Рабочая программа курса ВД Логоритмика 1 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Логоритмика»
для 1 классов начального общего образования
на 2025-2026 учебный год

Камышлов, 2025

Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Пояснительная записка
Цели и основные задачи
Характеристика программы
Принципы коррекционной работы
Технология обучения
Содержание логоритмических занятий
Календарно – тематическое планирование
Программно – методическое обеспечение коррекционного курса

2

3
4
6
10
11
13
17
19

Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена
программа
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минобрнауки России о 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении
федерального государственного стандарта начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Письмо Министерства образования и науки РФ т 11 марта 2016 г. № ВК-452/07
«О введении ФГОС ОВЗ».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня
2013 года № ИР-535/»О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с
изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015). · СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
В общеобразовательной школе обучаются дети с нарушениями устной и
письменной речи, которые препятствует успешному обучению этих детей в условиях
школы общего назначения. Здесь методика обучения, включающая набор методов и
приемов, организацию и подачу материала, особенно «языкового» должна быть
специфической, адекватной речевым, познавательным и психологическим
особенностям учащихся.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование
сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, недоразвитие или
своеобразие развития, которых выступают как вторичные нарушения, степень
выраженности которых детерминирована глубиной первичной речевой патологии. В
структуре дефекта детей с нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание
нарушений речи и познавательной деятельности:
трудности формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, абстрагирования, бессистемность мышления.
нарушения памяти;
нарушения всех видов восприятия;
недостатки внимания;
отвлекаемость;
нарушения эмоционально-волевой сферы;
не сформированность навыков учебной деятельности.
Они проявляется прежде всего в двигательных расстройствах: нарушении
координации движений, изменениях мышечного тонуса, не сформированности общей,
мелкой и артикуляционной моторики. Дети не скоординированы, плохо
ориентированы в пространстве и в схеме собственного тела. Страдают общая и мелкая
моторика, координация движений. Развитие детей отличается неустойчивым
вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического
мышления, недостаточной сформированностью символичных функций, психической
истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.
3

Всё это влечёт за собой ряд сложностей в овладении детьми речью, в
воспитании личности, способной активно участвовать в общественной, жизни и
реализовывать свои познавательные и социальные потребности.
Коррекционная
направленность занятий должна осуществляться на всех предметах, в том числе и
предметах искусства: музыке, ритмике, изобразительном искусстве.
Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим
началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит
положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной,
сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально волевых качеств личности.

Цель программы:
- преодоление речевых трудностей путем развития, воспитания и коррекции у
школьников с речевой патологией двигательной сферы посредством музыки и их
адаптации к условиям внешней и внутренней среды и социализации.

Основные задачи логоритмического воздействия:
1. развитие слухового внимания;
2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
3. развитие фонематического слуха;
4. развитие пространственной организации движений;
5. развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
6. формирование и развитие кинестетических ощущений;
7. воспитание выразительности и грации движений;
8. воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
9. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
10. развитие физиологического и фонационного дыхания;
11. развитие певческого диапазона голоса;
12. развитие чувства ритма;
13. воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
14. воспитание умения перевоплощаться;
15. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
16. воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным
обозначением;
17. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в
различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Задачи первого года обучения (1 класс)
1. Развивать слуходвигательную и слуховокальную координацию.
2. Развивать речевое и физиологическое дыхание у учащихся.
3. Обучать движениям под музыку в соответствии с её характером.
4. Развивать координацию, умение ориентироваться во времени и пространстве,
четкость, ритмичность, переключаемость движений.
5. Способствовать формированию правильного артикуляторного уклада через
развитие речевого и голосового аппарата, мимики.
6. Способствовать формированию четкой дикции выразительности и
эмоциональности речи.
7. Формировать представления об окружающем мире, для развития словарного
запаса.
8. Способстовать развитию инициативы, творческих способностей обучающихся.
9. Музыкально – ритмические движения: Умение воспринимать и передавать
акцент в музыки движения, хлопками, музыкальным сопровождением,
двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой; точно начинать
4

движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием музыки;
исполнять по слуху несложный ритмичный рисунок; передавать различный
характер музыки походкой, бегом, подскоками, движениями рук; развивать
зрительное и слуховое восприятие.

