Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
протокол № 1 от 29.08.2024
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
для обучающихся 3 классов
Камышлов, 2024
Пояснительная записка
Реализация
задачи
воспитания
любознательного,
активно
и
заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению
математических задач творческого и поискового характера будет проходить
более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
«Математика вокруг нас», расширяющий математический кругозор и
эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных
универсальных учебных действий.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической
грамотности,
коммуникативных
умений
младших
школьников с применением коллективных форм организации занятий.
Создание
на
занятиях
ситуаций
активного
поиска,
предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями
рассуждений,
овладение
элементарными
навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором
к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное.
Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного
урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой
форме.
Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие
памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по
внеурочной деятельности.
Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только
стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных
заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических
олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию
символики,
правильному
применению
математической
терминологии
быстрому и беглому счёту и т.д. Данная практика поможет им успешно
овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более
сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно
вписываются в систему образования и воспитания младших школьников,
способствуя формированию и развитию их личности.
Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному
развитию детей.
Задачи курса:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора;
2. Формирование приемов умственных операций младших школьников
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения
обдумывать и планировать свои действия;
3. Расширять математические знания в области многозначных чисел;
4. Содействовать умелому использованию символики и учить
правильно применять математическую терминологию.
5. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми
усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Особенности программы «Математика вокруг нас»
Организация
деятельности
младших
основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
школьников
на
занятиях
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный
подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в
отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу,
моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но
возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать
основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Основные методы и технологии
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор
технологий
дифференциации
и
и
методик
индивидуализации
обусловлен
обучения
в
необходимостью
целях
развития
универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.
Методическое обеспечение программы
Оборудование: столы; стулья; интерактивная доска для демонстрации
информационного, дидактического, наглядного материала.
Размещение
учебного
оборудования
должно
соответствовать
требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки,
карандаши, ножницы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.
Метапредметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
- определять тему и главную мысль текста;
-
вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по
заданному основанию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий
признак группы элементов);
-
понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Предметные результаты:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в
задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор
действий;
- решать арифметическим способом учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос
задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка,
отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг);
-
выполнять
построение
геометрических
фигур
с
заданными
измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки,
угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Содержание курса
Математика – царица наук.(1 ч.) Вводное занятие.
Как люди научились считать.(1 ч.)
Интересные приёмы устного счёта. (1ч.)
Учимся отгадывать ребусы.(1 ч.)
Решение ребусов и логических задач.(1 ч.)
Задачи-смекалки. (2 ч.)
Игра «Живые числа».(1 ч.)
Обратные задачи.(2 ч.)
Практикум «Подумай и реши».(2 ч.) Решение задач и примеров.
Задачи с изменением вопроса.(1 ч.)
Решение нестандартных задач.(2 ч.) Сайт Учи.ру
Решение задач международной игры «Кенгуру».(2 ч.)
Решение уравнений.(5 ч.)
Решение логических задач.( 1 ч.)
Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной
литературой.
Знакомьтесь: Архимед! (1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной
литературой.
Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.)
Математические игры.(2 ч.)
Наука геометрия.(1 ч.)
Математический КВН. (2 ч.)
Дважды – два четыре.(2 ч.)
Периметр геометрических фигур.(1ч.)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го
класса
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 – 200,
470+80, 560 – 90,;
устанавливать
закономерность
—
правило,
по
которому
составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней
числа;
читать и записывать значения величины длины, используя
изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и
соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
воспроизводить по памяти таблицу умножения;
выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более
лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и
вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять
сумму
одинаковых
слагаемых
произведением
и
произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100.
читать и записывать числовые выражения;
находить значения числовых выражений содержащих сложение и
вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения
при вычислениях.
решать уравнения.
применять
переместительное
свойство
умножения
при
вычислениях;
деления;
называть компоненты и результаты действий умножения и
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом
умножения;
выполнять умножение и деление.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
решать задачи в 1–3действия на сложение и вычитание, на
разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие
конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по
краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
Тематическое планирование
№
Тема урока
Дата
1.
2.
Математика - царица всех наук.
Как люди научились считать.
1
1
3.
Интересные приёмы устного счёта.
1
4.
Учимся отгадывать ребусы.
1
5.
Решение ребусов и логических задач.
1
6-7.
Загадки-смекалки.
2
8.
Игра «Живые числа».
1
9-10.
Обратные задачи.
2
11-12. Практикум «Подумай и реши».
Дата
Количество
часов
2
Задачи с изменением вопроса.
1
14-15. Решение нестандартных задач.
16-17. Решение
задач
международной
«Кенгуру».
18-22. Решение уравнений.
2
2
13.
игры
5
23.
Решение логических задач.
1
24.
Знакомьтесь: Пифагор!
1
25.
Знакомьтесь: Архимед!
1
26.
Задачи с многовариантными решениями.
1
27-28. Математические игры.
2
29.
Наука геометрия.
1
30-31
Математический КВН.
2
32-33. Дважды – два четыре.
34.
Периметр геометрических фигур.
2
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В.
Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
2. Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001
3. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.:
ВАКО, 2011
4. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.:
ЭКСМО, 2003
5. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.:
ВАКО, 2011
6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные
занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической
литературы, 1988