РП курса ВУД Тропинка к своему Я 1-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
протокол № 1 от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»

для обучающихся 1-4 классов

Камышлов, 2024

Пояснительная записка
Назначение программы
Данная программа психологических занятий в начальной школе
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья
младших школьников, так как способствует развитию интереса ребёнка к
познанию собственных возможностей, учит находить
преодоления

трудностей,

дружелюбия,

формирует

способствует

пути

установлению

коммуникативные

навыки,

и

способы

атмосферы

учит

умению

распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это
в

комплексе

повышает

ресурсы

психологического

противостояния

негативным факторам реальности и создает условия для полноценного
развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства
ведущих

исследователей

в

этой

области,

наличие

динамического

равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием
формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная
адаптация к социуму.
Актуальность и перспективность курса
Как
Обычно

помочь

ребёнку

найти

правильную

дорогу

в

школе?

взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке

детей в различных учебных умениях: чтении, письме и счете. Забывают,
что ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует,
переживает, размышляет, оценивает себя, друзей и взрослых. И помогать
ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в
школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в
поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности,
устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в
школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении,
нежели год назад. Он

уже

привык

к

своему

новому

статусу,

к

школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В

течение

второго

учебного

года

дети

должны

получить

довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и
возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Во

втором

классе

происходит

активное

освоение

учебной

деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать
причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную
рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в
учебе,

«быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется

тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок
считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое
значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой
учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди
имеют те или иные недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых
детей

снижаются

творческие

способности,

исчезает

стремление

фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много
творческих заданий.
Основное

внимание

второклассников

смещаться с учебной деятельности
проявляются:
занятиях

с

педагогами,

большое

на

начинает

отношения,

постепенно

которые

в

ней

родителями, сверстниками. Поэтому на

внимание

уделяется

именно

формированию

взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности
не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это
первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием
гармонии в стремлении принимать и отдавать.
К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован
отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо
делать, чтобы соответствовать этому
какой-то

степени

утрачивается

индивидуальные особенности ребенка

образу,

однако

детская

в

результате

в

непосредственность,

несколько стираются, снижаются

творческие возможности.
Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную
способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по
образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в
ребенке

за

счет обеднения

фантазии,

снижения

изобретательности,

оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют
уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду
упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это явление временное

и

обратимое,

если

вовремя

начать

работу

по

актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой
психологических занятий в третьем классе становится тема «Я-фантазер»,
в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее
ценность в глазах детей и взрослых.
Другая
изменения

важная

особенность

этого

возраста

–

качественные

во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми –

учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во
многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на
него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью
разрушиться,

уступив

место

пренебрежительному

отношению,

своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя
может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия
психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке
реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.
Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны
научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами
и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что
самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут
порой

допустить

несправедливость,

нечаянно

обидеть,

быть

невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в
благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя
простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу

учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям
при

трудностях

в

общении,

дорожить

ценностью установившихся

привязанностей.
Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками,
дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот
период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные
года,

меньше

Самооценка

зависят
ребенка

от

оценок

теперь

в

учителя
большей

и школьных
степени

успехов.

строится

на

отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у
третьеклассников живой интерес и воодушевление.
К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль
ведущего в знакомых

психологических

играх

и

упражнениях,

быть

внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об
условиях

игры,

выполнения

давать

заданий.

внятные

Взрослый

инструкции,
ведущий

контролировать

старается

провести

ход
через

лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил
психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на
самом себе.
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого
интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о
прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них
изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь
для

них

важны

не

столько

успехи

в

учебе,

сколько

признание

окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста-особая открытость души. Дети
не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний
мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны
помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько
открыт.
Развивающие

занятия

по

программе

«Тропинка

к

своему»

способствуют развитию личности младших школьников и формированию

общей психологической культуры.
Развитие

данных

показателей

способствует

раскрытию

внутреннего потенциала личности каждого ребенка и умению пользоваться
своими внутренними ресурсами всегда, когда это необходимо.
Проведение занятий по программе «Тропинка к своему Я» позволит
детям успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Упражнения,
использовать

описанные

в

данной

программе,

могут

классные руководители при организации воспитательной

работы в классе, а также воспитатели группы продленного дня для
организации внеурочной деятельности первоклассников.
Возрастная группа обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 1 , 2, 3 и 4 классов в
возрасте от 7 до 11 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия
Программа для обучающихся 1 класса – 33 учебных часа в год; 2- 4
классов рассчитана на 34 учебных часа в год. Продолжительность одного
занятия составляет 40 минут.
Цели программы:
1.

