Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловкого городского округа

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 26.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 75-од от 27.08.2025

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
физкультурно-спортивной направленности
«Настольный теннис»

Возраст: 12-15 лет
Срок реализации: 3 года

Камышлов, 2025

Содержание программы
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Настольный теннис»
рассчитана

на

три

года

обучения,

относится

к

физкультурно

–

спортивной

направленности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка,
развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия
ребёнка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений,
скоростно – силовых качеств, формированию двигательных навыков. Стремление
превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости
удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся
мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил,
преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный

характер

игры,

самостоятельность

тактических

индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или
неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний.
Высокий эмоциональный подъём поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок,

настольный

теннис,

как

спортивная

игра,

своими

техническими

и

методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребёнка,
расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Новизна программы и ее отличие от уже существующих в том, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения.
Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди
школьников,

являясь

увлекательной

спортивной

игрой,

представляющей

собой

эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Целью данной программы является создание условий для развития физических
качеств, оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий
настольным теннисом.
Задачи:
Образовательные:

- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;
- научить регулировать свою физическую нагрузку.
Развивающие:
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость,
быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в настольный теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во
время игрового досуга.
Воспитательные:
- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-

воспитывать

коммуникабельность,

коллективизм,

взаимопомощь

и

взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Программа рассчитана на обучающихся с 12 лет.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-12
человек.
Срок реализации программы 3 года:
1 год - 2 раза в неделю
2 год –2 раза в неделю
3 год – 2 раза в неделю
Методы и формы обучения.
Занятие является основной формой организации учебного процесса. Для
повышения интереса занимающихся к занятиям настольного тенниса и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется
применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: словесные методы,
наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод
круговой тренировки).
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели я буду использовать: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления
об изучаемых действиях.
Практические методы:
1. Метод упражнений;

2.Игровой метод;
3.Соревновательный;
4.Метод круговой тренировки.
Главным

из

них

является

метод

упражнений, который

предусматривает

многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в
целом и по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у
учащихся

образовались

предусматривает
Упражнения

некоторые

выполнение

подбираются

с

навыки

заданий
учетом

на

игры.

Метод

специально

технических

и

круговой

тренировки

подготовленных
физических

местах.

способностей

занимающихся.
Формы обучения: групповая.
1 год обучения
1.

Техника: совершенствование, передвижения и координация

Теоретический компонент:
Упражнения с ракеткой и мячом. Техника передвижения у стола, координация.
Точность попадания.
Практический компонент:
Атака, контратака. Подача мяча.
2.

Тактика: отработка технико-тактической комбинации

Теоретический компонент:
Теоретические примеры.
Практический компонент:
Удары справа и слева. Срезка в ближнюю и дальнюю зону. Тактические приёмы.
Возврат мяча срезкой слева влево.
3.

Индивидуальная подготовка

Теоретический компонент:
Индивидуальный разбор упражнений.
Практический компонент:
Совершенствование техники выполнения индивидуального приёма.
4.

Игры на счёт

Теоретический компонент:
Правила игры.
Практический компонент:
Практика. Игры на счёт: короткие и длинные партии.

5.

Простые упражнения по элементам (без усложнений)

Теоретический компонент:
Совершенствование подач и их приёма.
Практический компонент:
Имитация ударов на столе. Упражнения на развитие скорости удара.
6.

Контроль нормативов физического развития

Теоретический компонент:
Контроль нормативов технической подготовки. Тесты итоговые.
Практический компонент:
Сдача нормативов. Индивидуальная работа.
2 год обучения
1.

Тактическая подготовка

Теоретический компонент:
Виды ударов. Тренировка сложных подач и их приёма.
Практический компонент:
Имитационные упражнения. Активный приём подачи «накатом». Подрезка мяча
слева и справа.
2.

Техническая подготовка

Теоретический компонент:
Восемь принципов выполнения удара. Игра различными ударами без потери мячи.
Практический компонент:
Стойка. Координация у стола. Перемещение у стола. Точность попадания, техника.
3.

