Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловкого городского округа
ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
физкультурно-спортивной направленности
«Настольный теннис»
Возраст: 12-15 лет
Срок реализации: 3 года
Камышлов, 2025
Содержание программы
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Настольный теннис»
рассчитана
на
три
года
обучения,
относится
к
физкультурно
–
спортивной
направленности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка,
развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия
ребёнка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений,
скоростно – силовых качеств, формированию двигательных навыков. Стремление
превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости
удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся
мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил,
преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный
характер
игры,
самостоятельность
тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или
неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний.
Высокий эмоциональный подъём поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок,
настольный
теннис,
как
спортивная
игра,
своими
техническими
и
методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребёнка,
расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Новизна программы и ее отличие от уже существующих в том, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения.
Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди
школьников,
являясь
увлекательной
спортивной
игрой,
представляющей
собой
эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Целью данной программы является создание условий для развития физических
качеств, оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий
настольным теннисом.
Задачи:
Образовательные:
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;
- научить регулировать свою физическую нагрузку.
Развивающие:
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость,
быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в настольный теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во
время игрового досуга.
Воспитательные:
- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-
воспитывать
коммуникабельность,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Программа рассчитана на обучающихся с 12 лет.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-12
человек.
Срок реализации программы 3 года:
1 год - 2 раза в неделю
2 год –2 раза в неделю
3 год – 2 раза в неделю
Методы и формы обучения.
Занятие является основной формой организации учебного процесса. Для
повышения интереса занимающихся к занятиям настольного тенниса и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется
применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: словесные методы,
наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод
круговой тренировки).
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели я буду использовать: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления
об изучаемых действиях.
Практические методы:
1. Метод упражнений;
2.Игровой метод;
3.Соревновательный;
4.Метод круговой тренировки.
Главным
из
них
является
метод
упражнений, который
предусматривает
многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в
целом и по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у
учащихся
образовались
предусматривает
Упражнения
некоторые
выполнение
подбираются
с
навыки
заданий
учетом
на
игры.
Метод
специально
технических
и
круговой
тренировки
подготовленных
физических
местах.
способностей
занимающихся.
Формы обучения: групповая.
1 год обучения
1.
Техника: совершенствование, передвижения и координация
Теоретический компонент:
Упражнения с ракеткой и мячом. Техника передвижения у стола, координация.
Точность попадания.
Практический компонент:
Атака, контратака. Подача мяча.
2.
Тактика: отработка технико-тактической комбинации
Теоретический компонент:
Теоретические примеры.
Практический компонент:
Удары справа и слева. Срезка в ближнюю и дальнюю зону. Тактические приёмы.
Возврат мяча срезкой слева влево.
3.
Индивидуальная подготовка
Теоретический компонент:
Индивидуальный разбор упражнений.
Практический компонент:
Совершенствование техники выполнения индивидуального приёма.
4.
Игры на счёт
Теоретический компонент:
Правила игры.
Практический компонент:
Практика. Игры на счёт: короткие и длинные партии.
5.
Простые упражнения по элементам (без усложнений)
Теоретический компонент:
Совершенствование подач и их приёма.
Практический компонент:
Имитация ударов на столе. Упражнения на развитие скорости удара.
6.
Контроль нормативов физического развития
Теоретический компонент:
Контроль нормативов технической подготовки. Тесты итоговые.
Практический компонент:
Сдача нормативов. Индивидуальная работа.
2 год обучения
1.
Тактическая подготовка
Теоретический компонент:
Виды ударов. Тренировка сложных подач и их приёма.
Практический компонент:
Имитационные упражнения. Активный приём подачи «накатом». Подрезка мяча
слева и справа.
2.
Техническая подготовка
Теоретический компонент:
Восемь принципов выполнения удара. Игра различными ударами без потери мячи.
Практический компонент:
Стойка. Координация у стола. Перемещение у стола. Точность попадания, техника.
3.
Игровая подготовка
Теоретический компонент:
Игры на счёт. Парные игры.
