Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловкого городского округа
ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 6-8 классов
Камышлов, 2025
Оглавление
1.
Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»………………3-4
2.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Финансовая
грамотность»……………………………………………………………….5
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы… ...................................................................... 6-8
Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»
Раздел «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ»
Основные понятия:
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные
металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак.
Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная
плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский
капитал. Кредиты. Предметы первой необходимости. Товары текущего
потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные
услуги. Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады.
Проценты по вкладам.
Раздел «РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА.
КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ»
Основные понятия:
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис.
Раздел «СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ
ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ»
Основные понятия:
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка.
Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на
добавленную стоимость. Акциз. Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд.
Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.
Раздел «ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС»
Основные понятия:
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов.
Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Бизнес. Малый бизнес.
Бизнес-план. Кредит. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный
вклад.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Финансовая
грамотность»
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии
решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск
информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых
опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и
взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Тематическое планирование учебного курса
6 класс
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32-33
Тема урока
Количество
часов
Деньги: что это такое? Что может происходить с
деньгами?
Какие бывают источники доходов?
От чего зависят личные и семейные доходы
Как контролировать семейные расходы и зачем это
делать?
В жизни всякое может случится… Форс-мажор.
Страхование и страховой полис. Или как переложить свои
страхи на других
Рождение брата или сестры. Чтение экономической
сказки «Как король с королевой поспорили»
Болезнь родителей дома, в другом российском городе или
за границей. Отличия добровольного и обязательного
медицинского страхования.
Затопление квартиры соседями с верхнего этажа, или вы
затопили соседей. Наводнение, пострадало имущество.
Автомобильная авария. Виды страхования и их отличие
Потеря работы
Что такое залог?
Что такое резервный фонд семьи и зачем его
формировать?
Ролевая игра «Семейный бюджет»
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Налоговый Кодекс, налоговая инспекция и виды налогов.
Подоходный налог. Сравнение подоходного налога в РФ
и других странах.
Налог на прибыль.
1
Налог на имущество.
Налог на добавленную стоимость
Пеня и налоговые льготы. Викторина.
Какие еще могут быть доходы у государства: акциз,
пошлина.
Что такое бюджет, для чего он нужен? На что
расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий
Пенсия и пенсионный фонд
Диаграмма связей «Пособия»
Мини-исследование «Государство — это мы!»
Валюта в современном мире
Резервные валюты и последствия второй мировой войны
для валют
Решение задач на расчеты с валютными курсами
Денежные реформы
Обобщение курса «Основы финансовой грамотности» 6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
34
класс
Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»
1
7 класс
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Могут ли люди быть финансово независимыми от
государства.
Что такое налоги и почему их надо платить.
Какие бывают налоги
Учимся считать налоги
Ролевая игра «Считаем налоги семьи»
Сравниваем налоги граждан разных стран
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от
государства
Как работает налоговая служба
Учебные мини-проекты «Налоги»
Что такое социальные пособия и какие они бывают
Учимся находить информацию на сайте Фонда
социального страхования РФ
Ролевая игра «Оформляем социальные пособия»
Исследуем, какие социальные пособия получают люди
Учебные мини-пректы «Социальные пособия»
Обобщение результатов изучения 3 раздела
Презентация портфолио «Человек и государство: как они
взаимодействуют»
Для чего нужны банки
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
Что такое кредит и надо ли их брать
Изучаем сайт Центрального банка РФ
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется
семья
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы
Как работает банк
Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»
Что мы знаем о бизнесе
Как открыть фирму
Для чего нужны бизнес - инкубаторы
Ролевая игра «Открываем фирму»
Что такое валюта и для чего она нужна
Учимся находить информацию о курсах валют и их
изменениях
Обобщение результатов изучения раздела 4
Презентация портфолио «Услуги финансовых
организаций и собственный бизнес»
Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8 класс
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Деньги: что это такое?
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы нашей семьи
Какие бывают источники доходов
От чего зависят личные и семейные доходы
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
Что такое семейный бюджет и как его построить
Как оптимизировать семейный бюджет
Проектная работа
Для чего нужны финансовые организации
Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование
Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах
Проектная работа
Контрольная работа
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца
ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные
катастрофы
Чем поможет страхование
Какие бывают финансовые риски
Что такое финансовые пирамиды
Проектная работа
Контрольная работа
Что такое банк и чем он может быть вам полезен
Польза и риски банковских карт
Что такое бизнес
Как создать свое дело
Что такое валютный рынок и как он устроен
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
Проектная работа
Контрольная работа
Что такое налоги и зачем их платить
Какие налоги мы платим
Что такое пенсия и как сделать ее достойной
Контрольная работа
Проектная работа
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1