Игровая подготовка

Теоретический компонент:
Игры на счёт. Парные игры.
Практический компонент:
Игры на счёт. Парные игры.
4.

Упражнения по элементам. Тренинг.

Теоретический компонент:
Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные
серии ударов.
Практический компонент:
Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные
серии ударов.
5.

Индивидуальная работа

Теоретический компонент:
Индивидуальная короткая подача. Отработка технических приёмов настольного
тенниса.
Практический компонент:
Индивидуальная короткая подача. Отработка технических приёмов настольного
тенниса.
3 год обучения
1.Тактическая подготовка
Теоретический компонент:
Виды ударов. Тренировка сложных подач и их приёма.
Практический компонент:
Имитационные упражнения. Активный приём подачи «накатом». Подрезка мяча
слева и справа, по прямой.
2.

Техническая подготовка

Теоретический компонент:
Восемь принципов выполнения удара. Игра различными ударами без потери мячи.
Практический компонент:
Стойка. Координация у стола. Перемещение у стола. Точность попадания, техника
обработки мяча.
3.

Игровая подготовка

Теоретический компонент:
Игры на счёт. Парные игры.
Практический компонент:
Игры на счёт. Парные игры.
4.

Упражнения по элементам. Тренинг.

Теоретический компонент:
Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные
серии ударов.
Практический компонент:
Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные
серии ударов.
5.

Индивидуальная работа

Теоретический компонент:
Отработка технических приёмов настольного тенниса. Судейская практика.
Практический компонент:

Отработка технических приёмов настольного тенниса. Судейская практика.

2.Планируемые результаты:
К концу первого года:
Будут знать:
- о положительном влиянии систематических занятий физическими упражнениями;
- особенности правильного распределения физической нагрузки;
- правила игры в настольный теннис;
- правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- правила проведения соревнований.
Будут уметь:
- поводить специальную разминку теннисиста;
- владеть основами техники настольного тенниса;
- владеть основами судейства в настольном теннисе.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
- повысят адаптивные возможности организма;
- разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий.
К концу второго года:
Будут знать:
- сведения о технических приёмах в настольном теннисе;
- сведения о положении дел в современном настольном теннисе.
Будут уметь:
- поводить специальную разминку теннисиста;
- владеть основами техники настольного тенниса;
- владеть основами судейства в настольном теннисе;
- составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
- повысят адаптивные возможности организма;
- разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий.
К концу третьего года:
Будут знать:

- сведения о технических приёмах в настольном теннисе;
- сведения о положении дел в современном настольном теннисе.
Будут уметь:
- поводить специальную разминку теннисиста;
- владеть основами техники настольного тенниса;
- владеть основами судейства в настольном теннисе;
- составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
- повысят адаптивные возможности организма;
- разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий;
- освоят накат справа и слева по диагонали;
- освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмёрка»;
- освоят накат справа и слева в один угол стола;
- научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении;
- топ – пин справа по подставке справа;
- топ – пин слева по подставке;
- топ – пин справа по подрезке справа;
- топ – пин слева по подрезке слева;
- умение проведения и судейства соревнований в группах младшего возраста.

№

Наименование учебного
модуля

3.Тематическое планирование
Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма
промежуточной
аттестации

1

Учебный модуль первого года
обучения

68

15

53

Зачет в форме
спарринг игры и
сдачи нормативов

2

Учебный модуль второго года
обучения

68

13

55

Зачет в форме
спарринг игры и
сдачи нормативов

3

Учебный модуль третьего года
обучения

68

10

58

Зачет в форме
спарринг игры и
сдачи нормативов

204

38

166

Итого:

4.Поурочное планирование
(первый год обучения)
Теория

N
п/п

Практика

Наименование темы

Общее
кол-во
часов

1.

Техника: совершенствование передвижения и
координации.

8

6

18

1.1

Инструктаж по технике безопасности.

1

-

2

1.2

Правила распорядка.

1

-

2

2.1

Упражнения с ракеткой и мячом (набивание).

1

1

2

2.2

Техника передвижений у стола, координация.

1

1

2

2.3

Точность попадания, техника.

