РП курса ВУД Математика вокруг нас 3 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
протокол № 1 от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»

для обучающихся 3 классов

Камышлов, 2024

Пояснительная записка
Реализация

задачи

воспитания

любознательного,

активно

и

заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению
математических задач творческого и поискового характера будет проходить
более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
«Математика вокруг нас», расширяющий математический кругозор и
эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных
универсальных учебных действий.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической

грамотности,

коммуникативных

умений

младших

школьников с применением коллективных форм организации занятий.
Создание

на

занятиях

ситуаций

активного

поиска,

предоставление

возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями

рассуждений,

овладение

элементарными

навыками

исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором
к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное.
Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного
урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой
форме.
Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие
памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по
внеурочной деятельности.
Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только
стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных

заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических
олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию
символики,

правильному

применению

математической

терминологии

быстрому и беглому счёту и т.д. Данная практика поможет им успешно
овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более
сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно
вписываются в систему образования и воспитания младших школьников,
способствуя формированию и развитию их личности.
Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному
развитию детей.
Задачи курса:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора;
2. Формирование приемов умственных операций младших школьников
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения
обдумывать и планировать свои действия;
3. Расширять математические знания в области многозначных чисел;
4. Содействовать умелому использованию символики и учить
правильно применять математическую терминологию.
5. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми
усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Особенности программы «Математика вокруг нас»
Организация

деятельности

младших

основывается на следующих принципах:


занимательность;



научность;



сознательность и активность;



наглядность;

школьников

на

занятиях



доступность;



связь теории с практикой;



индивидуальный подход к учащимся.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный
подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в
отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу,
моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но
возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать
основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Основные методы и технологии


развивающее обучение;



технология обучения в сотрудничестве;



коммуникативная технология.

Выбор

технологий

дифференциации

и

и

методик

индивидуализации

обусловлен
обучения

в

необходимостью
целях

развития

универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.
Методическое обеспечение программы
Оборудование: столы; стулья; интерактивная доска для демонстрации
информационного, дидактического, наглядного материала.

Размещение

учебного

оборудования

должно

соответствовать

требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки,
карандаши, ножницы.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.
Метапредметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
- определять тему и главную мысль текста;
-

вычленять

содержащиеся

в

тексте

основные

события

и

устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по
заданному основанию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий
признак группы элементов);
-

понимать информацию, представленную разными способами:

словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Предметные результаты:

- устанавливать зависимость между величинами, представленными в
задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор
действий;
- решать арифметическим способом учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос
задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка,
отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг);
-

выполнять

построение

геометрических

фигур

с

заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки,
угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Содержание курса
Математика – царица наук.(1 ч.) Вводное занятие.
Как люди научились считать.(1 ч.)
Интересные приёмы устного счёта. (1ч.)
Учимся отгадывать ребусы.(1 ч.)
Решение ребусов и логических задач.(1 ч.)
Задачи-смекалки. (2 ч.)
Игра «Живые числа».(1 ч.)
Обратные задачи.(2 ч.)
Практикум «Подумай и реши».(2 ч.) Решение задач и примеров.
Задачи с изменением вопроса.(1 ч.)
Решение нестандартных задач.(2 ч.) Сайт Учи.ру
Решение задач международной игры «Кенгуру».(2 ч.)
Решение уравнений.(5 ч.)
Решение логических задач.( 1 ч.)
Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной
литературой.
Знакомьтесь: Архимед! (1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной
литературой.
Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.)
Математические игры.(2 ч.)
Наука геометрия.(1 ч.)
Математический КВН. (2 ч.)
Дважды – два четыре.(2 ч.)
Периметр геометрических фигур.(1ч.)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го
класса
Учащийся научится:


образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.;



сравнивать числа и записывать результат сравнения;



выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 – 200,

470+80, 560 – 90,;


устанавливать

закономерность

—

правило,

по

которому

составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней
числа;


читать и записывать значения величины длины, используя

изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и
соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;


воспроизводить по памяти таблицу умножения;



выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более

лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);


выполнять проверку правильности выполнения сложения и

вычитания;


называть и обозначать действия умножения и деления;



использовать термины: уравнение, буквенное выражение;



заменять

сумму

одинаковых

слагаемых

произведением

и

произведение — суммой одинаковых слагаемых;


умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100.



читать и записывать числовые выражения;



находить значения числовых выражений содержащих сложение и

вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок);


применять переместительное и сочетательное свойства сложения

при вычислениях.


решать уравнения.



применять

переместительное

свойство

умножения

при

вычислениях;


деления;

называть компоненты и результаты действий умножения и



устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом

умножения;


выполнять умножение и деление.

Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:


решать задачи в 1–3действия на сложение и вычитание, на

разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие
конкретный смысл действий умножение и деление;


выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;



составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по

краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.


читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;

Тематическое планирование
№

Тема урока

Дата

1.
2.

Математика - царица всех наук.
Как люди научились считать.

1
1

3.

Интересные приёмы устного счёта.

1

4.

Учимся отгадывать ребусы.

1

5.

Решение ребусов и логических задач.

1

6-7.

Загадки-смекалки.

2

8.

Игра «Живые числа».

1

9-10.

Обратные задачи.

2

11-12. Практикум «Подумай и реши».

Дата

Количество
часов

2

Задачи с изменением вопроса.

1

14-15. Решение нестандартных задач.
16-17. Решение
задач
международной
«Кенгуру».
18-22. Решение уравнений.

2
2

13.

игры

5

23.

Решение логических задач.

1

24.

Знакомьтесь: Пифагор!

1

25.

Знакомьтесь: Архимед!

1

26.

Задачи с многовариантными решениями.

1

27-28. Математические игры.

2

29.

Наука геометрия.

1

30-31

Математический КВН.

2

32-33. Дважды – два четыре.
34.
Периметр геометрических фигур.

2
1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В.
Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
2. Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001
3. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.:
ВАКО, 2011
4. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.:
ЭКСМО, 2003
5. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.:
ВАКО, 2011
6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные
занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической
литературы, 1988


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».