Общая характеристика программы
Логопедическая ритмика (логоритмика) – одно из средств оздоровления речи,
это методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь,
музыка и движение.
Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по
развитию речи учащихся. Данная программа коррекционно-развивающей работы с
учащимися имеющими общее недоразвитие речи, алалией, дизартрией, заиканием,
ринолалией, предназначена для работы учителей логоритмики.
Часто у учащихся имеющих нарушения речи наблюдается недоразвитие и ряда
психомоторных функций; страдает внимание, память, имеет место общая моторная
неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев
рук. Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает
сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве.
Нарушения произвольного слухового внимания проявляются в трудностях
сосредоточения на заданиях педагога, данной в словесной форме, определяют
отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у учащихся
фонематических процессов.
Следует отметить, что учащиеся, зачастую отличаются и рядом личностных
особенностей. У них снижена работоспособность на занятиях, быстро утомляются. В
общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью,
двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. В работе
с учащимися учитель может использовать логоритмические средства для
регулирования процессов возбуждения и торможения, постепенно формировать
координацию движения, их переключаемость, точность, учить передвигаться и
ориентироваться в пространстве.
Логоритмика позволяет сформировать у учащихся рефлекс сосредоточения, а это
в дальнейшем позволит развить произвольное движение. В ход занятий также
вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии,
дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, речевые
и пальчиковая гимнастика.
Логоритмика является мощным вспомогательным средством для эффективной
совместной работы логопеда и учителя логоритмики по коррекции различных
нарушений речи учащихся, включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь,
музыка и движение.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на
способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того,
логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает
благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка
различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Учащиеся с пользой для себя выполняют дыхательные и оздоровительные
упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В
ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной
5

музыкотерапии. Особенностью предлагаемой программы, в свете ее коррекционных
задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе
глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.
В связи с поставленными задачами работа с учащимися строиться в следующих
направлениях:
1) танцевально-ритмическое:
-развитие движений (ходьба, бег, прыжки, построение и перестроения);
-общеразвивающие упражнения (в т.ч. регулирующие мышечный тонус);
-координатоционные игры; танцы;
-танцевально-ритмическая импровизация;
-активное слушание музыки;
2) речедвигательное:
-развитие речевого аппарата;
-голосовой и дыхательной функции;
-речевые упражнения без музыкального сопровождения;
-координация слуха и голоса (пение);
-пальчиковая гимнастика, самомассаж;
-мелодекламация;
-развитие мимической мускулатуры; 3)музицирование:
-игра на музыкальных инструментах (упражнения для развития чувства музыкального
размера или метра,темпа);
- слушание музыки;
- импровизация;
4)коммуникативное-познавательное:
-игры на развитие неречевых высших психических функций;
-игры на развитие способностей к коммуникативной деятельности;
-игры для развития творческой инициативы;
-игры-драматизации;
-игры для развития эмоционально-волевой сферы;
-игры познавательного характера направленные на формирование представлений об
окружающем мире.
Практический материал постепенно усложняется в зависимости от года
обучения и варьируется по необходимости с учетом индивидуальных особенностей
класса по усмотрению учителя. Учитель каждое занятие разрабатывает с учетом
содержания работы по реализации всех направлений деятельности: танцевальноритмического,
речедвигательного,
музыцирования
и
коммуникативно
познавательного, объединённых лексической темой. При объединении занятий по
лексической направленности составителем учитывался календарно-традиционный
принцип построения школьного круга праздников и временных изменений в природе.
Использование в работе учителя логоритмики современных ИКТ способствует
поддержанию интереса учащихся к предмету, совершенствованию методам и приемам
работы коррекционного педагога. В качестве исходного музыкального материала
использовались русские народные песни, песни репертуара известных композиторов и
исполнителей. Для работы по развитию речевого аппарата включались
артикуляционные гимнастики, речедвигательные и дыхательные упражнения,
рекомендованные ведущими специалистами (практиками) в области коррекционной
педагогики.
Методами логоритмики на уроках в доступной и интересной форме учитель
развивает у учащихся общие речевые навыки такие, как дыхание, темп, ритм речи, ее
выразительность;
в
ходе
музыкально-дидактических
игр
отрабатывать
6

артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. В коррекционном обучении
и воспитании на логоритмических занятиях используются также наглядные,
словесные и практические методы. Наглядные методы обеспечивают яркость
чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый
комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и
единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям
методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного
материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных
и типологических особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы:
а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его
отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни;
использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных
пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.);
б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных
пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их
перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция к заданию «не задеть воротца»
связывается в сознании пациента с костномышечным ощущением при совершении
ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность
своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в
непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела
занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;
в) нагляднослуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой
наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений
могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший,
звуки бубна, колокольчика и т.п.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают
осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные
упражнения. При словесном методе используются следующие приемы:
1)
краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт
и представления занимающегося;
2)
пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его
отдельные элементы;
3)
указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения
или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;
4)
беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется
разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;
5)
вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания
последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной
подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;
6)
команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной
интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки,
игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;
7)
образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности
движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторыдве минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, способствует
зрительному
восприятию
всей
ситуации,
стимулирует
эмоциональное
воспроизведение;
8)
словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов
прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с
помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи,
7