Помочь

младшим

школьникам

научиться

понимать

себя,

взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое
место в школьной жизни.
2. Формирование и сохранение психологического здоровья младших
школьников через создание условий для их успешной адаптации к социуму.
Задачи:
1) мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
2) пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
3)

учить

детей

распознавать

эмоциональные

состояния

по

мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
4)

формировать адекватную установку в отношении школьных

трудностей – установку преодоления.
5) познакомить

с

приёмами

целеполагания

и

планирования

деятельности.
развивать

6)

социальные

необходимые для установления

и

коммуникативные

межличностных

отношений

умения,
друг

с

характера

и

другом, учителями и окружающими.
7) корректировать

у детей

нежелательные

черты

поведения.
расширять

8)

пассивный

и

активный

словарь обучающихся,

формировать связную и последовательную речь.
способствовать

9)

повышению

уровня

психологической

культуры младших школьников.
формировать позитивную «Я-концепцию».

10)

Формы и методы работы
В программе используются ролевые и подвижные игры и упражнения,
психологические
дискуссии,
работы

парная

этюды;

элементы

и групповая

направленны

на

сказкотерапии,

работа.

Данные

формирование навыков

обсуждение,

методы
общения,

и

формы
способов

разрешения трудных ситуаций, необходимых детям в их повседневном
общении со сверстниками.
Рабочая
основе

программа

внеурочной

деятельности

разработана

на

авторской программы Хулаева О.В. «Тропинка к своему Я»

(Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной
школе (1-4 классы) - М.:» Генезис», 2014).

5

Планируемые

1.

результаты

освоения

курса

внеурочной

деятельности
1.1. Личностные результаты:
-

развитие коммуникативной сферы у младших школьников;

-

формирование положительного настроя детей друг к другу,

взрослым в школе;
минимизация

-

конфликтных

проявлений

среди

младших

школьников; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к
другим людям;
-

развитие познавательной активности у младших школьников;

-

уверенность в собственных силах, формирование устойчивой

самооценки;
1.2. Метапредметными результатами обучающихся являются:
-

повышение уровня учебной мотивации младших школьников;

-

снижение

уровня

агрессивности,

тревожности,

адекватная

устойчивая самооценка младших школьников;
повышение

-

уровня

сформированности

коммуникативных

навыков младших школьников;
-

становление произвольности у обучающихся 1-х классов;

-

оценка эмоционального состояния учеников в начале и конце

занятия: выбрать цветную карточку (свое настроение). Выбор красного
цвета

свидетельствует

радостном,

зеленого

о восторженном
–

о

настроении,

спокойном,

оранжевого

уравновешенном

–

о

состоянии,

фиолетового – о тревожности, напряженности, черного – об унынии,
разочаровании. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале
и конце занятия, изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого
времени

позволит

сделать

выводы

об

изменении

эмоционального

состояния каждого ученика.
1.3. Предметными результатами обучающихся являются показатели
освоения курса программы по уровням:
1 уровень - низкий (школьная дезадаптация и низкая степень

адаптации, низкое, слабое или неравномерное развитие диагностируемых
УДД).
2 уровень – средний уровень, средняя норма (средняя адаптация,
развитие диагностируемых УДД в пределах нормы).
3 уровень – высокий уровень (хорошая адаптация, незначительное
присутствие факторов дезадаптации, высокое развитие диагностируемых
УДД).

2. Содержание курса внеурочной деятельности
Срок реализации программы – 4 года (1, 2, 3, 4 класс).
Программа реализуется педагогом-психологом во внеурочное время.
Форма проведения – групповые занятия длительностью 40 минут.
Количество участников группы –15 - 25 человек.
Средства реализации программы:
психолого-педагогические игры и упражнения;
элементы психогимнастики;
продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация);
релаксационные упражнения;
беседа.
Структура занятия.
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и
заключительную.
Вводная часть – приветствие, формирование положительного настроя
на занятие (2-3 минуты).
Основная

часть

-

игры,

направленные

на

формирование

доброжелательного отношения к сверстникам, повышение сплоченности
группы, развитие произвольности, навыков общения и способности к
децентрации, повышение самооценки, коррекцию тревожности и т.п. (каждая
игра по 5-10 минут).
Заключительная часть – упражнения на релаксацию, снятие напряжения,
элементы рефлексии и ритуал прощания (10 минут).
Принципы проведения занятий:
1. Безопасность.
Создание

атмосферы

доброжелательности,

психологического

комфорта, принятия каждого ребенка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей
младшего школьного возраста.
3. Деятельностный принцип.

