Рабочая программа курса ВД Юный пожарный 1 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юный пожарный»
для 1 класса начального общего образования
на 2025-2026 учебный год

Камышлов, 2025
1

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Юный пожарный» стартового
уровня (далее- программа) составлена в соответствии с: Федеральным законом «06
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ•,
Концепцией развития образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 г..№2 678-р;
приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 утверждении Порядка организации и
осуществления внеурочной деятельности
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 О направлении
информации” (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
внеурочной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК641/09 направлении методических рекомендаций»
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
СанПиН 1.2.3685-21 «(Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
Направленность программы – социально - гуманитарная.
Актуальность.
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и
масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных
и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. Всем известно, как
велика тяга детей к огню. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры,
зажигают петарды, факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они
выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
И часто последствия таких пожаров трагичны.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать
элементарные правила пожарной безопасности.
Умения вести себя правильно для того, чтобы избежать пожароопасности,
защитить себя во время возникновения пожара является актуальным и значимым в
наши дни. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить
правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут
столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами
учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний
среди школьников.
Новизна и современность данной программы в том, что учащиеся получают
не только необходимые знания и навыки по обеспечению пожарной безопасности,
но воспитывают в себе необходимые качества законопослушного гражданина.
Отличительные особенности программы.
Данная программа является модифицированной, основой для еѐ создания
является авторская программа С.В. Виноградовой «Юные друзья пожарных».
Особенность настоящей программы в том, что она дополнена разделами
«Оказание доврачебной помощи» и «Юный пропагандист»
Так же приоритетным в данной программе является выделение ценностных
ориентиров:
2

•
Ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям
и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и
общества в пределах своих возможностей;
•
Ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
•
Ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и
смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и
самовоспитание, развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества
Адресат программы.
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся
1 –го класса. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь
лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Формирование новой позиции
меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То,
что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы
теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые.
При
построении
учебного
процесса
рекомендуется
учитывать
индивидуальные особенности познавательной деятельности этой возрастной
группы учащихся, большое внимание уделять созданию ситуации успеха. Дело в
том, что дети стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и
желают видеть наглядный результат своего труда.
Основные задачи развития на данном возрастном этапе – развитие
логического мышления, умения оперировать полученной информацией, развитие
самостоятельности подростков в учебной деятельности. Для этого необходимо
создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных
потребностей учащихся.
Характерная черта внимания – специфическая избирательность ребѐнка:
интересные дела очень увлекают детей, и они могут долго сосредоточиваться на
одном материале или явлении. В связи с этим, что программа вовлечет учащихся
во взрослую жизнь, разовьёт интерес, поможет социально адаптироваться в
обществе.
Объем программы. На реализацию курса отводится 1 час в неделю. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 33 часа.
Срок обучения - 1 год.
Формы обучения - очная.
Условия набора учащихся: к обучению по программе принимаются все
желающие мальчики и девочки. Обучение по данной программе будет актуальным
для физически активных детей, проявляющих интерес к изучению истории
пожарной охраны. При зачислении в объединение проводится стартовая
диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных
особенностей.
Формы занятий: фронтальная, групповая.
В учебном классе:
- теоретические занятия и исследовательские работы;
3

- семинары, практикумы, круглые столы;
- просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
- изучение биографической и специальной литературы;
- инструктаж.
В спортзале:
- практические занятия по отработке навыков пожарного дела
Выездные мероприятия:
- встречи с дружинами ПБ
- спортивные мероприятия с элементами ПБ
- участие в школьных и районных мероприятиях данной направленности ;
- участие в агид бригадах
Основной формой организации образовательного процесса являются
теоретические и практические занятия, комплексные тренировки
Основные методы – беседа, показ и упражнение (тренировка).
Цель и задачи курса внеурочной деятельности
Цель создание условий для приобретения учащимися социально-значимого
опыта через обучение мерам пожарной безопасности и умениям действовать в
ситуации возникновения пожара.
Задачи :
Образовательные
- обучить основам строевой подготовки;
- сформировать знания, умения и навыки работы с первичными средствами
пожаротушения.
-сформировать навыки оказания первой помощи при пожаре
Воспитательные
- воспитывать у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии
пожарного;
- воспитывать самодисциплину, силы воли, мужество, стойкость, стремление
к преодолению трудностей;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки
Развивающие
- развивать знания в области истории Отечества и нашего края, физической
культуры и спорта, медицины;
- развивать детское техническое творчество,
- развивать инициативу и эрудицию детей в процессе проведения
тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации
встреч с работниками пожарной охраны.