сформировать новые знания и умения. Формирование двигательных навыков у
ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности
восприятия
движения
на
собственных
мышечно-моторных
ощущениях.
Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.
Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста,
наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы нагляднообразного и нагляднодейственного мышления; дает возможность совершенствовать
разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений,
быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую
инициативу на логоритмических занятиях.
Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных
двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве
соревнование может быть использовано как воспитательное средство для
совершенствования двигательных навыков, воспитания морально-волевых черт
личности. Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и
словом. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами,
содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в
подвижных играх, роли водящего; показывает, кто лучше и правильнее выполняет
задание; выступает в роли судьи, капитана команды. Занятие проводится фронтально;
для совершенствования знакомых движений педагог делит группу и предлагает
действовать самостоятельно, стимулирует к творческому поиску.
Например, дает такие задания, как изменить упражнение в связи с
изменившимся характером музыки, провести подвижную игру с другими правилами,
составить варианты игр, придумать новые.
Понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и
движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с
преобладанием одного из них или связи между ними.
Задания по логоритмике включают следующие виды деятельности:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти
упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют четкую
координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в
пространстве, закрепляют понятия левостороннего и правостороннего движения,
учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения
расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Это необходимо для
хорошей координации и ловкости движений.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над
артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает
подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости
артикуляционных движений.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих
речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую
память.
5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп
и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-100. Чаще
всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное
проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий.
Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для
выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую
моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
8

7. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать

у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
8. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на

основе музыкального темпа работать над темпом речи.
9. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и

темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских
музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство
музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память и пр.
11. Пальчиковые игры. Науке давно известно, развитие подвижности пальцев
напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику
пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые
игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими
предметами – карандашами, палочками, мячами.
12. Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие
мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
13. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка,
губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут
выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
14. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое
восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого
фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к.
прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по
формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового
внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по
звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых
сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию
звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение
слоговой структуры слов.
15. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится
работа
по
исправлению
неправильного
звукопроизношения.
На
подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового
внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической
моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям
предлагаются игры на основе звукоподражания.
10. Игра

Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
 упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика,

координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного
тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие
психических процессов);
 речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи,
развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением
и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в
зависимости от речевого дефекта. Использование в работе учителя
логоритмики современных ИКТ, БОС способствует поддержанию интереса
учащихся к предмету, совершенствованию методам и приемам работы
коррекционного педагога. В качестве исходного музыкального материала
использовались русские народные песни, песни репертуара известных
9

композиторов и исполнителей. Для работы по развитию речевого аппарата
включались артикуляционные гимнастики, речедвигательные и дыхательные
упражнения, рекомендованные ведущими специалистами (практиками) в
области коррекционной педагогики. Структуру данной программы составляют
разделы по годам обучения, в которых обозначены основные содержательные
линии. На каждом году обучения отводиться время для диагностики общего
уровня сформированности неречевых психических функций (на начало и конец
учебного года), которые основных показателей развития логоритмических
умений и навыков. Педагогическая диагностика учителем проводиться в
процессе обучения учащихся форме - метода педагогического наблюдения и
анализа выполнения действий. Мониторинг результативности реализации
программы по годам обучения возможно проводить в форме открытых занятий
и проведения занятия-концертов.

Программа построена с учетом принципов:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных

2.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

мероприятий научно обоснованными и практически апробированными
методиками.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов
Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию речевой деятельности в целом, как системы взаимосвязанных и
взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере
формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше
подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка.
Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка
формируются в первую очередь.
Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога
- соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа
над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение
других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп
(постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад
звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет
использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять
в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития
(самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального
развития (способность решения задач при соответствующей помощи со
стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от
выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое
предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом
уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений речевого материала в различных музыкально-двигательных
игровых ситуациях вырабатываются динамические стереотипы и речевые
навыки.
Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий
10

коррекции. Весь лингвистический материал логоритмических занятий
подбирается в соответствии с изучаемой темой на уроках обучения грамоте, а
также соотносится с этапом и содержанием логопедических занятий.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель
образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются
активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие
задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении
под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и
коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Планируемые результаты
описываются с учетом формируемых в процессе логоритмических занятий
универсальных
учебных
действий
(личностных,
регулятивных,
познавательных, коммуникативных).