Задачи

развития

коммуникативных

навыков

достигаются

через

использование различных видов деятельности.
4. Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных особенностей учащихся.
5. Рефлексия.
Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и
краткое резюме педагога в конце занятия.
Мониторинг в рамках данной программы предполагает изучение:
коммуникативной сферы у младших школьников (социометрическая
методика Морено);
познавательной активности, мотивации младших школьников (анкета
Лускановой);
уверенность в собственных силах, самооценка (методика «Лесенка»);
уровня агрессивности, тревожности (тест на изучение тревожности
Тэмпл – Дорки, проективная методика «Кактус»);
оценка эмоционального состояния учеников в начале и конце
занятия: выбрать цветную карточку (свое настроение). Сравнение результатов
этого задания, полученных в начале и конце занятия, изменения цветовой
гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об
изменении эмоционального состояния каждого ученика.
Данная программа психологических занятий в начальной школе
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья
младших школьников, так как способствует развитию интереса ребёнка к
познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы
преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия,
формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать
свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает
ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности
и создает условия для полноценного развития личности ребёнка, основой
которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по
мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие

динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым
критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его
успешная адаптация к социуму. Считаем необходимым продолжение занятий
по данной программе в соответствии с возрастом в среднем звене.

Тематическое планирование.

1
2
3
4
5
7
8

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4

5

6

Наименование разделов,
Количество часов
блоков, тем
теория
практика
Первый класс (33 часа)
2
Первичная диагностика
2
8
Раздел 1. Я-школьник
2
11
Раздел 2. Мои чувства.
1
1
Раздел 3. Какой Я - какой Ты
Раздел 4. Трудности
1
2
первоклассника
1
Итоговое занятие
2
Итоговая диагностика
6
27
Всего
Второй класс (34 часа)
1
4
Раздел 1. Вспомним чувства
4
12
Раздел 2. Качества людей
2
8
Раздел 3. Какой Я – какой Ты
1
Итоговое занятие
2
Итоговая диагностика
27
7
Всего
Третий класс (34 часа)
3
9
Раздел 1. Я-фантазер
2
5
Раздел 2. Я и моя школа
1
3
Раздел 3. Я и мои родители
1
3
Раздел 4. Я и мои друзья
1
4
Раздел 5. Что такое
сотрудничество
1
Итоговое занятие
1
Итоговая диагностика
26
8
Всего
Четвертый класс (34 часа)
2
10
Раздел 1. Кто я? Мои
особенности и возможности
1
2
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь
1
2
Раздел 3. Мое будущее. Каким
бы я хотел стать в будущем?
1
3
Раздел 4. Хочу вырасти
интеллигентным человеком: что
для этого нужно?
2
9
Раздел 5. Хочу вырасти
свободным человеком: что для
этого нужно?
Итоговое занятие.
1
7
27
Всего

Всего часов

2
10
13
2
3
1
2
33
5
16
10
1
2
34
12
7
4
4
5
1
1
34
12
3
3
4

11

1
34

8

3. Тематическое планирование
Календарно-тематический план
1 класс (33 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Я-школьник
Занятие №1. Знакомство
1
с понятием «Кто такой
школьник?»
2

3

4

Диагностика первичная
Занятие №2.Как зовут
ребят моего класса
Занятие №3. Зачем мне
нужно ходить в школу

Всего
часов

Результаты
планируем
ая

6

Занятие
№5.
Какие
ребята в моем классе

предметные

метапредметные

личностные

12
1

05.09.2023

2

12.09.2023
19.09.2023

1

26.09.2023

1

03.10.2023

1

10.10.2023

Занятие №4. Мой класс
5

фактическ
ая

1

17.10.2023

Знакомство с понятием Развитие
«Кто такой школьник?»
уверенности
в
себе
Оценка УДД
Предупреждение
Изучение адаптации по и
преодоление
проективной
методике школьных
«Школа зверей», «Лесенка» факторов риска
Знакомство с понятием Формирование
«Кто такой школьник?»
дружеских
отношений
Осознание
различий
в Развитие
позициях «дошкольник» и уверенности
в
«школьник»
своих
учебных
возможностях
Действие по правилу
Формирование
дружеских
отношений
Расширение знаний друг о Формирование
друге. Развитие навыков дружеских
общения.
отношений

