РП курса ВУД Шахматы 2 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
протокол № 1 от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Шахматы»

для обучающихся 2 классов

Камышлов, 2024
1

Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана на
основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального
общего образования, основной общеобразовательной программы начального
общего образования МАОУ «Школа № 6 КГО», авторской программы курса
«Шахматы - школе» под руководством И. Г. Сухина.
Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. На
реализацию курса отводится 1 час в неделю по 30-40 минут. Режим занятий
обусловлен

нормативно-правовой

базой

общеобразовательной

школы,

ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность). Учителю дается право перераспределять
количество часов, отведенное на изучение конкретных тем, а также варьировать
последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта,
подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.
По возможности следует организовывать для учеников представления
кукольного или теневого театра, самодеятельные концерты шахматной
тематики, демонстрацию шахматных диафильмов, а также мультфильмов и
кинофильмов с шахматными фрагментами, прослушивание шахматных сказок,
стихотворений, рассказов.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические
задания и позиции для игровой практики.

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


развитие любознательности и сообразительности;



развитие

целеустремленности,

внимательности,

умения

контролировать свои действия;


развитие навыков сотрудничество со сверстниками;



развитие наглядно-образного мышления и логики.

У учащихся будут сформированы: положительное отношение к данному
курсу;
могут быть сформированы: умение признавать собственные ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:


обозначать горизонтали, вертикали, поля, шахматные фигуры;



оценивать шахматные фигуры и их сравнительную силу;



шахматные правила FIDE;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1)

Регулятивные

Учащиеся научатся:


отслеживать цель шахматной деятельности



учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового

учебного материала;


адекватно

воспринимать указания на ошибки и исправлять

найденные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:


оценивать собственные успехи в шахматной деятельности;



планировать шаги по устранению пробелов.

3

2)

Познавательные

Учащиеся научатся: записывать шахматную партию; матовать одинокого
короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
3)

Коммуникативные



Учащиеся научатся: сотрудничать с товарищами при игре в паре:



устанавливать и соблюдать очерёдность действий,



сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера,



корректно сообщать товарищу об ошибках;



задавать вопросы с целью получения нужной информации.

4

Содержание программы
Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в
неделю).
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел

Количество часов

Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из начального положения
ИТОГО:

4
6
6
8
5
5
34

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
“Горизонталь”.

Двое

играющих

по

очереди

заполняют

одну

из

горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Дидактические игры и задания
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.
“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.

5

“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети
по очереди называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая
выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.
“Что общего?” Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
“Большая и маленькая”. На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по
высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение
(начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции;
правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры
и постепенно расставляют начальную позицию.
“Да и нет”. Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей,
стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
“Мяч”. Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении,
к примеру: “Ладья стоит в углу”, и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур,
белопольные и чернопольные слоны,

игра “на уничтожение”,

одноцветные и разноцветные слоны,

качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания

6

“Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”.

Белая

фигура

должна достичь

определенной

клетки

шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая
их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле.
При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом
фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
7

“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
“Защита”. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую
под боем.
“Выиграй фигуру”. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
“Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”,
но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
“Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
“Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю.
“Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
“Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха.
“Мат или не мат”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
“Первый шах”. Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
“Рокировка”. Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или
иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания

8

“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя
ученик отвечает двумя своими ходами.
К концу учебного года дети познакомятся с шахматными терминами:
белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и
взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети будут уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.

9

Тематическое планирование. (34 часа)
№

Тема

Часы

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные поля.

1

2

Шахматная доска.

1

3

Горизонталь, вертикаль, диагональ.

1

4

Центр шахматной доски.

1

5

Белые фигуры, черные фигуры.

1

6

Ладья.

1

7

Слон.

1

8

Ферзь.

1

9

Конь.

1

10

Пешка.

1

11

Король.

1

12

Сравнительная сила фигур.

1

13

Ценность шахматных фигур

1

14

Начальное положение (начальная позиция).

1

15

Расположение каждой из фигур в начальном положении;

1

16

Правило “Каждый ферзь любит свой цвет”.

1

17

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур.

1

18

Правила хода и взятия каждой из фигур.

1

19

Игра “на уничтожение”.

1

20

Белопольные и чернопольные слоны,

1

21

Одноцветные и разноцветные слоны.

1

22

Качество. Легкие и тяжелые фигуры.

1

Дата

10

23

Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки.

1

24

Взятие на проходе.

1

25

Превращение пешки.

1

26

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

1

27

Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля.

1

28

Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.

1

29

Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.

1

30

Длинная и короткая рокировка и ее правила.

1

31

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

1

32

Представления о том, как начинать шахматную партию.

1

Короткие шахматные партии.

1

33,34

11

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов
для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала,

степень

сформированности

умений

осваивать

новые

виды

деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и
социального развития ребёнка.
После прохождения каждой крупной темы педагог осуществляет текущий
контроль. Возможны два варианта контроля: в тетради с проверочными
работами или на специально заготовленных листах. Каждая из 15 проверочных
работ содержит 16 вопросов-заданий. Рассчитана она на 20-25 минут. На
различных

этапах

учебного

процесса

для

фронтальной,

групповой,

индивидуальной работы для занятий в парах учителем используется:
1)

И.Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые

чудес и тайн полны - тетрадь для проверочных работ».- Обнинск: Духовное
Возрождение,2008.
2)
тетрадь

И.Г. Сухин «Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» - рабочая
для

начальной

школы

в

2х

частях.-

Обнинск:

Духовное

Возрождение,2008.
3)

И.Г. Сухин «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» -

рабочая тетрадь для начальной школы в 2х частях.- Обнинск: Духовное
Возрождение,2007.
4)

И.Г. Сухин «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» -

тетрадь для проверочных работ.- Обнинск: Духовное Возрождение,2008.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений
и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь
12

развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие
коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
Виды контроля:


текущий

контроль

(оценка

усвоения

изучаемого

материала)

осуществляется педагогом в форме наблюдения;


промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме

итоговой аттестации, проводится в конце каждого учебного года, в форме
тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня
освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема
освоенных теоретических знаний.
Оценивание результатов: По итогам обучения каждому обучающемуся
выдается сертификат.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».