Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
протокол № 1 от 29.08.2024
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школа этикета»
для обучающихся 2-4 классов
Камышлов, 2024
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год разработан
для начальных классов в соответствии с требованиями следующих
нормативно-правовых актов:
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
05.07.2021
№
64100)
-
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/;
Письмо
Министерства просвещения Российской Федерации от
05.07.2022г.
№
ТВ–1290/03
«О
направлении
(Информационно-методическое
деятельности
в
государственных
рамках
письмо
реализации
образовательных
методических
об
рекомендаций»
организации
обновленных
стандартов
внеурочной
федеральных
начального
общего
и
основного общего образования);
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном»;
Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
Устав МАОУ «Школы № 6» КГО;
План внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год начального
общего образования (ФГОС) для 1-4 классов МАОУ «Школы № 6» КГО.
Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта
-
начального общего образования второго поколения;
инструктивно – методического письма Минпросвещения России
-
от 05.07.2022 N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций"
(вместе
с
"Информационно-методическим
письмом
об
организации
внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего
и
основного общего образования"), и направлена на обеспечение духовнонравственного
развития
младших
школьников.
В
соответствии
с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования программа духовно - нравственного воспитания и
развития опирается на следующие ценности:
патриотические
гражданская
чувства гражданина России;
идентификация;
общечеловеческие ценности;
поликультурный
личное
мир;
нравственное самосовершенствование.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с
начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно
зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и
правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и
поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего,
с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее
интересны для детей данного возраста.
Основная цель программы — формирование у детей нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а
также основ мировоззрения и самовоспитания.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
способствовать
формированию навыков поведения в обществе,
способствовать
воспитанию чувства коллективизма,
способствовать
формированию этической культуры, дружелюбия и
вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
совершенствовать умение регулировать своё поведение;
способствовать
формированию осознанного стремления выполнять
правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
формировать
способы социального поведения детей в различных
ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим;
воспитывать
положительные качества: вежливость, тактичность,
милосердие, доброту.
Общая характеристика курса
Описание места курса в учебном плане
Согласно программе на изучение курса «Школа этикета» в начальной
школе выделяется в 1 классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по
34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом
классе).
Формы организации внеурочной деятельности:
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
тренинги общения;
наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Формы учета оценки планируемых результатов
1.
Опрос
2.
Наблюдение
3.
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Основные направления содержания деятельности
Образовательный процесс в рамках курса имеет развивающий характер,
направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их
интересов и способностей.
Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка,
поэтому
целесообразным
является
использование
личностно-
ориентированной технологии и проблемных методов обучения.
Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям
организации учебного процесса:
комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на
занятиях;
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу
и активность детей;
создание
благоприятных диалоговых социально-психологических
условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных
форм деятельности; регулирование активности и отдыха (расслабления).
4.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате прохождения программы внеурочной деятельности
предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных
нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических
нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической
грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1.
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то
есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок
получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их
ценить.
2.
Учащиеся
должны
получить
опыт
взаимодействия
со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта
самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать
навык
взаимодействия
обучающихся
с
представителями различных социальных субъектов, в том числе за
пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются не столько научные знания,
сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия
обучающихся
в
нравственно
ориентированной
социально
значимой
деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты
следующие воспитательные результаты:
начальные
представления
о
моральных
нормах
и
правилах
нравственного поведения;
нравственно-этический
опыт
взаимодействия
со
сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону
своих поступков и поступков других людей;
уважительное
отношение к родителям, к старшим, заботливое
отношение к младшим;
знание
традиций своей семьи и образовательного учреждения,
бережное отношение к ним.
1.
Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в
диалоге
(высказывать
свои
суждения,
анализировать
высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства);
в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
соблюдение
культуры
взаимоотношений;
поведения
проявление
и
общения,
доброжелательности,
правильных
взаимопомощи,
сочувствия, сопереживания;
активное
участие
в альтруистической
деятельности,
проявление
самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и
обеспечение формирования реально действующих мотивов.