Содействие
осознанию позиции
школьника
Успешная адаптация
обучающихся
к
обучению в школе.
Содействие
осознанию позиции
школьника
Содействие
осознанию позиции
школьника
Коммуникативные
навыки
Коммуникативные
навыки

7
8

9

Занятие №6.Мои друзья
в классе
Занятие №7.Мои друзья
в классе
Занятие №8. Мои успехи
в школе

1

24.10.2023

1

07.11.2023

1

14.11.2023

Занятие №9. Мои успехи
в школе
10

1
Занятие
№10.
«учебная сила»

Моя

11

12

13

21.11.2023

Формирование
мотивации
1

Раздел 2. Мои чувства.
Занятие №11. Радость.
Что такое мимика?
Занятие 12. Радость. Как
её доставить другому
человеку?

28.11.2023

Формирование
дружеских
отношений
Формирование
дружеских
отношений
Формирование
дружеских
отношений

Развитие
уверенности
в
себе и в своих
учебных
возможностях
учебной Развитие
уверенности
в
себе и в своих
учебных
возможностях

Коммуникативные
навыки
Коммуникативные
навыки
Коммуникативные
навыки
Повышение
самооценки,
ситуация успеха
Повышение
самооценки,
ситуация успеха

14
1

1

05.12.2023

12.12.2023

Занятие №13. Жесты
14

Расширение знаний друг о
друге. Развитие навыков
общения.
Расширение знаний друг о
друге. Развитие навыков
общения.
Расширение знаний друг о
друге. Развитие навыков
общения.
Сплочение
коллектива.
Адекватная
самооценка,
формирование
учебной
мотивации

1

19.12.2023

Знакомство с понятием Навыки
«чувство», «мимика».
самоконтроля
общении
Знакомство
«радость»,
словами.

с

Знакомство
«жесты»

с

Умение описывать
в свои
чувства
и
чувства
других
людей.
понятием Умение
Умение
и распознавать
добрыми доверительно
свои
открыто говорить чувства и чувства
о себе и своих других людей.
чувствах.
понятием Развитие
Умение
сплоченности,
распознавать
свои
навыков общения, чувства и чувства
групповой
других людей.
доброжелательнос
ти.

15

16

Занятие 14. Радость
можно
передать
прикосновением

Занятие 15. Радость
можно
подарить
взглядом

Понятие «Радость»
1

26.12.2023

Понятие «Радость»
1

09.01.2024

Занятие №16. Грусть.

17

Знакомство с понятием
«грусть»,
обсуждение
грустных ситуаций.
1

16.01.2024

Занятие №17. Страх.
18

Знакомство
«страх»
1

Способы
страха.
1

понятием

23.01.2024

Занятие №18. Страх, его
относительность.
19

с

30.01.2024

преодоления

Развитие
сплоченности,
навыков общения,
групповой
доброжелательнос
ти.
Развитие
сплоченности,
навыков общения,
групповой
доброжелательнос
ти.
Умение
доверительно
и
открыто говорить
о себе и своих
чувствах, эмпатия
по отношению к
другим людям.
Умение различать
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Умение различать
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.

Снижение
уровня
тревожности

Снижение
уровня
тревожности

Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.

Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.

Занятие
№19.
Как
справиться со страхом
20

21

22

Занятие №20. Страх и
как его преодолеть

Занятие №21. Гнев. С
какими чувствами он
дружит?

Способы
страха.
1

06.02.2024

1

20.02.2024

1

27.02.2024

Занятие №22. Может ли
гнев принести пользу?
23

1

05.03.2024

Занятие №23. Обида
24

1

Занятие №24.
чувства?

12.03.2024

Разные

25
Раздел 3. Какой Я - какой Ты

1

2

19.03.2024

преодоления Умение различать
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Способы
преодоления Умение различать
страха.
эмоции радости,
страха и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Знакомство с понятием Умение различать
«гнев»,
способы эмоции радости,
преодоления гнева.
гнева
и
т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Польза и вред гнева
Умение различать
эмоции радости,
гнева
и
т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Знакомство с понятием Умение различать
«обида»,
способы эмоции
грусти,
преодоления гнева
обиды
и т.п.,
рефлексия
собственных
чувств.
Разновидности чувств
Умение различать
эмоции,
рефлексия
собственных
чувств.

Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.
Умение описывать
свои
чувства
и
чувства
других
людей.

Занятие №25. Какой Я?
26

27

Занятие №26. Какой Ты?

Раздел 4. Трудности
первоклассника
Занятие №27. Трудности
первоклассника в
28 школе, дома, на улице

1

09.04.2024

1

16.04.2024

5
Трудности первоклассника
1

23.04.2024

Занятие №28. Школьные
трудности
29

1

30.04.2024

Занятие №29. Домашние
трудности
30

31

1

Итоговое занятие.

1

07.05.2024

14.05.2024

Итоговая диагностика
32

Повышение
Осознание наличия
самооценки,
разнообразных
уверенности
в положительных
себе
качеств
КоммуникативПоложительные качества в
Умение
находить
ные навыки
других людях
разнообразные
положительные
качества в других
людях
Положительные качества

1

21.05.2024

Умение
преодолевать
трудности, решать
конфликты,
договариваться
Трудности первоклассника Умение
в школе
преодолевать
трудности, решать
конфликты,
договариваться
Трудности первоклассника Умение
в дома
преодолевать
трудности,
договариваться,
контролировать
себя
Викторина.
Навыки
самоконтроля
в
общении
со
сверстниками.
Оценка УДД «Что
нравится в школе»

Определение
трудностей

Определение
школьных
трудностей
Определение
домашних
трудностей

Навыки
общения,
умение
осмыслять
свое поведение и
поведение
других,
самоконтроль.
мне Предупреждение
Успешная адаптация
и
преодоление обучающихся
к
школьных
обучению в школе
факторов риска

Всего:

33

Календарно-тематический план
2 класс (34 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Вспомним чувства
1

Мы рады встрече

2

Понимаем
другого

3

Мы испытываем разные
чувства

Всего
часов

Результаты
планируем
ая

1

05.09.2023

2

12.09.2023
19.09.2023

2

26.09.2023
03.10.2023

2

10.10.2023
17.10.2023

2

24.10.2023
07.11.2023

Самое важное хорошее
качество
6

метапредметные

личностные

Знания
эмоциональной
человека

об Умение
строить
сфере речевое
высказывание
в
устной форме.
Внутренний мир другого Эмпатия,
человека, его чувства.
толерантность
Чувства людей

Эмпатия,
толерантность

Знакомство с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.

Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.

Актуализация у детей
знания
об
эмоциональной сфере
человека
Способность
к
сочувствию,
сопереживанию
Способность
к
сочувствию,
сопереживанию

16

Хорошие качества людей
5

предметные

5

чувства

Раздел 2. Качества людей
Люди отличаются друг
от
друга
своими
4
качествами

фактическ
ая

1

14.11.2023

Продолжение
знакомства с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.
Продолжение
знакомства с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.

Исследование своих
качеств,
изучение
своих особенностей.
Исследование своих
качеств,
изучение
своих особенностей.
Исследование своих
качеств,
изучение
своих особенностей,
осознание
детьми
наличия у других
людей разнообразных

Кто такой
человек?

сердечный

7

Качества
человека»
1

21.11.2023

8

Кого
называют
«доброжелательным
человеком»?

1

28.11.2023

9

Трудно
ли
быть
доброжелательным
человеком?

1

05.12.2023

10

Я желаю добра ребятам в
классе

1

12.12.2023

2

19.12.2023
26.12.2023

2

09.01.2024
16.01.2024

1

23.01.2024

1

30.01.2024

Очищаем свое сердце
11

12

13

14

Какие
качества
нам
нравятся друг в друге
Какими качествами мы
похожи,
а
какими
различаемся?
Каждый
уникален

человек

положительных
качеств.
Осознание
детьми
наличия у других
людей разнообразных
положительных
качеств.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
Сопереживание
к
другим людям.