4

Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1.
Цели и задачи Дружины юных пожарных. Обязанности и права членов
ДЮП.
Форма проведения: беседа.
Тема 2.
Из истории развития пожарной охраны России.
Пожарная охрана России, её история и традиции. История пожарной охраны
Нижегородской области. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП
в России.
Формы проведения: урок-презентация, рассказ.
Тема 3.
Основы пожарной безопасности
Причины возникновения пожара. Действия школьников при пожаре. Виды
пожаров. Детские шалости с огнем и их последствия. Причины возникновения
пожара дома, на улице. Меры предосторожности по недопущению пожара в
квартире, доме.
Как действовать при возникновении пожара дома, в школе.
Запомнить нужно твердо нам - пожар не возникает сам.
Действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!». Действия при
экстремальной эвакуации из здания. Пожарная безопасность в транспорте .Правила
безопасности при использовании электрических приборов дома и в нежилых
помещениях. Опасности короткого замыкания.
Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.
Последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности.
Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причин
возникновения пожаров и способов борьбы с ними.
Огонь и человек Первичные средства пожаротушения и их применение
Знаки пожарной безопасности. Пять правил пожарной безопасности.
Пожарная техника.
Формы проведения: практикум, брейн-ринг, дидактическая игра, акция,
агитбригада, изготовление памятки, буклета.
Тема 4. Оказание первой помощи
Первая помощь при термическом ожоге. Первая помощь при химическом
ожоге. Первая помощь при электрических и лучевых ожогах. Простейшие средства
защиты органов дыхания. Оказание первой помощи при отравлении угарным
газом.
Способы остановки кровотечения. Оказание первой помощи при
кровотечениях. Оказание первой помощи при переломах. Способы фиксации
конечности.
Формы проведения: акция, практикум, викторина «Умники и умницы»
Тема 5. Пожарная безопасность в природной среде
Чрезвычайные
ситуации
локального
характера.
Эвакуация
при
чрезвычайных ситуациях локального характера. Чрезвычайные ситуации
природного и техногенного характера. Эвакуация при чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера. Зоны повышенной пожарной опасности.
Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. Степной пожар и его
5

последствия. Эвакуация при пожаре из мест массового отдыха и развлечения Люди
огненной профессии.
Итоговое тестирование

6

Планируемые результаты
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних
и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять
причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и
задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на
иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
1.
В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий
на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе
обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации
подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области пожарной
безопасности.
2.
В ценностно-ориентационной сфере:

7

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике —
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной
опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и
социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

8

Тематическое планироваение
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.

Тема

Количество часов
Теория
Практика

Всего
Цели и задачи Дружины
юных пожарных.

1

1

Из истории развития
пожарной охраны России
Основы пожарной
безопасности
Оказание первой
помощи
Пожарная безопасность в
природной среде
Итоговое тестирование.

3

3

17

9

5

5

1

5

7

6

1

1

1

Поурочное планирование
№

Тема занятия

Форма занятия

1.

Цели и задачи
Дружины юных
пожарных. Вводный
инструктаж по
противопожарной
безопасности в ОО.
Стартовая
диагностическая
работа.
Пожарная охрана
России, ее история и
традиции.
История пожарной
охраны
Нижегородской
области.
Добровольные
пожарные
формирования.
Движение ДЮП в
России.

Беседа

2.

3.

4.

Количество Форма и оценка
часов
результатов, форма
аттестации
1
Входная
диагностическая
работа. Тестирование.

