Рабочая программа курса ВД Тропинка к своему Я 1-4 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
для 1-4 классов начального общего образования
на 2025-2026 учебный год

Камышлов, 2025

Содержание.
Пояснительнаязаписка ..........................................................................................................3
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………6
2.Содержание курса внеурочной деятельности...................................................................7
3.Тематическое планирование ..............................................................................................8

2

Пояснительная записка
Назначение программы
Данная программа психологических занятий в начальной школе
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья
младших школьников, так как способствует развитию интереса ребёнка к
познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы
преодоления
трудностей,
способствует
установлению атмосферы
дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это
в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния
негативным факторам реальности и создает условия для полноценного
развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства
ведущих исследователей в этой области, наличие динамического
равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием
формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная
адаптация к социуму.
Актуальность и перспективность курса
Как помочь ребёнку найти правильную дорогу в школе?
Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке
детей в различных учебных умениях: чтении, письме и счете. Забывают,
что ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует,
переживает, размышляет, оценивает себя, друзей и взрослых. И помогать
ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в
школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в
поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности,
устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в
школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении,
нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к
школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить
довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и
возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной
деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать

причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную
рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в
учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется
тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок
считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое
значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой
учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди
имеют те или иные недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых
детей снижаются творческие способности, исчезает стремление
фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много
творческих заданий.
Основное
внимание
второклассников
начинает
постепенно
смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней
проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на
занятиях
большое
внимание
уделяется
именно
формированию
взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности
не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это
первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием
гармонии в стремлении принимать и отдавать.
К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован
отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо
делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в
какой-то
степени
утрачивается
детская
непосредственность,
индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются
творческие возможности.
Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную
способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по
образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в
ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности,
оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют
уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду
упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по
актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой
психологических занятий в третьем классе становится тема «Я-фантазер»,
в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее
ценность в глазах детей и взрослых.
Другая важная особенность этого возраста – качественные
изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми –

учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во
многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на
него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью
разрушиться,
уступив
место
пренебрежительному
отношению,
своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя
может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия
психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке
реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.
Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны
научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами
и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что
самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут
порой
допустить
несправедливость,
нечаянно
обидеть,
быть
невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в
благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя
простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу
учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям
при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся
привязанностей.
Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками,
дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот
период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные
года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов.
Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на
отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у
третьеклассников живой интерес и воодушевление.
К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль
ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть
внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об
условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход
выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через
лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил
психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на
самом себе.
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого
интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о
прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них
изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь
для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание
окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души.
Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой
внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако
взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда
ребенок настолько открыт.
Развивающие занятия по программе «Тропинка к своему Я»
способствуют развитию личности младших школьников и формированию
общей психологической культуры.
Развитие
данных
показателей
способствует
раскрытию
внутреннего потенциала личности каждого ребенка и умению пользоваться
своими внутренними ресурсами всегда, когда это необходимо.
Проведение занятий по программе «Тропинка к своему Я» позволит
детям успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Упражнения,
описанные
в
данной
программе,
могут
использовать классные руководители при организации воспитательной
работы в классе, а также воспитатели группы продленного дня для
организации внеурочной деятельности первоклассников.
Возрастная группа обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 1 , 2, 3 и 4 классов в
возрасте от 7 до 11 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия
Программа для обучающихся 1 класса – 33 учебных часа в год; 2- 4
классов рассчитана на 34 учебных часа в год. Продолжительность одного
занятия составляет 40 минут.
Цели программы:
1. Помочь младшим школьникам научиться понимать себя,
взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое
место в школьной жизни.
2. Формирование и сохранение психологического здоровья младших
школьников через создание условий для их успешной адаптации к социуму.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по
мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных
трудностей – установку преодоления.