«сердечного Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
Понятие
«добро», Развитие
чувства
способы
проявления эмпатии
доброты.
Сопереживание
Эмпатия
к Понимание
(эмпатия), толерантность окружающим.
собственного
к другим людям.
внутреннего мира
мира другого.
Сопереживание
Эмпатия
к Понимание
(эмпатия), толерантность окружающим.
собственного
к другим людям.
внутреннего мира
мира другого.
Понятие
Эмпатия
к Понимание
«индивидуальность»,
окружающим.
собственного
различия людей
внутреннего мира
мира другого.
Уникальность каждого Эмпатия
к Понимание
человека, толерантность. окружающим,
собственного
толерантное
внутреннего мира

и

и

и

и

15

В каждом человеке есть
темные
и
светлые
качества

Раздел 3. Какой Я – какой Ты
Какой Я?
16

1

06.02.2024

18

19

Какой
ты?
Учимся
договариваться.
Трудности
второклассника в школе,
дома, на улице

1

13.02.2024

1

20.02.2024

2

27.02.2024

2

05.03.2024
12.03.2024

2

19.03.2024
09.04.2024

2

16.04.2024
23.04.2024

2

30.04.2024
07.05.2024

Школьные трудности
20
Домашние трудности
21

22

Что нового ты узнал о
себе?
Итоговая
диагностика

мира другого.
в Оптимизация
с самооценки
обучающихся,
понимание
собственного
внутреннего мира.

10

Какой ты?
17

поведение.
Положительные
и Толерантность
отрицательные качества отношениях
человека
окружающими.

Умение
определять Эмпатия,
собственные
толерантность.
положительные качества

Осознание
наличия
разнообразных
положительных
качеств
Положительные качества Позитивное
Осознание
наличия
в других людях
отношение
к разнообразных
окружающим
положительных
качеств
в
других
людях
Дружба, бесконфликтное Коммуникативные
Умение
определять
поведение
навыки
качества настоящего
друга,
Проблемы, возникающие Рефлексия
Умение
в учебе, во внешкольной собственного
прогнозировать
деятельности
поведения
последствия
своих
обучающихся
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение
в учебе, в школе
Рефлексия
прогнозировать
собственного
последствия
своих
поведения
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение
дома, вне учебы
Рефлексия
прогнозировать
собственного
последствия
своих
поведения
поступков
Рефлексия собственных Рефлексия
Анализ собственных
качеств и чувств
собственного
переживаний,
поведения
внутреннего мира

23

Итоговое занятие
Всего:

1
34

14.05.2024

Оценка УДД

Оценка УДД

Оценка УДД

Календарно-тематический план
3 класс (34 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Я-фантазер
2

3

Я-третьеклассник
Кого можно
фантазером?

5

Я умею фантазировать
(продолжение)
Я умею сочинять!
Мои мечты

Результаты
планируем
ая

12
1

04.09.2023

1

11.09.2023

1

18.09.2023

назвать

Я умею фантазировать
4

Всего
часов

1
1
1

25.09.2023
02.10.2023
09.10.2023

Мои мечты
6

1
Мои сны

7

1
Фантазии и ложь

8
9

Я и моя школа

16.10.2023

23.10.2023

2

06.11.2023
13.11.2023

2

20.11.2023

фактическ
ая

предметные

метапредметные

личностные

Речевое развитие
устной форме

в Умение
строить Актуализация у детей
речевое высказывание в знания
об
устной форме.
эмоциональной сфере
человека
Понятие «фантазия», Развитие креативных Осознание ценности
«воображение»
способностей у детей
учения фантазировать
Понятие «фантазия»,
«воображение»
Понятие «фантазия»,
«воображение»
Понятие «фантазия»,
«воображение»
Понятие
«сон»,
«сновидение»
Успешность
деятельности

Развитие креативных
способностей у детей
Развитие креативных
способностей у детей
Развитие креативных
способностей у детей
Развитие креативных
способностей у детей
Умение
добиваться
положительного
результата
в
деятельности
Речевое развитие в Умение
строить
устной форме
речевое высказывание в
устной форме.
Умение двигаться к
Понятие «мечта»
намеченной
цели,
доводить начатое до
конца
Различие
понятий Умение определять у

Осознание ценности
учения фантазировать
Осознание ценности
умения фантазировать
Осознание ценности
умения фантазировать
Осознание ценности
умения фантазировать
Уверенность
в
собственных
силах,
мотивация
на
достижение успеха
Умение
проводить
ассоциации
Развитие
целеустремленности
Анализ

хороших

и

27.11.2023

Раздел 2. Я и моя школа
Что такое лень?

2

04.12.2023
11.12.2023

2

18.12.2023
25.12.2023

2

08.01.2024
15.01.2024

Я и мой учитель
14

16

человека
положительные
отрицательные
качества

плохих качеств
и

7

13

15

«фантазия» и «ложь»

Как
справляться
немогучками?

