Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 5 классов основного общего образования
на 2025-2026 учебный год
Камышлов, 2025
Оглавление
1.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
… ..................................................................................................................................... 3-4
2.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность»……………………………………………………………………………..
3.
5
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы… ................................................................................................................6-8
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Раздел «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ»
Основные понятия:
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки.
Фальшивые деньги.
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты.
Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. Предметы
первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования.
Услуги. Коммунальные услуги. Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения.
Вклады. Проценты по вкладам.
Раздел «РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА.
КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ»
Основные понятия:
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания.
Страховой полис.
Раздел «СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ»
Основные понятия:
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль.
Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по
безработице.
Раздел «ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС»
Основные понятия:
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по
страхованию вкладов. Кредит. Залог. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность»
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Тематическое планирование
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема урока
Деньги: что это такое?
Удивительные факты из истории о деньгах
Фальшивые деньги: история и
современность
Какие бывают деньги? Функции денег
Что такое нумизматика? Кого можно назвать
нумизматом? Что такое «сувенирные»
деньги?
Кто печатает деньги и где они хранятся? Что
такое банк?
Почему к деньгам нужно бережно
относится? Игра «Бартерный обмен»
Откуда берутся деньги? Виды доходов
Заработная плата. Почему у всех она разная?
Собственность и доходы от нее. Арендная
плата, проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Материнский капитал. Кредит.
Как заработать деньги? Мир профессий и
для чего нужно учиться? «О пользе
домашнего труда»
Зачем нужны карманные деньги? Учимся
считать карманные деньги.
Решение задач на доходы.
Аукцион вопросов. «Путешествие короля с
королевой в прошлое»
Куда уходят деньги? Как управлять
расходами? Покупки.
17 Основные статьи расходов в семье.
Коммунальные расходы и управление
коммунальными платежами.
Отличие собственного жилья и
муниципального. Кто такой судебный
пристав?
Предметы первой необходимости. Товары
текущего потребления и длительного
пользования.
Реклама и рекламные акции. Аукцион задач.
Деньги на отдых и развлечения.
«Путешествие короля и королевы на остров
Бартер»
Игра «Планируем праздник»
Что такое семейный бюджет и зачем он
нужен? Соотношение доходов и расходов профицит и дефицит. Сбалансированный
бюджет.
Кредиты, долги, сбережения семейные и
личные, вклады, депозиты и пластиковые
карты. Решение задач.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Электронные формы составления бюджета.
Сроки бюджета. Почему при составлении
бюджета учитывают налоги и что это такое?
Игра «Составляем бюджет»
Урок повторения «Из истории Российских
денег» и «Туда где хранится история»
Путешествие в страну Задач
Мини-исследование «Государство — это
мы!»
С деньгами на «Ты» или зачем нужно быть
финансово грамотным.
Пластиковая карта – твой безопасный Банк в
кармане.
Решение задач на проценты по вкладам и
депозитам
Валюта в современном мире. Решение задач
на расчеты с валютными курсами.
Итоговая работа по курсу «Основы
финансовой грамотности» 5 класс
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1