Познакомить с приёмами целеполагания и планирования
деятельности.
Развивать социальные и коммуникативные умения,
необходимые для установления межличностных отношений друг с
другом, учителями и окружающими.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и
поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся,
формировать связную и последовательную речь.
Способствовать
повышению
уровня
психологической
культуры младших школьников.
Формировать позитивную «Я-концепцию». Формы и методы
работы
В программе используются ролевые и подвижные игры и упражнения,
психологические
этюды;
элементы
сказкотерапии,
обсуждение,
дискуссии, парная и групповая работа. Данные методы и формы
работы направленны на формирование навыков общения, способов
разрешения трудных ситуаций, необходимых детям в их повседневном
общении со сверстниками.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на
основе авторской программы Хулаева О.В. «Тропинка к своему Я»
(Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной
школе (1-4 классы) - М.:» Генезис», 2014).
Мониторинг в рамках данной программы предполагает изучение:
коммуникативной
сферы
у
младших
школьников
(социометрическая методика Морено);
познавательной активности,
мотивации младших школьников (анкета Лускановой);
уверенность в собственных силах, самооценка (методика
«Лесенка»);
уровня агрессивности, тревожности (тест на изучение тревожности
Тэмпл – Дорки, проективная методика «Кактус»);
оценка эмоционального состояния учеников в начале и конце
занятия: выбрать цветную карточку (свое настроение). Сравнение
результатов этого задания, полученных в начале и конце занятия, изменения
цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать
выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика.
Данная программа психологических занятий в начальной школе
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья
младших школьников, так как способствует развитию интереса ребёнка к

познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы
преодоления
трудностей,
способствует
установлению
атмосферы
дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это
в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния
негативным факторам реальности и создает условия для полноценного
развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства
ведущих исследователей в этой области, наличие динамического
равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием
формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная
адаптация к социуму. Считаем необходимым продолжение занятий по
данной программе в соответствии с возрастом в среднем звене.

5

Содержание курса внеурочной деятельности
Срок реализации программы – 4 года (1, 2, 3, 4 класс).
Программа реализуется педагогом-психологом во внеурочное время.
Форма проведения – групповые занятия длительностью 40 минут.
Количество участников группы –15 - 25 человек.
Средства реализации программы:
психолого-педагогические игры и упражнения;
элементы
психогимнастики;
продуктивные виды деятельности (рисование,аппликация);
релаксационные упражнения;
беседа.
Структура занятия.
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и
заключительную.
Вводная часть – приветствие, формирование положительного настроя
на занятие (2-3 минуты).
Основная часть - игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам, повышение сплоченности
группы, развитие произвольности, навыков общения и способности к
децентрации, повышение самооценки, коррекцию тревожности и т.п.
(каждая игра по 5-10 минут).
Заключительная часть – упражнения на релаксацию, снятие
напряжения, элементы рефлексии и ритуал прощания (10 минут).
Принципы проведения занятий: 1. Безопасность.
Создание
атмосферы
доброжелательности,
психологического
комфорта, принятия каждого ребенка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые
упражнения
учитывают возрастные
особенности
детей
младшего
школьного
возраста.
3. Деятельностный принцип.
Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через
использование различных видов деятельности.
4. Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных особенностей учащихся. 5. Рефлексия.
Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и
краткое резюме педагога в конце занятия.

Планируемые
деятельности

результаты

освоения

курса

внеурочной

1.1. Личностные результаты:
развитие коммуникативной сферы у младших школьников;
формирование положительного настроя детей друг к другу,
взрослым в школе;
минимизация конфликтных проявлений среди
младших школьников; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять
внимание к другим людям;
развитие познавательной активности у
младших школьников;
уверенность в собственных силах, формирование устойчивой
самооценки;
1.2. Метапредметными результатами обучающихся являются:
повышение уровня учебной мотивации младших школьников;
снижение уровня агрессивности, тревожности, адекватная
устойчивая самооценка младших школьников;
повышение
уровня
сформированности
коммуникативных
навыков младших школьников;
становление произвольности у обучающихся 1-х классов;
оценка эмоционального состояния учеников в начале и конце
занятия: выбрать цветную карточку (свое настроение). Выбор красного
цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого – о
радостном, зеленого – о спокойном, уравновешенном состоянии,
фиолетового – о тревожности, напряженности, черного – об унынии,
разочаровании. Сравнение результатов этого задания, полученных в
начале и конце занятия, изменения цветовой гаммы на протяжении
некоторого
времени
позволит
сделать
выводы
об
изменении
эмоционального состояния каждого ученика.
1.3. Предметными результатами обучающихся являются показатели
освоения курса программы по уровням:
1 уровень - низкий (школьная дезадаптация и низкая степень
адаптации, низкое, слабое или неравномерное развитие диагностируемых
УДД).
2 уровень – средний уровень, средняя норма (средняя
адаптация, развитие диагностируемых УДД в пределах нормы).
3 уровень – высокий уровень (хорошая адаптация, незначительное
присутствие факторов дезадаптации, высокое развитие диагностируемых
УДД).