Практический компонент:
Игры на счёт. Парные игры.
4.
Упражнения по элементам. Тренинг.
Теоретический компонент:
Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные
серии ударов.
Практический компонент:
Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные
серии ударов.
5.
Индивидуальная работа
Теоретический компонент:
Индивидуальная короткая подача. Отработка технических приёмов настольного
тенниса.
Практический компонент:
Индивидуальная короткая подача. Отработка технических приёмов настольного
тенниса.
3 год обучения
1.Тактическая подготовка
Теоретический компонент:
Виды ударов. Тренировка сложных подач и их приёма.
Практический компонент:
Имитационные упражнения. Активный приём подачи «накатом». Подрезка мяча
слева и справа, по прямой.
2.
Техническая подготовка
Теоретический компонент:
Восемь принципов выполнения удара. Игра различными ударами без потери мячи.
Практический компонент:
Стойка. Координация у стола. Перемещение у стола. Точность попадания, техника
обработки мяча.
3.
Игровая подготовка
Теоретический компонент:
Игры на счёт. Парные игры.
Практический компонент:
Игры на счёт. Парные игры.
4.
Упражнения по элементам. Тренинг.
Теоретический компонент:
Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные
серии ударов.
Практический компонент:
Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные
серии ударов.
5.
Индивидуальная работа
Теоретический компонент:
Отработка технических приёмов настольного тенниса. Судейская практика.
Практический компонент:
Отработка технических приёмов настольного тенниса. Судейская практика.
2.Планируемые результаты:
К концу первого года:
Будут знать:
- о положительном влиянии систематических занятий физическими упражнениями;
- особенности правильного распределения физической нагрузки;
- правила игры в настольный теннис;
- правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- правила проведения соревнований.
Будут уметь:
- поводить специальную разминку теннисиста;
- владеть основами техники настольного тенниса;
- владеть основами судейства в настольном теннисе.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
- повысят адаптивные возможности организма;
- разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий.
К концу второго года:
Будут знать:
- сведения о технических приёмах в настольном теннисе;
- сведения о положении дел в современном настольном теннисе.
Будут уметь:
- поводить специальную разминку теннисиста;
- владеть основами техники настольного тенниса;
- владеть основами судейства в настольном теннисе;
- составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
- повысят адаптивные возможности организма;
- разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий.
К концу третьего года:
Будут знать:
- сведения о технических приёмах в настольном теннисе;
- сведения о положении дел в современном настольном теннисе.
Будут уметь:
- поводить специальную разминку теннисиста;
- владеть основами техники настольного тенниса;
- владеть основами судейства в настольном теннисе;
- составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
- повысят адаптивные возможности организма;
- разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий;
- освоят накат справа и слева по диагонали;
- освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмёрка»;
- освоят накат справа и слева в один угол стола;
- научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении;
- топ – пин справа по подставке справа;
- топ – пин слева по подставке;
- топ – пин справа по подрезке справа;
- топ – пин слева по подрезке слева;
- умение проведения и судейства соревнований в группах младшего возраста.
№
Наименование учебного
модуля
3.Тематическое планирование
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Форма
промежуточной
аттестации
1
Учебный модуль первого года
обучения
68
15
53
Зачет в форме
спарринг игры и
сдачи нормативов
2
Учебный модуль второго года
обучения
68
13
55
Зачет в форме
спарринг игры и
сдачи нормативов
3
Учебный модуль третьего года
обучения
68
10
58
Зачет в форме
спарринг игры и
сдачи нормативов
204
38
166
Итого:
4.Поурочное планирование
(первый год обучения)
Теория
N
п/п
Практика
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
1.
Техника: совершенствование передвижения и
координации.
8
6
18
1.1
Инструктаж по технике безопасности.
1
-
2
1.2
Правила распорядка.
1
-
2
2.1
Упражнения с ракеткой и мячом (набивание).
1
1
2
2.2
Техника передвижений у стола, координация.
1
1
2
2.3
Точность попадания, техника.
1
1
2
2.4
Атака, контратака.