Технологии обучения:
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются школьникам в сочетании
с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное
сопровождение. Особенность курса заключается в том, что в двигательные задания
включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая
ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит
положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной,
речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств
личности.
Формы организации учебного процесса:

Групповые.
Формы контроля;

наблюдение;

беседа;

выступления на мероприятиях школы;

отчетное мероприятие в конце года.
Место учебного предмета в учебном плане:
Первые классы - 66 часов (2 часа в неделю)
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

школы

Личностные результаты:
Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуально личностные
качества и социальные компетенции обучающегося: овладение компетенцией,
обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную
социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся:
 установка на здоровый образ жизни;
 адекватного понимания в процессе логоритмических занятий причин
успешности / не успешности учебной деятельности;
11

 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе

критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» во
внеурочной деятельности;
 установки на здоровый образ жизни (соблюдение речевого режима) и
реализации её в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают: способность
обучающихся решать учебные и жизненные задачи; умение организовывать и
поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества; адекватно воспринимать
и отражать содержание и условия деятельности.
Коммуникативные:
 соответствие всех компонентов устной речи (лексического строя, грамматики,
фонетико-фонематической системы, слоговой структуры и связной речи)
первоклассников возрастной норме или значительное улучшение всех
компонентов устной речи;
 умение вступать в диалог и задавать вопросы в соответствии с содержанием
 логоритмических занятий;
 владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
 грамматическими и синтаксическими нормами родного языка на
лингвистическом материале логоритмических занятий.
Регулятивные:
 принимать и сохранять учебную задачу логоритмического упражнения;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать
запись в цифровой форме ритма музыкального произведения, собственной
звучащей речи на русском языке.
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (быть
дирижером или участником хора, солировать);
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков (на основе фонетических упражнений на дифференциацию фонем);
осуществлять синтез как составление целого из частей (трансформация
музыкально-речевого текста);
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты музыкально-ритмического и речевого
текстов;
Результаты первого года обучения

Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим
темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную
тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен

Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ, согласовывать
движения с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе, воспринимать
перемену темпа и двигаться в соответствии с характером, динамикой и
звуковысотностью музыки.
12


Развивать модуляцию голоса, плавность и интонационность выразительности
речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать
дыхание во время пения.

Сформированность
произносительных
навыков,
подвижности
артикуляционного аппарата.

Способность ориентироваться в пространстве, действовать с предметами,
ощущать равновесие, двигаться в заданном направлении, ходить и бегать в колонну
по одному и парами, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные
виды ходьбы и бега.

Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев
рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за
сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Содержание программы. Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3

4

5

6

7

8

Лексикограмматическая тема
Час, минута, сутки,
день

Звук(и) для автоматизации

Развитие и уточнение временных
представлений
Развитие и уточнение временных
Год, календарь
представлений
Развитие и уточнение временных
Дни недели
представлений
Звуки речи и неречевые звуки (строение
Осень. Осенние
артикуляционного аппарата,
месяцы
образование и дифференциация
неречевых звуков)
Гласные звуки (а,о,у,э,ы, и), их
Овощи и фрукты
артикуляция
Гласные звуки. Выделение гласных
звуков из слогов и слов:
Растительный мир
- под ударением
- в начале и конце слова
- в безударной позиции
Согласные звуки. Выделение
Животный мир морей и
согласных:
океанов
- из слогов
- в начале слова
Уточнение пространственных
представлений (дифференциация правых
Части тела
и левых частей тела; ориентировка в
схеме собственного тела, схеме тела
стоящего напротив)
13

Количеств
о часов
2
2
2

2

2

2

2

2

9
10

Домашние животные и
птицы
Дикие животные и
птицы.

Дифференциация гласных и согласных
звуков
Слоговой состав слова.
Развитие слогового анализа и синтеза.

2
2

Органы-помощники

Слоговой состав слова. Ударение.

2

12

Птицы нашего края

Дифференциация звуков, имеющих
акустико-артикуляторное сходство.
Дифференциация в-ф

2

13

Обязанности членов
семьи

Дифференциация б-п

2

14

Рыбы

Дифференциация т-д

2

15

Транспорт

Дифференциация к-г

2

16

Зима, зимние месяцы

Дифференциация с-з

2

17

Деды морозы разных
стран мира

Дифференциация ж-ш

2

18

Часы

Дифференциация с-ш

2

19

Части суток

Дифференциация з-ж

2

20

Инструменты,
инвентарь

21

Профессии людей

Дифференциация сонорных звуков:
л-р, л’ -р’
Работа над словом. Слова,
обозначающие предметы.

