.
Основные блоки

№
п/п
1. Вводное занятие «Кукольные
театры мира». Инструктаж по
технике безопасности.

Количество
часов
1

2. Теневой кукольный театр.

2

3. Мы – сценаристы.
Игры-импровизации с куклами.
4. Изготовление и ремонт кукол
(куклы-перчатки, куклы из бумаги,
куклы на палец) и декораций для
спектаклей.

7

5. Выбор пьесы и репетиционная
работа. Звуковое и музыкальное
оформление спектаклей.

6

12

6. Показ спектаклей
5
7. Итоговое занятие «Путешествие в
мир театра».

1

Результаты освоения программы
кружка.
Предметные:
1. Знакомство детей с историей кукольного театра.
2. Введение детей в мир кукольного театра (разновидность кукольных
театров, виды кукол, профессии кукольного театра).
3. Формирование навыков театральной речи.
4. Обучение изготовлению кукол разных видов.
5. Изучение и освоение театральной работы с куклой.
6. Знакомство с особенностями творческой деятельности художниковоформителей, декораторов, режиссёров, сценаристов и др.
7. Пробуждение интереса к чтению.
8. Воспитание уважения и любви к русской народной сказке.

Метапредметные:
1. Умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться
на разнообразие способов решения задач.
2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения творческих заданий.
3. Умение вступать в диалог, понимание возможности различных
позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение
договариваться, находить общее решение, работать в группах.
4. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать,
умение контролировать действия партнёра по деятельности.
5. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром.
6. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
7. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Личностные:
1. Формирование мотива, реализующего потребность в социально
значимой и социально оцениваемой деятельности.
2. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
3. Формирование эстетических потребностей, ценностей.
4. Развитие эстетических чувств и художественного вкуса.

Календарно-тематическое планирование.
1 год обучения
Дата
№
п/п
Тема занятия
по
по
плану факту
1. Вводное занятие «За кулисами кукольного
театра».
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях кружка.
2. Рисованные куклы.
Настольное кукольное представление
«Колобок».
3-5 Театр в коробочке.
Изготовление кукол-животных и декораций
для спектаклей.
6 Мини-зарисовки «Мы - артисты настольного
кукольного театра»
7-8 Репетиция спектакля «Колобок».
9 Театр в коробочке.
Кукольное представление «Колобок».
10 Куклы на палец. Игры с куклами.
11- Изготовление пальчиковых кукол.
12 Работа с тканью.
13 Начало работы над спектаклем «Теремок»
14 Изготовление декораций для спектакля.
15- Репетиция спектакля «Теремок»
16
17 Настольный кукольный театр из большой
коробки.
Кукольное представление «Теремок»
18- Куклы-перчатки.
19 Изготовление головок кукол в технике папьемаше.
20- Куклы-перчатки.
21 Работа с тканью.
22 Знакомство с ширмовым кукольным
спектаклем.
23 Мини-зарисовки «Мы – артисты ширмового
кукольного театра».
24 Начало работы над спектаклем «Заюшкина
избушка».

Колво
часов
1

1

3

1
2
1
1
2
1
1
2
1

2

2
1
1
1

2526
2728
29
30

В бутафорской мастерской.

2

Мы – артисты-кукловоды.

2

Генеральная репетиция спектакля.
Кукольно-ширмовое представление
«Заюшкина избушка».
31- Ремонт кукол.
32
34 Итоговое занятие «Моя любимая кукла».

1
1
3
1

2 год обучения
Дата
по
плану

по
факту

№
Тема занятия
п/п
1 Вводное занятие «За кулисами кукольного
театра». Техника безопасности на занятиях
кружка.
2 В бутафорской мастерской.
3 Мы – артисты-кукловоды.
Мини-зарисовки «Любимые сказки».
4 Начало работы над спектаклем «Осенний
теремок».
5-6 Репетиция спектакля «Осенний теремок».
7 Мы – художники – оформители и
декораторы.
8 Кукольно-ширмовое представление
«Осенний теремок».
9 Начало работы над новогодним
представлением «Новогодняя сказка».
10- В бутафорской мастерской: изготовление
11 кукол-перчаток, декорации к спектаклю.
12- Продолжение работы по подготовке
13 спектакля. Музыкальное оформление
спктакля.мач
14 Мы художники-оформители и декораторы.
15 Генеральная репетиция спектакля
«Новогодняя сказка».
16 Кукольно-ширмовое представление
«Новогодняя сказка».
17 Виртуальная экскурсия в театр Образцова.
18- Изготовление игрушек из разных
19 материалов.
20 Мы – артисты-кукловоды. Мини-зарисовки
«Наши любимые сказки».
21 Начало работы над спектаклем-игрой «Как
птицы Весну искали».
22- Репетиция спектакля.
23
24 Звуковое и музыкальное оформление
спектакля.
25 В бутафорской мастерской.
26 Генеральная репетиция спектакля.
27 Кукольно-ширмовое представление «Как
птицы Весну искали».

Колво
часов
1

1
1
1
2
1
1
1
2
2

1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1

Начало работы над музыкальной сказкой
«Муха Цокотуха».
29 Музыкальное и звуковое оформление
спектакля.
30- В бутафорской мастерской (изготовление
31 кукол и бутафории).
32- Репетиция спектакля.
34
35 Музыкальная сказка «Муха Цокотуха».
28

1
1
2
2
1

3 год обучения.
Дата
по
по
плану факту

№
п/п
1

2-3
4
5-6
7-9
10

Тема занятия
Вводное занятие «Кукольные театры мира».
Инструктаж по технике безопасности
«Правила поведения на занятиях кружка».
Теневой кукольный театр. Мини-зарисовки
«Мы – артисты театра теней».
Начало работы над спектаклем «Репка на
новый лад»
Ремонт кукол. Изготовление декораций.
Музыкальное оформление спектакля.
Репетиция спектакля.
Кукольно-ширмовое представление
«Теремок на новый лад».
Начало работы над спектаклем «Морозко».
Мы – декораторы, оформители.

11
1213
14- Репетиционная работа над спектаклем
16 «Морозко».
17 Кукольно-ширмовое представление
«Морозко».
18- Учимся писать сценарии к русским
19 народным сказкам.
20 Знакомство с творчеством В. Сутеева.
21 Готовим сценарий к сказке В. Сутеева «Кто
сказал МЯУ?»
22- Работа над музыкальным спектаклем «Кто
23 сказал МЯУ?».
24- Мы – бутафоры (подготовка кукол и
25 декораций к спектаклю).
26 Звуковое и музыкальное оформление
спектакля.
27 Генеральная репетиция спектакля.
28 Кукольно-ширмовое представление «Кто
сказал МЯУ?»
29- Сказки из сундучка.
30
31- Таинственные превращения.
32
34 Итоговое занятие «Путешествие в мир
театра».

Колво
часов
1

2
1
2
2
1
1
2
3
1
2
1
1
2
2
1
1
1
2
4
1

Литература:
1. Караманенко Т.Н. « Кукольный театр», Москва 2001г.
2. «Играем в кукольный театр» (пособие для практических работников
дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М.,
1999 г., Аркти.
3. Греф А. «Техника театра кукол» Издание Всероссийского Центра
художественного творчества, 2003г.
4. 3.Дангворт Р. «Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн»
2005г.
5. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» – М.,
2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».