Тематическое планирование.

1
2
3
4
5
7
8

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4

5

6

Наименование разделов,
Количество часов
блоков, тем
теория
практика
Первый класс (33 часа)
2
Первичная диагностика
2
8
Раздел 1. Я-школьник
2
11
Раздел 2. Мои чувства.
1
1
Раздел 3. Какой Я - какой Ты
Раздел 4. Трудности
1
2
первоклассника
1
Итоговое занятие
2
Итоговая диагностика
6
27
Всего
Второй класс (34 часа)
1
4
Раздел 1. Вспомним чувства
4
12
Раздел 2. Качества людей
2
8
Раздел 3. Какой Я – какой Ты
1
Итоговое занятие
2
Итоговая диагностика
27
7
Всего
Третий класс (34 часа)
3
9
Раздел 1. Я-фантазер
2
5
Раздел 2. Я и моя школа
1
3
Раздел 3. Я и мои родители
1
3
Раздел 4. Я и мои друзья
1
4
Раздел 5. Что такое
сотрудничество
1
Итоговое занятие
1
Итоговая диагностика
26
8
Всего
Четвертый класс (34 часа)
2
10
Раздел 1. Кто я? Мои
особенности и возможности
1
2
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь
1
2
Раздел 3. Мое будущее. Каким
бы я хотел стать в будущем?
1
3
Раздел 4. Хочу вырасти
интеллигентным человеком: что
для этого нужно?
2
9
Раздел 5. Хочу вырасти
свободным человеком: что для
этого нужно?
Итоговое занятие.
1
7
27
Всего

Всего часов

2
10
13
2
3
1
2
33
5
16
10
1
2
34
12
7
4
4
5
1
1
34
12
3
3
4

11

1
34

8

Поурочное планирование
1 класс (33 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Я-школьник
Занятие №1. Знакомство
1
с понятием «Кто такой
школьник?»
2

3

4

Диагностика первичная
Занятие №2.Как зовут
ребят моего класса
Занятие №3. Зачем мне
нужно ходить в школу

Всего
часов

планируем
ая

фактическ
ая

предметные

метапредметные

личностные

12
1

2

1

1

Занятие №4. Мой класс
5

Результаты

1

6

Занятие
№5.
Какие
ребята в моем классе

7

Занятие №6.Мои друзья
в классе

1

8

Занятие №7.Мои друзья

1

1

Знакомство с понятием Развитие
«Кто такой школьник?»
уверенности
в
себе
Оценка УДД
Предупреждение
Изучение адаптации по и
преодоление
проективной
методике школьных
«Школа зверей», «Лесенка» факторов риска
Знакомство с понятием Формирование
«Кто такой школьник?»
дружеских
отношений
Осознание
различий
в Развитие
позициях «дошкольник» и уверенности
в
«школьник»
своих
учебных
возможностях
Действие по правилу
Формирование
дружеских
отношений
Расширение знаний друг о Формирование
друге. Развитие навыков дружеских
общения.
отношений
Расширение знаний друг о Формирование
друге. Развитие навыков дружеских
общения.
отношений
Расширение знаний друг о Формирование

Содействие
осознанию позиции
школьника
Успешная адаптация
обучающихся
к
обучению в школе.
Содействие
осознанию позиции
школьника
Содействие
осознанию позиции
школьника
Коммуникативные
навыки
Коммуникативные
навыки
Коммуникативные
навыки
Коммуникативные
9

в классе

9

Занятие №8. Мои успехи
в школе

1

Занятие №9. Мои успехи
в школе
10

1
Занятие
№10.
«учебная сила»

Моя

11

12

13

Формирование
мотивации
1

Раздел 2. Мои чувства.
Занятие №11. Радость.
Что такое мимика?
Занятие 12. Радость. Как
её доставить другому
человеку?