с

Мой верный попутчик –
стремление все делать на
отлично

Раздел 3. Я и мои родители
Я и мои родители

1

22.01.2024

Формирование
позиции школьника.

Исследование своих
личностных
особенностей
поведения.
Чувства
по Осознание особенности Формирование
отношению к учителю позиции
ученика. позиции школьника.
Правила
поведения
школьника.
в
Понятие
Осознание
своей Уверенность
собственных
силах,
«Уверенности в себе» успешности
мотивация
на
достижение
успеха.
Адекватная
самооценка.

4
29.01.2024
1

16

Школьная
жизнь Осознание особенности
ученика 3-го класса
позиции
ученика.
Правила
поведения
школьника.
Понятие «лень»
Осознание особенности
позиции ученика.

17

Я
умею
прощения

просить

18

Почему
родители
наказывают детей?

1

19

Я взрослею

1

1

05.02.2024

12.02.2024
19.02.2024

Роль родителей
жизни ребенка

в Уважительное
отношение к родителям

Осознание роли и
значимости родителя
в
жизни
каждого
человека
Способы понимания и Умение
понимать Анализ последствий
прощения
ошибки и прощать
поступков
других
людей (рефлексия)
Причины наказаний Умение прогнозировать Анализ последствий
детей родителями
последствия
плохих поступков
других
поступков
людей (рефлексия)
Возрастные
Умение
Исследование

особенности
классников
Раздел 4. Я и мои друзья
Настоящий друг
20

1

Умею ли я дружить?
1
Трудности в отношениях
с друзьями

1

Ссора и драка
23

1

Раздел
5.
Что
сотрудничество?
Что
24 сотрудничество?

25

26

27

28

Я
умею
другого

возрастных
особенностей

4

21

22

3-

такое

Что такое коллективная
работа

11.03.2024

18.03.2024

Дружба

Умение
дружить,
общаться, налаживать
контакты
Причины трудностей Умение
понимать
в
отношениях
с эмоции и поступки
друзьями
другого
Ссора,
драка. Навыки толерантного
Причины.
поведения.

08.04.2024

Понятие
«сотрудничество».

15.04.2024

Расширение
представления
понятии
«сотрудничество»
Расширение
представления
понятии
«сотрудничество»
Расширение
представления
понятии
«сотрудничество»
Расширение
представления
понятии

1

понимать

Мы умеем действовать
сообща

04.03.2024

Понятие
«друзья», Коммуникативные
«настоящий друг»
навыки

Умение определять и
осознавать качества
настоящего друга,
Осознание
собственного умения
дружить
Учиться
понимать
эмоции и поступки
других людей
Учиться
понимать
эмоции и поступки
других людей

5

такое

Я умею договариваться с
людьми

26.02.2024

1
22.04.2024
1
29.04.2024
1
06.05.2024
1

Навыки
коммуникативного
общения
Умение договариваться
о и приходить к общему
решению

Определение
и
формулирование цели
в совместной работе
Анализ
поступков
действий
других
людей

Навыки
о коммуникативного
общения

Правила общения

Умение договариваться Определение
и
о и приходить к общему формулирование цели
решению
в совместной работе
Навыки
о коммуникативного
взаимодействия

Определение
и
формулирование цели
в совместной работе

31
32

Итоговая диагностика
Итоговое занятие

1

Всего

34

1

13.05.2024
20.05.2024

«сотрудничество»
Оценка УДД
Подведение итогов.
Рефлексия

Оценка УДД

Оценка УДД

Календарно-тематический план
4 класс (34 часа)
Дата
Наименование
разделов, блоков, тем
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои
возможности.
2

Мое лето.

Всего
часов

Результаты
планируем
ая

4

Какой я – большой или
маленький?

1

05.09.2023

1

12.09.2023

1

19.09.2023
26.09.2023
03.10.2023

2
Мой выбор, мой путь.

7

1

10.10.2023

Мой внутренний мир
8

Знания
эмоциональной
человека

метапредметные

об Умение
строить
сфере речевое
высказывание
в
устной форме.
Внутренний мир другого Эмпатия,
человека, его чувства.
толерантность
Чувства людей

Мои способности
6

предметные

личностные

12

Кто я?
3

фактическ
ая

2

17.10.2023
24.10.2023

Знакомство с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.
Продолжение
знакомства с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.
Продолжение
знакомства с понятием
«Качества людей»
Расширение знаний друг
о друге.