Изменения
2.
объема
знаний,
расширение
кругозора
в
области нравственности и этики: использование полученной на уроках
информации
во
внеурочной
и
внешкольной
деятельности;
краткая
характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и
осознанное понимание необходимости следовать им;
объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных
произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным
ценностям.
3.
Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно
оценивать поведение других
людей и
собственное, сформированность самоконтроля и самооценки: действия
контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя
его
изменить;
способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
5.
Формы подведения итогов:
конкурс;
общеклассные, общешкольные мероприятия.
Результатами программы станет: высокий уровень самосознания,
самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни,
духовный и культурный подъем.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
План
9
Тема урока
Что такое этикет?
Формы, виды и разновидности этикета.
История этикета.
История возникновения этикета, норм и правил поведения.
Я – школьник. Правила поведения.
Как организовать своё время. Основные правила
безопасности в школе.
Разговор о дружбе.
Дружба. Дружеские отношения.
Мой класс. Этикет общения.
Что такое школа, класс? Законы класса.
Как правильно вести себя в столовой.
Правила поведения за столом.
Как правильно вести себя в библиотеке.
Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке.
История этикета в Русских народных сказках.
Этикет в мире сказочных героев.
Хорошее настроение через этикет общения.
10
Речевой этикет.
11
Роль мимики, жестов и позы в общении.
12
Домашний этикет.
13
14
Мои старшие члены семьи.
Как правильно дарить подарки. История подарков.
15
Этикет за столом.
16
17
18
19
Мир добрых дел через этикет.
Правила ведения беседы.
Разговор по телефону.
Повседневный этикет.
20
21
Делу – время, потехе - час.
Профессиональный этикет.
22
Правила поведения в общественных местах.
23
24
25
26
27
Правила этикета в магазине.
Правила поведения в транспорте.
Я пешеход.
В театре и кино.
Этикет для мальчиков.
28
Этикет для девочек.
29
Как помогать младшим.
30
Мир вокруг нас. Этикет на улице.
31
Спортивный этикет.
1
2
3
4
5
6
7
8
Факт
32
Скоро лето.
33
34
Этикет в сказках Пушкина.
Веселая викторина.
К концу года учащиеся должны знать:
-
понятия и уметь охарактеризовать: добрый, внимательный,
отзывчивый человек; трудолюбие, лень; смелость, храбрость, мужество и
решительность; правдивость и
лживость; отзывчивость, тактичность,
равнодушие; щедрость и жадность; зависть.
-
слова ободрения, утешения;
-
этикетные формулы совета, согласия, разрешения, пожелания;
-
этикетные
формулы
извинения,
просьбы,
благодарности,
разговоров:
извинение,
приглашение,
прощания;
-
жанры
телефонных
информация о чем-либо, просьба;
-
правила безопасного поведения на улице.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
разговаривать
по
телефону,
правильно
применять
жанры
телефонных разговоров;
-
навыки поведения в больнице, поликлинике, парикмахерской.
3 класс
№ урока
Дата
План
Тема урока
Факт
10
Я и школа, правила поведения.
Правила поведения в школе. Тест «Ты и твои
одноклассники»
Мой класс - этикет общения.
Ситуационный практикум. Работа в группах.
Занимательный этикет в истории мира.
Этикет в разных странах. Интересные истории и случаи.
Как правильно вести себя с друзьями.
Правила настоящей дружбы. Обсуждение ситуаций.
Правила поведения в общественных местах.
Правила, обязательные для всех. Обсуждение ситуаций.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Игра «Дерево добрых дел и поступков». Тренинг
«Волшебный цветок добра»
Моя семья - моя команда.
Правила семейного этикета.
Домашний этикет. Уважение в семье.
Правила хороших манер.
Моя любимая семья – общение.
Добрые советы в кругу семьи.
Вежливые слова и их значение.
11
Добрые дела – помоги старшим.
12
13
Добрые подарки для кого и для чего?