Урокпрезентация

1

Опрос

Урокпрезентация

1

Самооценка

Рассказ

1

Участие в уроке
безопасности

9

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Виды пожаров.
Причины
возникновения
пожара. Действия
школьников при
пожаре.
Детские шалости с
огнем и их
последствия.
Причины
возникновения
пожара дома, на
улице. Меры
предосторожности
по недопущению
пожара в квартире,
доме.
Как действовать при
возникновении
пожара дома, в
школе.
Запомнить нужно
твердо нам – пожар
не возникает сам.
Действия по
предупредительному
сигналу «Внимание
всем!». Действия
при экстремальной
эвакуации из здания.
Пожарная
безопасность в
транспорте
Правила
безопасности при
использовании
электрических
приборов дома и в
нежилых
помещениях.
Опасности
короткого
замыкания
Взрывы. Условия и
причины
возникновения
пожаров и взрывов и
их последствия.

Видеоурок,
практикум

1

Конкурс рисунков

Дидактическая
игра

1

Акция «Береги свою
жизнь»

Дискуссия

1

Изготовление памятки

Практикум

1

Самооценка

Театрализованное 1
представление

Агитбригада

Практикум

1

Самооценка

Видеоурок

1

Опрос

Урокпрезентация

1

Опросник

Беседа,
творческое
задание

1

Акция
«Опасности
Нового года»

10

14. Меры пожарной
безопасности.
Промежуточная
диагностическая
работа.
15. Характеристика
пожара как опасного
фактора
окружающей среды,
причин
возникновения
пожаров и способов
борьбы с ними.
16. Огонь и человек.
Первичные
средства
пожаротушения и их
применение.
17. Знаки
пожарной
безопасности. Пять
правил
пожарной
безопасности
18. Пожарная техника.

Контроль знаний

1

Промежуточная
диагностическая

Брейн-ринг

1

работа. Тестирование.
Фронтальный опрос

Дидактическая
игра

1

Фронтальный опрос

Урокпрезентация

1

Интерактивный тест

Урокпрезентация
19. Первая помощь при Практикум
термическом ожоге.
Первая помощь при
химическом

1

Конкурс рисунков

1

Взаимооценка

Практикум

1

Взаимооценка

Практикум

1

Взаимооценка

Практикум

1

Взаимооценка

Практикум

1

Взаимооценка

ожоге.
20. Первая помощь при
электрических
и
лучевых ожогах.
21. Простейшие
средства
защиты
органов
дыхания.
Оказание
первой
помощи
при
отравлении угарным
газом.
22. Способы остановки
кровотечения.
Оказание
первой
помощи
при
кровотечениях
23. Оказание
первой
помощи
при
переломах. Способы

11

24.
25.

26.

27.

28.

29.

3031

32.
33.

фиксации
конечности
Викторина «Умники
и умницы»
Чрезвычайные
ситуации
локального
характера.
Эвакуация.
Чрезвычайные
ситуации
природного
и
техногенного
характера.
Эвакуация.
Зоны повышенной
пожарной
опасности.
Виды
лесных
пожаров. Действия
при лесном пожаре
Степной пожар и его
последствия.
Эвакуация
при
пожаре
из
мест
массового отдыха и
развлечения.
Степной пожар и его
последствия.
Эвакуация
при
пожаре
из
мест
массового отдыха и
развлечения.
Люди
огненной
профессии.
Итоговое занятие

Игра

1

Групповая работа

Урокпрезентация

1

Фронтальный опрос

Видеоурок

1

Составление
эвакуации
результате ЧС

Лекция

1

Фронтальный опрос

Видеоурок

1

Тест

Урокпрезентация

1

Фронтальный опрос

Видеоурок

2

Тестирование

Театрализованное 1
представление,
Практикум
1

12

плана
в

Акция «Огнеборцы»
Самооценка

Календарный учебный график
1.1. Дата начала занятий: 01 сентября 2025 г.
1.2. Дата окончания занятий: 27 мая 2025 г.
1.3. Количество учебных недель: 33 недели
Условия реализации программы
Занятия проводятся в учебном кабинете и спортивном зале,
соответствующим требованиям техники безопасности, противопожарной
безопасности, санитарным нормам. Кабинет и спортивный зал хорошо освещается
и проветривается по графику.
Материально техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете с выходом в интернет, ноутбуком, МФУ,
принтером.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование оборудования
Школьная доска
Стол ученический
Стул ученический
Комплект мебели для учителя (стол, стул)
Шкаф
Ноутбук HP
Принтер
Проектор
Экран настенный для проектора