Актуализация у детей
знания
об
эмоциональной сфере
человека
Способность
к
сочувствию,
сопереживанию
Эмпатия,
Способность
к
толерантность
сочувствию,
сопереживанию
Умение
находить Исследование своих
положительные
качеств,
изучение
качества во всех своих особенностей.
людях, толерантное
отношение к другим.
Умение
находить Исследование своих
положительные
качеств,
изучение
качества во всех своих особенностей.
людях, толерантное
отношение к другим.
Умение
находить Исследование своих
положительные
качеств,
изучение
качества во всех своих особенностей,
людях, толерантное осознание
детьми
отношение к другим. наличия у других
людей разнообразных

9

Уникальность
моего
внутреннего
мира,
уникальность
твоего
внутреннего мира.

2

07.11.2023
14.11.2023

1

21.11.2023

1

28.11.2023

Кого я могу впустить в
свой внутренний мир.
10
Что значит верить?
11
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь
Мое детство.
12

Раздел 3. Мое будущее. Каким
бы я хотел стать в будущем?
Моё будущее
14

1

05.12.2023

2

12.12.2023
19.12.2023

15

Понятие
«добро»,
способы
проявления
доброты.
Сопереживание
(эмпатия), толерантность
к другим людям.

Развитие
эмпатии

чувства Сопереживание
другим людям.

к

Эмпатия
окружающим.

к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.

09.01.2024
16.01.2024

Сопереживание
Эмпатия
(эмпатия), толерантность окружающим.
к другим людям.

26.12.2023

Понятие
«индивидуальность»,
различия людей

к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.
к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.

3

2
Хочу вырасти здоровым
человеком!

«сердечного Умение
находить
положительные
качества во всех
людях, толерантное
отношение к другим.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.
Качества
Развитие
и
доброжелательного
формирование
человека, зачем нужны конструктивных
качества,
правила способов общения.
хорошего поведения.

3

Я изменяюсь.
13

Качества
человека»

положительных
качеств.
Осознание
детьми
наличия у других
людей разнообразных
положительных
качеств.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.
Осознание
своих
положительных
качеств,
коммуникативные
навыки.

1

Эмпатия
окружающим.

Раздел
4.
Хочу
вырасти
интеллигентным человеком: что
для этого нужно?
Кто
такой
интеллигентный
16
человек?

17

18

Хочу
вырасти
интеллигентным
человеком: что для этого
нужно?
Что такое идеальное Я?

Раздел
5.
Хочу
вырасти
свободным человеком: что для
этого нужно?
Кто такой свободный
человек?
19

20

21

Права и обязанности
школьника.
Что такое
уважение»

«право

4
23.01.2024
1

1

2

30.01.2024

11

2

27.02.2024
20.02.2024

2

05.03.2024
12.03.2024

2

19.03.2024
09.04.2024

2

16.04.2024
23.04.2024

2

30.04.2024

Права и обязанности

23

Нарушение прав других

к Понимание
собственного
внутреннего мира и
мира другого.
в Оптимизация
с самооценки
обучающихся,
понимание
собственного
внутреннего мира.

06.02.2024
13.02.2024

на

22

Уникальность каждого Эмпатия
человека, толерантность. окружающим,
толерантное
поведение.
Положительные
и Толерантность
отрицательные качества отношениях
человека
окружающими.

Положительные качества Позитивное
в других людях
отношение
окружающим

Осознание
наличия
к разнообразных
положительных
качеств
в
других
людях
Дружба, бесконфликтное Коммуникативные
Умение
определять
поведение
навыки
качества настоящего
друга,
Проблемы, возникающие Рефлексия
Умение
в учебе, во внешкольной собственного
прогнозировать
деятельности
поведения
последствия
своих
обучающихся
поступков
Умение
Проблемы, возникающие Ответственность.
в учебе, в школе
Рефлексия
прогнозировать
собственного
последствия
своих
поведения
поступков
Проблемы, возникающие Ответственность.
Умение

людей может привести к
конфликтам

24
25

Как
разрешать
конфликты
мирным
путем
Итоговое занятие
Всего:

07.05.2024

дома, вне учебы

Рефлексия
собственного
поведения

прогнозировать
последствия
своих
поступков

14.05.2024

Рефлексия собственных Рефлексия
качеств и чувств
собственного
поведения

Анализ собственных
переживаний,
внутреннего мира

1
1
34

21.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».