Как правильно дарить подарки.
14
15
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей.
Профессиональный этикет.
16
17
18
19
Веселый этикет в стихах и прозе.
Викторина
Этикет в традициях мира.
Этикет стран Африки.
20
21
22
23
24
Восточный этикет.
Рыцарский этикет.
Викторина.
Этикет для мальчиков.
Этикет для девочек.
25
26
27
28
29
Отношение к старшим.
Отношение к малышам.
Этикет в общественных местах.
Правила поведения в общественном транспорте.
Правила поведения в театре и кино.
30
31
32
Этикет в танцах и музыке.
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.
Как правильно вести себя летом на улице.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
33
Этикет на спортивных площадках.
34
Викторина.
К концу года учащиеся должны знать:
-
понятия и уметь охарактеризовать: добрый, внимательный,
отзывчивый человек; трудолюбие, лень; смелость, храбрость, мужество и
решительность; правдивость и
лживость; отзывчивость, тактичность,
равнодушие; щедрость и жадность; зависть.
-
слова ободрения, утешения;
-
этикетные формулы совета, согласия, разрешения, пожелания;
-
этикетные
формулы
извинения,
просьбы,
благодарности,
разговоров:
извинение,
приглашение,
прощания;
-
жанры
телефонных
информация о чем-либо, просьба;
-
правила безопасного поведения на улице.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
разговаривать
по
телефону,
правильно
применять
жанры
телефонных разговоров;
-
навыки поведения в больнице, поликлинике, парикмахерской.
4 класс
№ урока
Дата
План
Тема урока
Факт
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Я и школа. Правила поведения.
Правила поведения учащихся на уроке. Викторина.
Этикет как средство общения.
Нормы общения. Игра «Шаг на встречу».
Традиции мира через этикет общения.
«Ступеньки этикета». Этические ситуации и задачи по их
разрешению.
Рыцарский этикет.
Заочная экскурсия в историю. Игра «Дай совет».
Общение: Девочки и мальчики.
Беседа «Мальчики и девочки - два разных мира». Игра
«Эстафета сочувствия».
Веселый этикет в стихах и прозе.
Стихи Б. Заходера, В. Левина, Г. Остера.
Моя семья: общение и правила поведения.
Разбор ситуаций.
Мои Старшие родственники.
Любовь и уважение к старшим членам семьи.
Вежливые слова. Решение этикетных задач.
Этикет вокруг нас.
Разговор в обществе.
Кое-что о правильном питании.
Твое настроение.
Тайна моего «Я». Умение владеть собой.
Этикет общения
Слова и жесты.
Хорошее настроение через этикет.
Добрые слова и поступки – учись доверию.
Твой внешний вид.
Вредные и полезные привычки.
О взаимоотношениях девочек и мальчиков.
Этикет в стихах и прозе Барто, Драгунский, Носов.
Решение этикетных задач.
Как решать конфликты.
Смеемся вместе.
Профессиональный этикет.
Викторина.
Спортивный этикет
Приходите в гости. Правила приема.
Как правильно вести себя в общественных местах.
Музеи, церкви, театры.
Правила поведения на улицах летом
33
34
Правила безопасности на природе летом
Итоговое занятие.
1
2
3
4
5
6
7
8
К концу года учащиеся должны знать:
-
традиции русского народа;
-
правила выбора подарка, как дарить подарок и как принимать
подарки;
-
понятия и уметь охарактеризовать: искренность, милосердие,
обаяние, зависть, эгоизм, преданность, жадность, заботливость, гордость,
предательство;
-
правила посещения больного человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
владеть нормами устного и письменного литературного языка
(правилами произношения, грамматики, словоупотребления и др.);
-
уметь рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и
свое жилище;
-
уметь рационально использовать время;
-
пользоваться столовыми приборами;
-
уметь сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
-
навыки поведения в общественных местах, в школе, в транспорте,
на улице, на природе;
-
правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с
учетом того, кому, зачем, что и как сказать.