14

1

1

1

Занятие 14. Радость
можно
передать
прикосновением

дружеских
отношений
Формирование
дружеских
отношений

навыки
Коммуникативные
навыки

Развитие
уверенности
в
себе и в своих
учебных
возможностях
учебной Развитие
уверенности
в
себе и в своих
учебных
возможностях

Повышение
самооценки,
ситуация успеха
Повышение
самооценки,
ситуация успеха

14

Занятие №13. Жесты

15

друге. Развитие навыков
общения.
Расширение знаний друг о
друге. Развитие навыков
общения.
Сплочение
коллектива.
Адекватная
самооценка,
формирование
учебной
мотивации

1

Знакомство с понятием Навыки
«чувство», «мимика».
самоконтроля
общении

в

понятием Умение
и
добрыми доверительно
открыто говорить
о себе и своих
чувствах.
Знакомство с понятием Развитие
«жесты»
сплоченности,
навыков общения,
групповой
доброжелательнос
ти.
Понятие «Радость»
Развитие
сплоченности,
навыков общения,
Знакомство
«радость»,
словами.

с

Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение
распознавать
свои
чувства и чувства
других людей.
Умение
распознавать
свои
чувства и чувства
других людей.
Снижение
уровня
тревожности

16

Занятие 15. Радость
можно
подарить
взглядом

Понятие «Радость»
1

Занятие №16. Грусть.

17

Знакомство с понятием
«грусть»,
обсуждение
грустных ситуаций.
1

Занятие №17. Страх.
18

Знакомство
«страх»

понятием

1

Занятие №18. Страх, его
относительность.
19

Способы
страха.

преодоления

Способы
страха.

преодоления

Способы

преодоления

1

Занятие
№19.
Как
справиться со страхом
20

21

с

1

Занятие №20. Страх и

1

групповой
доброжелательнос
ти.
Развитие
сплоченности,
навыков общения,
групповой
доброжелательнос
ти.
Умение
доверительно
и
открыто говорить
о себе и своих
чувствах, эмпатия
по отношению к
другим людям.
Умение различать
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать

Снижение
уровня
тревожности

Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.

Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение

описывать

22

как его преодолеть

страха.

Занятие №21. Гнев. С
какими чувствами он
дружит?

Знакомство с понятием
«гнев»,
способы
преодоления гнева.

1

Занятие №22. Может ли
гнев принести пользу?
23

Польза и вред гнева
1

Занятие №23. Обида
24

1

Занятие №24.
чувства?

Разные

25

Разновидности чувств
1

Раздел 3. Какой Я - какой Ты
Занятие №25. Какой Я?

Занятие №26. Какой Ты?

свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.

2
Повышение
Осознание наличия
самооценки,
разнообразных
уверенности
в положительных
себе
качеств
Положительные качества в КоммуникативУмение
находить
ные навыки
других людях
разнообразные
Положительные качества
1

26

27

Знакомство с понятием
«обида»,
способы
преодоления гнева

эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции радости,
гнева
и
т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции радости,
гнева
и
т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции
грусти,
обиды
и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции,
рефлексия
собственных
чувств.

1

положительные
качества в других
людях
Раздел 4. Трудности
первоклассника
Занятие №27. Трудности
первоклассника в
28 школе, дома, на улице

5
Трудности первоклассника
1

Занятие №28. Школьные
трудности
29

1
Занятие №29. Домашние
трудности

30

31

1

Итоговое занятие.

1

Итоговая диагностика
32
Всего:

1
33

Умение
преодолевать
трудности, решать
конфликты,
договариваться
Трудности первоклассника Умение
в школе
преодолевать
трудности, решать
конфликты,
договариваться
Трудности первоклассника Умение
в дома
преодолевать
трудности,
договариваться,
контролировать
себя
Викторина.
Навыки
самоконтроля
в
общении
со
сверстниками.
Оценка УДД «Что
нравится в школе»

Определение
трудностей

Определение
школьных
трудностей
Определение
домашних
трудностей

Навыки
общения,
умение
осмыслять
свое поведение и
поведение
других,
самоконтроль.
мне Предупреждение
Успешная адаптация
и
преодоление обучающихся
к
школьных
обучению в школе
факторов риска

2 класс (34 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Вспомним чувства
1

Мы рады встрече

Всего
часов

2

3

Мы испытываем разные
чувства

чувства

Раздел 2. Качества людей
Люди отличаются друг
от
друга
своими
4
качествами

2

метапредметные

личностные

Знания
эмоциональной
человека

об Умение
строить
сфере речевое
высказывание
в
устной форме.
Внутренний мир другого Эмпатия,
человека, его чувства.
толерантность
Чувства людей

Эмпатия,
толерантность

Знакомство с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.

Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.

Актуализация у детей
знания
об
эмоциональной сфере
человека
Способность
к
сочувствию,
сопереживанию
Способность
к
сочувствию,
сопереживанию

16
2

2
Самое важное хорошее
качество

6

предметные

2

Хорошие качества людей
5

фактическ
ая

5
1

Понимаем
другого

Результаты
планируем
ая

1

Продолжение
знакомства с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.
Продолжение
знакомства с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.

Исследование своих
качеств,
изучение
своих особенностей.
Исследование своих
качеств,
изучение
своих особенностей.
Исследование своих
качеств,
изучение
своих особенностей,
осознание
детьми
наличия у других
людей разнообразных
14

Кто такой
человек?

сердечный

7

Качества
человека»
1

8

Кого
называют
«доброжелательным
человеком»?

1

9

Трудно
ли
быть
доброжелательным
человеком?

1

10

Я желаю добра ребятам в
классе

1

Очищаем свое сердце
11

12

13

14

2
Какие
качества
нам
нравятся друг в друге
Какими качествами мы
похожи,
а
какими
различаемся?
Каждый
уникален

2

1

человек
1

положительных
качеств.
Осознание
детьми
наличия у других
людей разнообразных
положительных
качеств.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
Сопереживание
к
другим людям.

«сердечного Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
Понятие
«добро», Развитие
чувства
способы
проявления эмпатии
доброты.
Сопереживание
Эмпатия
к Понимание
(эмпатия), толерантность окружающим.
собственного
к другим людям.
внутреннего мира
мира другого.
Сопереживание
Эмпатия
к Понимание
(эмпатия), толерантность окружающим.
собственного
к другим людям.
внутреннего мира
мира другого.
Понятие
Эмпатия
к Понимание
«индивидуальность»,
окружающим.
собственного
различия людей
внутреннего мира
мира другого.
Уникальность каждого Эмпатия
к Понимание
человека, толерантность. окружающим,
собственного
толерантное
внутреннего мира

и

и

и

и

15

В каждом человеке есть
темные
и
светлые
качества

Раздел 3. Какой Я – какой Ты
Какой Я?

1

Какой ты?
17

18

19

1
Какой
ты?
Учимся
договариваться.
Трудности
второклассника в школе,
дома, на улице

2

2

Школьные трудности
20

2
Домашние трудности

21

22

2
Что нового ты узнал о
себе?
Итоговая
диагностика

мира другого.
в Оптимизация
с самооценки
обучающихся,
понимание
собственного
внутреннего мира.

10
1

16

поведение.
Положительные
и Толерантность
отрицательные качества отношениях
человека
окружающими.

2

Умение
определять Эмпатия,
собственные
толерантность.
положительные качества

Осознание
наличия
разнообразных
положительных
качеств
Положительные качества Позитивное
Осознание
наличия
в других людях
отношение
к разнообразных
окружающим
положительных
качеств
в
других
людях
Дружба, бесконфликтное Коммуникативные
Умение
определять
поведение
навыки
качества настоящего
друга,
Проблемы, возникающие Рефлексия
Умение
в учебе, во внешкольной собственного
прогнозировать
деятельности
поведения
последствия
своих
обучающихся
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение
в учебе, в школе
Рефлексия
прогнозировать
собственного
последствия
своих
поведения
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение
дома, вне учебы
Рефлексия
прогнозировать
собственного
последствия
своих
поведения
поступков
Рефлексия собственных Рефлексия
Анализ собственных
качеств и чувств
собственного
переживаний,
поведения
внутреннего мира

23

Итоговое занятие
Всего:

1
34

Оценка УДД

Оценка УДД

Оценка УДД

3 класс (34 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Я-фантазер
2

3

Я-третьеклассник
Кого можно
фантазером?