22

Достопримечательност
и моего города

23

Город и село

24

Семья

25

Весна

26

Человек

11

Слова, обозначающие действие
Слова, обозначающие признак предмета.
Постановка вопросов к словам
Развитие умения составлять и
анализировать простые
распространенные предложения.
Выделение слов, обознач. предметы,
действия, признаки.
Развитие умений и навыков построения
связного высказывания –
последовательный пересказ с опорой на
картинки и вопросы
Слова, обозначающие признак предмета.
Развитие умения подбирать словапризнаки к словам-предметам и
наоборот
14

2
2
2
2

2

2

2

27

Одежда и обувь

28

Животные юга и севера

29

Домашние
электроприборы

30

Лес

31
32
33

Животный и
растительный мир
весной
Насекомые

Здравствуй, лето!

Слова, обозначающие признак предмета.
Развитие умения подбирать словапризнаки к словам-предметам и
наоборот
Развитие умений и навыков составления
описательного рассказа
Развитие умений и навыков составления
описательного рассказа
Развитие умений и навыков составления
повествовательного рассказа
Развитие умений и навыков составления
описательного рассказа
Развитие умений и навыков составления
повествовательного рассказа
Развитие умений и навыков составления
повествовательного рассказа

Всего часов

2

2
2
2
2
2
2
66

Оценка планируемых результатов
Осуществляется в начале и конце сроков реализации Программы.
1. Оценка групповых личностных результатов реализации Программы «Логоритмика»
осуществляется на итоговом мероприятии.
2. Оценка речевых результатов реализации программы «Логоритмика»
осуществляется учителем логопедом по речевой карте (соотносятся результаты
первоклассников с ОНР до и после курса логоритмических занятий.
3. Оценка уровня сформированности ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни (прежде всего речевому режиму).
Ожидаемые результаты и способы проверки
Целенаправленное коррекционное воздействие, с одной стороны, ведет к
исправлению речевых дефектов, с другой – создает базу для освоения программ
других предметов общеобразовательных циклов и дает возможность продолжить
обучение после школы. В результате практического воплощения программы
происходит:
 Исправление и смягчение дефектов речи детей;
 Улучшение двигательных способностей детей (появляется четкость и
координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
 Усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь,
активизирует умственную деятельность;
 Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного
запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие
рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых
сказок, песен.

15

 Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
 Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
 Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
 Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица
и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Способность
выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки,
дыхательные (по А. Стрельниковой; Приложение 2) и пальчиковые
упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на
напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного
автоматизма).
 Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания,
умения правильно брать дыхание во время пения.
 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.( Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в
заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять
различные виды ходьбы и бега).
 Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев
рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
 Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания,
памяти.
 Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети
внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и
содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на
музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения).
 Улучшение результатов диагностик развития речи. (Сформированность
произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах,
чистоговорках).
 Воспитание бережного отношения к природе, животным.
 Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и
традициям народов России, родного края, труду людей.
 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.

16

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Лексико-грамматическая тема

Количеств
о часов

1

Час, минута, сутки, день

2

2

Год, календарь

2

3

Дни недели

2

4

Осень. Осенние месяцы

2

5

Овощи и фрукты

2

6

Растительный мир

2

7

Животный мир морей и океанов

2

8

Части тела

2

9

Домашние животные и птицы

2

10

Дикие животные и птицы.

2

11

Органы-помощники

2

12

Птицы нашего края

2

13

Обязанности членов семьи

2

14

Рыбы

2

15

Транспорт

2

16

Зима, зимние месяцы

2

17

Деды морозы разных стран мира

2

18

Часы

2

19

Части суток

2

17

Дата

20

Инструменты, инвентарь

2

21

Профессии людей

2

22

Достопримечательности моего города

2

23

Город и село

2

24

Семья

2

25

Весна

2

26

Человек

2

27

Одежда и обувь

2

28

Животные юга и севера

2

29

Домашние электроприборы

2

30

Лес

2

31

Животный и растительный мир весной

2

32
33

Насекомые

2
2

Здравствуй, лето!
Всего

66 часов

Система условий реализации программы
Создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную
коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения:
а) рабочая зона учителя-логопеда, которая включает в себя:
мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов, родителей (законных представителей);
б) зона коррекционно-развивающих занятий оборудована мебелью для проведения
индивидуальных и групповых логопедических занятий, настенными зеркалами,
учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами;
Информационное обеспечение
Мультимедийные комплексы.

18

Программно – методическое обеспечение коррекционного курса
Модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных
положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
 Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
 Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.
Коноваленко;
 Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Т. А. Куликовской;
 Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата Н.А. Гросс;
 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000.
по логоритмике:
 Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой,
Е. В. Кузнецовой;
 Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших
школьников. СПб.: Речь, 2007;
 Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр
физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего
школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
 Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
 Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».