1

1

2

2.4

Атака, контратака.

1

1

2

2.5

Подача мяча

1

1

2

2.6

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

1

2

3.

Тактика: отработка технико – тактической
комбинации.

4

4

8

3.1

Удар справа, удар слева.

-

-

3.2

Срезка в ближнюю и дальнюю зону.

-

-

3.3

Тактические приёмы и комбинации.

1

1

2

3.4

Возврат мяча срезка слева влево.

1

1

2

3.5

Теоретические примеры.

1

1

2

3.6.

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

1

2

4.

Индивидуальная подготовка.

3

3

6

4.1

Совершенствование техники выполнения
индивидуального приёма.

1

1

2

1

1

2

4.2

Индивидуальный разбор упражнений.

4.3

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

1

2

5.

Игры на счёт.

3

3

6

5.1

Правила игры (теория).

1

1

1

5.2

Практика (игры на счёт: короткие и длинные партии).

1

1

1

5.3

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

1

2

6.

Простые упражнения по элементам (без
усложнений).

4

9

13

6.1

Имитация ударов на столе.

1

2

3

6.2

Упражнения на развитие скорости удара.

1

2

3

6.3

Совершенствование подач и их приёма.

1

2

2

6.4.

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

3

2

7.

Контроль нормативов физического развития.

4

8

12

7.1

Сдача нормативов.

1

2

3

7.2

Тесты игровые.

2

2

4

7.3

Индивидуальная работа.

1

2

3

7.4

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

3

4

7

ИТОГО:
68

Поурочное планирование
(второй год обучения)
N
п/п

1

Теория

Практика

Наименование темы

Общее
кол-во
часов

Тактическая подготовка.

7

7

14

Инструктаж по технике безопасности.

1

-

1

Виды ударов (атакующие, промежуточные,
защитные).

1

1

2

Тренировки сложных подач и их приёма.

1

1

2

Имитационные упражнения.

1

1

2

Активный приём подачи накатом.

1

1

2

2.

3.

4.

5.

Подрезка мяча справа и слева.

1

1

2

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

2

3

Техническая подготовка.

6

12

18

Восемь принципов выполнения удара.

1

2

3

Игра различными ударами без потери мяча.

1

2

3

Стойка. Координация у стола.

1

2

3

Перемещение у стола.

1

2

3

Точность попадания. Техника.

1

2

3

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

1

2

3

Игровая подготовка.

2

9

11

Игры на счёт.

1

3

4

Парные игры.

1

3

4

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

-

3

3

Упражнения по элементам (тренинг).

4

5

9

Упражнения для освоения и совершенствования
техники игры.

1

1

2

Комбинированные серии ударов

1

1

2

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

3

5

Индивидуальная работа.

3

9

12

Индивидуальная короткая подача.

1

3

4

Отработка технических приёмов настольного
тенниса.

1

3

4

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

6

8

ИТОГО:

68

Поурочное планирование
(третий год обучения)
N
п/п

Теория
Наименование темы

Практика

Общее
кол-во
часов

1.

2.

3.

4.

Тактическая подготовка.

5

5

10

Тренировка сложных подач и их приёма.

1

1

2

Подрезка мяча слева и справа по прямой.

1

1

2

Активный приём подач «накатом».

1

1

2

Имитационные упражнения.

1

1

2

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

1

2

Техническая подготовка.

5

6

11

Игра различными ударами без потери мяча.

1

1

2

Техника передвижений у стола. Стойка.

1

1

2

Точность попадания. Техника обработки мяча.

1

1

2

Восемь принципов выполнения удара.

1

3

4

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

1

2

Игровая подготовка.

3

3

6

Игры на счёт.

1

1

2

Парные игры.

1

1

2

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

1

2

Упражнения по элементам (тренинг).

2

3

5

1

1

Упражнения для освоения техники и тактики игры

7.

-

Комбинированные серии ударов.

1

1

2

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

1

2

Индивидуальная работа.

9

23

32

Отработка технических приёмов настольного
тенниса.

4

6

10

Судейская практика

4

16

20

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

3

3

6

ИТОГО:

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».