5

назвать

Я умею фантазировать
(продолжение)
Я умею сочинять!
Мои мечты

12
1

Я умею фантазировать
4

Всего
часов

1
1
1
1
1

Мои мечты
6

1
Мои сны

7

1
Фантазии и ложь

8
9

2
Я и моя школа

2

Результаты
планируем
ая

фактическ
ая

предметные

метапредметные

личностные

Речевое развитие
устной форме

в Умение
строить Актуализация у детей
речевое высказывание в знания
об
устной форме.
эмоциональной сфере
человека
Понятие «фантазия», Развитие креативных Осознание ценности
«воображение»
способностей у детей
учения фантазировать
Понятие «фантазия»,
«воображение»
Понятие «фантазия»,
«воображение»
Понятие «фантазия»,
«воображение»
Понятие
«сон»,
«сновидение»
Успешность
деятельности

Развитие креативных
способностей у детей
Развитие креативных
способностей у детей
Развитие креативных
способностей у детей
Развитие креативных
способностей у детей
Умение
добиваться
положительного
результата
в
деятельности
Речевое развитие в Умение
строить
устной форме
речевое высказывание в
устной форме.
Умение двигаться к
Понятие «мечта»
намеченной
цели,
доводить начатое до
конца
Различие
понятий Умение определять у

Осознание ценности
учения фантазировать
Осознание ценности
умения фантазировать
Осознание ценности
умения фантазировать
Осознание ценности
умения фантазировать
Уверенность
в
собственных
силах,
мотивация
на
достижение успеха
Умение
проводить
ассоциации
Развитие
целеустремленности
Анализ

хороших

и
18

«фантазия» и «ложь»

Раздел 2. Я и моя школа
Что такое лень?

2
Я и мой учитель

14

16

плохих качеств
и

7

13

15

человека
положительные
отрицательные
качества

2
Как
справляться
немогучками?

с

Мой верный попутчик –
стремление все делать на
отлично

Раздел 3. Я и мои родители
Я и мои родители

2

1

Формирование
позиции школьника.

Исследование своих
личностных
особенностей
поведения.
Чувства
по Осознание особенности Формирование
отношению к учителю позиции
ученика. позиции школьника.
Правила
поведения
школьника.
в
Понятие
Осознание
своей Уверенность
собственных
силах,
«Уверенности в себе» успешности
мотивация
на
достижение
успеха.
Адекватная
самооценка.

4
1

16

Школьная
жизнь Осознание особенности
ученика 3-го класса
позиции
ученика.
Правила
поведения
школьника.
Понятие «лень»
Осознание особенности
позиции ученика.

17

Я
умею
прощения

просить

18

Почему
родители
наказывают детей?

1

19

Я взрослею

1

1

Роль родителей
жизни ребенка

в Уважительное
отношение к родителям

Осознание роли и
значимости родителя
в
жизни
каждого
человека
Способы понимания и Умение
понимать Анализ последствий
прощения
ошибки и прощать
поступков
других
людей (рефлексия)
Причины наказаний Умение прогнозировать Анализ последствий
детей родителями
последствия
плохих поступков
других
поступков
людей (рефлексия)
Возрастные
Умение
Исследование

особенности
классников
Раздел 4. Я и мои друзья
Настоящий друг
20

1

Умею ли я дружить?
Трудности в отношениях
с друзьями

1

Ссора и драка
23

1

25

26

27

28

Я
умею
другого

такое

1

понимать

Мы умеем действовать
сообща
Что такое коллективная
работа

Умение
дружить,
общаться, налаживать
контакты
Причины трудностей Умение
понимать
в
отношениях
с эмоции и поступки
друзьями
другого
Ссора,
драка. Навыки толерантного
Причины.
поведения.

Умение определять и
осознавать качества
настоящего друга,
Осознание
собственного умения
дружить
Учиться
понимать
эмоции и поступки
других людей
Учиться
понимать
эмоции и поступки
других людей

5

такое

Я умею договариваться с
людьми

Понятие
«друзья», Коммуникативные
«настоящий друг»
навыки
Дружба

1

Раздел
5.
Что
сотрудничество?
Что
24 сотрудничество?

возрастных
особенностей

4

21

22

3-

1

1

1

1

Понятие
«сотрудничество».
Расширение
представления
понятии
«сотрудничество»
Расширение
представления
понятии
«сотрудничество»
Расширение
представления
понятии
«сотрудничество»
Расширение
представления
понятии

Навыки
коммуникативного
общения
Умение договариваться
о и приходить к общему
решению

Определение
и
формулирование цели
в совместной работе
Анализ
поступков
действий
других
людей

Навыки
о коммуникативного
общения

Правила общения

Умение договариваться Определение
и
о и приходить к общему формулирование цели
решению
в совместной работе
Навыки
о коммуникативного
взаимодействия

Определение
и
формулирование цели
в совместной работе

31
32

Итоговая диагностика
Итоговое занятие

1

Всего

34

1

«сотрудничество»
Оценка УДД
Подведение итогов.
Рефлексия

Оценка УДД

Оценка УДД

4 класс (34 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои
возможности.
2

Мое лето.