Количество
1
11
22
1
1
1
1
1
1

Информационное обеспечение
Плакаты по медицине, плакаты ПБ
Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы используются
следующие виды аттестации:

входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом
образовательного процесса, проводится с целью определения уровня развития
детей;

текущий контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного
материала, отслеживание активности учащихся;

промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися
учебного материала по итогам учебного периода (этапа/года обучения);

итоговый контроль – оценка уровня достижений учащимися по
завершении освоения программы с целью определения изменения уровня развития
13

детей, их творческих способностей: заключительная проверка знаний, умений,
навыков.
Для входного контроля используются следующие формы: беседа,
собеседование, практическое задание на определение умений и навыков.
Текущий контроль проводится по завершению разделов и тем. Формами
текущего контроля являются: наблюдение, решение задач, устные опросы, итоги
турниров.
Промежуточный контроль проводится 1 раз в полугодие. Формами
промежуточного контроля являются результаты участия в мероприятиях .
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формой
итогового контроля являются тест.
Оценочные материалы
Основная форма подведения итогов - зачет. Критериями оценки
результативности обучения являются уровень теоретической и практической
подготовки обучающихся.
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения
итогов:
- наблюдение за учащимися на занятиях;
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой
работы;
- индивидуальная и групповая беседа с учащимися;
- опрос;
- тестирование;
- демонстрация знаний и умений на открытых и выездных мероприятиях;
- выполнение нормативов на оценку.
Уровень достижений учащегося оценивается по результатам участия в
соревнованиях, конкурсах, играх, проектах и других мероприятиях, наградные
материалы указываются в портфолио. Форма промежуточной и итоговой
аттестации фиксируется в зачётный лист в журнале руководит
Методические материалы
Форма занятий
Методы обучения и воспитания

Урок-презентация, урок-викторина, видеоурок,
практическое занятие, беседа, дидактическая
игра, театрализованное представление, лекция
- словесный и наглядный, практический.

Приемы и методы организации
образовательного процесса

-упражнение, стимулирование; игровой,
дискуссионный.
объяснительно-иллюстративный,
индивидуальный, поисковый

Формы организации учебного
занятия

презентация, игра, беседа, практическое
занятие, дискуссия, игра, наблюдение беседа,
наблюдение, упражнение.
14

Педагогические технологии

Формы подведения итогов

Дидактический материал,
техническое оснащение занятий

технология модульного обучения - построение
образовательного процесса по
модулям; технология развивающего обучения –
развитие всей целостной совокупности качеств
личности; технология игровой деятельности игровая форма занятий создается на уроках при
помощи игровых приемов и ситуаций, которые
выступают как средство побуждения,
стимулирование учащихся к учебной
деятельности; технология развития
критического мышления - создание учебных
проблемных ситуаций; технология
здоровьесберегающего обучения - гимнастика
для глаз, физкультминутка, тренинг.
Конкурс рисунков, составление кроссворда.
самооценка, тестирование, акция, агитбригада,
изготовление буклета.
раздаточный материал, Интернет, презентации,
плакаты, тренажёры, перевязочные материалы,
интерактивная доска

Список литературы
1. Скрипник Л.Ю. Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе.
Ь:Айрис- прресс,2005.
2. Павлова О.П., Попова Г.П. Пожарнаябезопасность.. Волгоград: Учитель,
2006

15

3. Волонтерское движение школьников по профилактике пожароопасного
поведения / под редакцией Батуриной М.В. - Орск: Издательство ОГТИ, 2009. 67с.
4. Башкатова Т.А., Зубченко В.А., Игошин В.П., Соловьева Н.А.
Методические рекомендации по организации ДЮП и изучению правил пожарной
безопасности, Оренбург, 2003.
5. Петина М.М., Салдеева М.Н. Методическое пособие о работе с детьми по
предупреждению пожаров. Оренбург - 2006г.
6. Хаванцев В.Н., Чепурненко С.А., Карасев Д.В. Методическое пособие для
проведения занятий по правилам пожарной безопасности - Самара 2001.
Интернет-сайты
7. http://www.filolog41.ukoz.ru
8. http://www.multiurok.ru
9. http://www.videouroki.net
10.http://5psy.ru
11. www. centrdetki .ru

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».