РП курса ВУД Экологическая грамотность 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №6»
Камышловского городского округа

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
Протокол № 1 от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Экологическая грамотность»

для обучающихся 6-х классов

Камышлов, 2024
1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса обучающиеся научатся:
1.Освоение важнейших
экологических знаний
и
экологической
терминологии;
2. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного
приобретения знаний из различных источников информации и жизненного
опыта;
3.Воспитание
экологически грамотной, как необходимого элемента
общечеловеческой культуры;
4.Применение полученных знаний и умений
для обеспечения
экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
5.Формирование
научных
знаний
об экологических связях в
окружающем мире,
целесообразности
его составляющих, антропогенном
влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.
6.Развитие у них экологического мышления, готовности к общественной
деятельности экологической направленности.

Результаты освоения внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в течении всего периода обеспечит
формирование у учащихся УУД.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
2

- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие
средствами экологических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во
внеурочной познавательной деятельности.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно
социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных
ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей
межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не
только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны
человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной
социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в
инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и
находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в
больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как
правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям
общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера,
предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по
3

отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и
вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей,
героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре,
экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые
дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к
дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют
коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение
сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир.
Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в
ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения,
соотносить их со своей собственной. Например тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или
жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные
с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например,
можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и
экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть
этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических
последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических
материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые
научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым
жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать
вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной
ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится
объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального
действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с
социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее
эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом
тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам
учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал
для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам.
Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой
связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его
злободневных проблем и способов их решения.
4

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских
проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в
окружающем школу сообществе.
Основное содержание курса
Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение
видов источников информации, формирование коммуникативных умений,
практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности
принципа предосторожности. Расчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
.
Введение. Анкетирование. Экологические проблемы родного края.
Экологическая терминология Ученые экологи.
Азбука народной мудрости.
Законы природы в пословицах
и
поговорках. Биоиндикация и биозащита. Ритмы жизни. Живые
часы и
барометры. Лекарство или яд. Правила сбора и использования лекарственных
растений, грибов.
Экологическая опасность и безопасность. Понятие опасности и
безопасности. Загрязнение воздуха, воды, почвы: виды загрязнения, последствия,
пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность жизни. Моя
Красная книга. Безопасность ближайшего окружения (продукты питания, химия
в быту, ядовитые животные и растения).
Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы.
Этапы исследования. Определение загрязненности воздуха и воды. Биогеоценоз и
его компоненты. Определение качества продуктов питания.
Тематическое планирование

№
п/п

Ков-во
час.

Название разделов и тем

Кол-во
контр.,
лабораторных
практических
работ

Введение

6

2

Раздел 1.

7

5

Раздел 2

3
5

Раздел 3.

6

3

Раздел 4.

12

6

Резерв

1

Итого

34

14 лаб. работ
3 прак.работы

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема занятия

6-7

Введение
Анкетирование. Правила поведения
Экологические термины
Галерея ученых
Экологические проблемы родного края
Азбука народной мудрости
Законы природы в пословицах и поговорках

8
9

Биологические способы защиты растений
Лишайники – показатели чистоты воздуха

10
11
12
13
14
15
16
17
18

Практикум «Жаворонок или сова»
У природы нет плохой погоды…
История аптекарского дела
Лекарственные растения
Правила сбора растений и грибов
Экологическая опасность и безопасность
Понятие опасности и безопасности
Читаем книгу леса
Читаем состав используемых товаров
Человек - царь природы или….

19
20

Свалка по имени Земля
Акция «Чистая планеты – начни с себя»

21
22

Это должен знать каждый
Уникальность планеты Земля

23

Сохраняя видовое разнообразие – бережем

1
2
3
4-5

Дата
План
Факт

Вид
деятельности
словарик
Лаб.работа
Интеллектуа
льная игра
Лаб. работа
Мини
исследование
Мини проект
Лаб.работа
Час общения
обсуждение
Лекция
Экскурсия
Практ.раб.
Эколог
сказка
Эколог игра
Трудовой
десант
Газета
Видео
лекция
6

24
25-26
27
28

планету
Моя Красная книга
Экологический практикум.
Этапы
проведения
экологического
исследования
Определение загрязненности воздуха в
кабинете
Определение качества питьевой воды

33

Определение качества и срока годности
продуктов по упаковке, внешнему виду.
Определение условий для жизни дрожжей
хлебопекарных
Экологический десант
Определение взаимосвязей компонентов
живой и неживой природы
Влияние человека на природу

34

Итоговое тестирование

29
30
31
32

Мини проект
Алгоритм
Практ.
работа
Практ.
работа
Лаб. работа
Лаб. работа
Лаб.работа
Практ.
работа

Условия реализации программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание
программы предполагает наличие оборудования центра «Точка роста»:
Цифровая лаборатория по биологии;
Стандартное учебное оборудование и мебель (доска, парты, стулья, шкафы,
электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);
Микроскоп цифровой;
Комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
Комплект гербариев демонстрационный;
Комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
Мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, флэшкарты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход
в интернет).
Комплект Микропреппататов «Ботаника -1»
Комплект Микропреппататов «Ботаника -2»
Биологическая микролаборатория
Комплект коллекций демонстрационный по биологии и экологии
Комплект влажных препаратов животных
Модели аппликаций развития животных и растений.
7

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых
заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для
выполнения практических работ.
Информационно-коммуникативные средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор

Информационное обеспечение
справочники, карты, учебные плакаты и картины, дополнительная
литература по предметам, раздаточный материал, образцы творческих работ.
Литература для учителя
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в
компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.:
Агропромиздат, 1988.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.
— М.: Просвещение, 1991.
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов
//Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение,
1986.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие
России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные
ресурсы образования»
4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение
природы России.
Формы проведения аттестации: опрос, тестирование, анкетирование,
контрольное задание, педагогическое наблюдение.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной
программе.
8

Формы контроля
Время проведения
Входной контроль
В начале учебного
года
Текущий контроль
В течение всего
учебного года

Итоговый контроль
В конце учебного
года по окончании
обучения по
программе

Цель проведения

Формы контроля

Определение уровня
развития детей, их
творческих способностей

Тест

Определение степени
усвоения обучающимися
учебного материала.
Определение готовности
детей к восприятию
нового материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности детей
в обучении. Подбор
наиболее эффективных
методов и средств
обучения.

Лабораторная работа;
практическая работа;
собеседование; игра,
конференция.

Определение изменения
Защита исследовательской
уровня развития детей, их работы
творческих способностей.
Определение результатов
обучения.
Ориентирование
учащихся на дальнейшее
(в том числе
самостоятельное)
обучение. Получение
сведений для
совершенствования
общеобразовательной
программы и методов
обучения.

Особенностью организации образовательного процесса является очное
обучение.

9

Основными формами работы на занятии являются коллективные
обсуждения, дискуссии, экскурсии, лабораторные работы, исследование,
наблюдение, работа с научной литературой.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
Словесный метод - рассказ, беседа, обсуждение;
Метод наглядности - наглядные пособия и иллюстрации, фото- и
видеоматериалы, пособия, гербарии, муляжи.
Практический метод – наблюдение, практические работы, экскурсии.
Объяснительно-иллюстративный - сообщение готовой информации.
Частично-поисковый метод - выполнение практических работ.
В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические
занятия. Теоретическая часть обычно занимает не более 45 минут от занятия
и часто идет параллельно с выполнением практического задания.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».