1
1
2
2.5
Подача мяча
1
1
2
2.6
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
1
2
3.
Тактика: отработка технико – тактической
комбинации.
4
4
8
3.1
Удар справа, удар слева.
-
-
3.2
Срезка в ближнюю и дальнюю зону.
-
-
3.3
Тактические приёмы и комбинации.
1
1
2
3.4
Возврат мяча срезка слева влево.
1
1
2
3.5
Теоретические примеры.
1
1
2
3.6.
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
1
2
4.
Индивидуальная подготовка.
3
3
6
4.1
Совершенствование техники выполнения
индивидуального приёма.
1
1
2
1
1
2
4.2
Индивидуальный разбор упражнений.
4.3
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
1
2
5.
Игры на счёт.
3
3
6
5.1
Правила игры (теория).
1
1
1
5.2
Практика (игры на счёт: короткие и длинные партии).
1
1
1
5.3
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
1
2
6.
Простые упражнения по элементам (без
усложнений).
4
9
13
6.1
Имитация ударов на столе.
1
2
3
6.2
Упражнения на развитие скорости удара.
1
2
3
6.3
Совершенствование подач и их приёма.
1
2
2
6.4.
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
3
2
7.
Контроль нормативов физического развития.
4
8
12
7.1
Сдача нормативов.
1
2
3
7.2
Тесты игровые.
2
2
4
7.3
Индивидуальная работа.
1
2
3
7.4
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
3
4
7
ИТОГО:
68
Поурочное планирование
(второй год обучения)
N
п/п
1
Теория
Практика
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
Тактическая подготовка.
7
7
14
Инструктаж по технике безопасности.
1
-
1
Виды ударов (атакующие, промежуточные,
защитные).
1
1
2
Тренировки сложных подач и их приёма.
1
1
2
Имитационные упражнения.
1
1
2
Активный приём подачи накатом.
1
1
2
2.
3.
4.
5.
Подрезка мяча справа и слева.
1
1
2
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
2
3
Техническая подготовка.
6
12
18
Восемь принципов выполнения удара.
1
2
3
Игра различными ударами без потери мяча.
1
2
3
Стойка. Координация у стола.
1
2
3
Перемещение у стола.
1
2
3
Точность попадания. Техника.
1
2
3
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.
1
2
3
Игровая подготовка.
2
9
11
Игры на счёт.
1
3
4
Парные игры.
1
3
4
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
-
3
3
Упражнения по элементам (тренинг).
4
5
9
Упражнения для освоения и совершенствования
техники игры.
1
1
2
Комбинированные серии ударов
1
1
2
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
2
3
5
Индивидуальная работа.
3
9
12
Индивидуальная короткая подача.
1
3
4
Отработка технических приёмов настольного
тенниса.
1
3
4
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
2
6
8
ИТОГО:
68
Поурочное планирование
(третий год обучения)
N
п/п
Теория
Наименование темы
Практика
Общее
кол-во
часов
1.
2.
3.
4.
Тактическая подготовка.
5
5
10
Тренировка сложных подач и их приёма.
1
1
2
Подрезка мяча слева и справа по прямой.
1
1
2
Активный приём подач «накатом».
1
1
2
Имитационные упражнения.
1
1
2
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
1
2
Техническая подготовка.
5
6
11
Игра различными ударами без потери мяча.
1
1
2
Техника передвижений у стола. Стойка.
1
1
2
Точность попадания. Техника обработки мяча.
1
1
2
Восемь принципов выполнения удара.
1
3
4
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
1
2
Игровая подготовка.
3
3
6
Игры на счёт.
1
1
2
Парные игры.
1
1
2
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
1
2
Упражнения по элементам (тренинг).
2
3
5
1
1
Упражнения для освоения техники и тактики игры
7.
-
Комбинированные серии ударов.
1
1
2
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
1
1
2
Индивидуальная работа.
9
23
32
Отработка технических приёмов настольного
тенниса.
4
6
10
Судейская практика
4
16
20
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости
3
3
6
ИТОГО:
68