Всего
часов

4

1

1
Какой я – большой или
маленький?

Мой выбор, мой путь.
1
Мой внутренний мир
8

Знания
эмоциональной
человека

метапредметные

личностные

об Умение
строить
сфере речевое
высказывание
в
устной форме.
Внутренний мир другого Эмпатия,
человека, его чувства.
толерантность
Чувства людей

2

7

предметные

1

Мои способности
6

фактическ
ая

12

Кто я?
3

Результаты
планируем
ая

2

Знакомство с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.
Продолжение
знакомства с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.
Продолжение
знакомства с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.

Актуализация у детей
знания
об
эмоциональной сфере
человека
Способность
к
сочувствию,
сопереживанию
Эмпатия,
Способность
к
толерантность
сочувствию,
сопереживанию
Умение
находить Исследование своих
положительные
качеств,
изучение
качества во всех своих особенностей.
людях, толерантное
отношение к другим.
Умение
находить Исследование своих
положительные
качеств,
изучение
качества во всех своих особенностей.
людях, толерантное
отношение к другим.
Умение
находить Исследование своих
положительные
качеств,
изучение
качества во всех своих особенностей,
людях, толерантное осознание
детьми
отношение к другим. наличия у других
людей разнообразных
22

9

Уникальность
моего
внутреннего
мира,
уникальность
твоего
внутреннего мира.

Качества
человека»
2

Кого я могу впустить в
свой внутренний мир.
10

1
Что значит верить?

11

1

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь
Мое детство.
12

3
1

Я изменяюсь.
13

2

Раздел 3. Мое будущее. Каким
бы я хотел стать в будущем?
Моё будущее
14

15

Понятие
«добро»,
способы
проявления
доброты.
Сопереживание
(эмпатия), толерантность
к другим людям.

Развитие
эмпатии

чувства Сопереживание
другим людям.

к

Эмпатия
окружающим.

к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.

Сопереживание
Эмпатия
(эмпатия), толерантность окружающим.
к другим людям.

к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.
к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.

3

2
Хочу вырасти здоровым
человеком!

«сердечного Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.

положительных
качеств.
Осознание
детьми
наличия у других
людей разнообразных
положительных
качеств.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.

1

Понятие
«индивидуальность»,
различия людей

Эмпатия
окружающим.

Раздел
4.
Хочу
вырасти
интеллигентным человеком: что
для этого нужно?
Кто
такой
интеллигентный
16
человек?

17

18

Хочу
вырасти
интеллигентным
человеком: что для этого
нужно?
Что такое идеальное Я?

Раздел
5.
Хочу
вырасти
свободным человеком: что для
этого нужно?
Кто такой свободный
человек?
19

20

21

Права и обязанности
школьника.
Что такое
уважение»

«право

4

1

1

11

2

2

2

Права и обязанности

23

2
Нарушение прав других

к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.
в Оптимизация
с самооценки
обучающихся,
понимание
собственного
внутреннего мира.

2

на

22

Уникальность каждого Эмпатия
человека, толерантность. окружающим,
толерантное
поведение.
Положительные
и Толерантность
отрицательные качества отношениях
человека
окружающими.

2

Положительные качества Позитивное
в других людях
отношение
окружающим

Осознание
наличия
к разнообразных
положительных
качеств
в
других
людях
Дружба, бесконфликтное Коммуникативные
Умение
определять
поведение
навыки
качества настоящего
друга,
Проблемы, возникающие Рефлексия
Умение
в учебе, во внешкольной собственного
прогнозировать
деятельности
поведения
последствия
своих
обучающихся
поступков
Умение
Проблемы, возникающие Ответственность.
в учебе, в школе
Рефлексия
прогнозировать
собственного
последствия
своих
поведения
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение

людей может привести к
конфликтам

24
25

Как
разрешать
конфликты
мирным
путем
Итоговое занятие
Всего:

дома, вне учебы

1
1
34

Рефлексия
собственного
поведения

прогнозировать
последствия
своих
поступков

Рефлексия собственных Рефлексия
качеств и чувств
собственного
поведения

Анализ собственных
переживаний,
внутреннего мира


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».