РП курса ВУД Я-исследователь 3-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
протокол № 1 от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я - исследователь»

для обучающихся 1-4 классов

Камышлов, 2024

Пояснительная записка
Программа курса «Я - исследователь» составлена на основе авторской
программы А.И Савенкова (Программы внеурочной деятельности. Система
Л.В. Занкова: сборник программ / сост. Е.Н.Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. –
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
2012.),

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

начального

общего

образования 2009г.
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов.
Практика использования методов исследовательского обучения в
основном учебном процессе современной российской школы находит все
большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать
задания,

включающие

детей

в

самостоятельный

творческий

исследовательский поиск.
Однако

возможности

использования

методов

проведения

самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих
проектов

в

основном

учебном

процессе

существенно

ограничены

действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело,
требующее

длительного

времени,

а

также

новых

теоретических

и

методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика
ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на
внеклассных и внеурочных занятиях.
Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу в 1-4 классах, но
может использоваться также в учреждениях системы дополнительного
образования.
Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его
исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:


Развитие познавательных потребностей младших школьников.



Развитие познавательных способностей младших школьников.
2



Обучение детей младшего школьного возраста специальным

знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований


Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста

умений и навыков исследовательского поиска.


Формирование

у

младших

школьников

и

педагогов

представлений об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности.
Основные разделы программы
Предлагаемая

программа

учебно-исследовательской

деятельности

учащихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:


тренинг исследовательских способностей;



самостоятельная исследовательская практика;



мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Тренинг исследовательских способностей
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными
знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:


видеть проблемы;



ставить вопросы;



выдвигать гипотезы;



давать определение понятиям;



классифицировать;



наблюдать;



проводить эксперименты;



делать умозаключения и выводы;



структурировать материал;



готовить тексты собственных докладов;



объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по
принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно
3

цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи.
Пройдя первый круг в первом классе, учащиеся вернутся к аналогичным
занятиям во втором, третьем и четвертом классах.Естественно, что при
сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса
к классу.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное

содержание

работы

проведение

-

учащимися

самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта
подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее
рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе
исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Мониторинг
управления

включает

процессом

в

себя

мероприятия,

исследовательского

необходимые

обучения

для

(мини-курсы,

конференции, защиты исследовательских работ и проектов). Ребенок должен
знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет
услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов
собственных

исследований,

овладеть

умениями

аргументировать

собственные суждения, умозаключения и выводы.
Объем курса и виды учебной работы
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1
занятия в неделю:


1 класс – 33 часа



2 класс – 34 часа



3 класс – 34 часа



4 класс – 34 часа

Срок реализации 4 года (1-4 класс).
Часы поделены между тремя вышеназванными подпрограммами.
Коррективы обязательно потребуются в зависимости от уровня развития
4

детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые
заранее невозможно предвидеть.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,
эксперимент,

наблюдение,

индивидуальные

экспресс-исследование,

исследования,

самостоятельная

коллективные
работа,

и

защита

исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских
работ.
Технологии, методики:


уровневая дифференциация;



проблемное обучение;



моделирующая деятельность;



поисковая деятельность;



информационно-коммуникационные технологии

Формы организации занятий:


внеклассные занятия,



работа в группах,



работа в парах,



индивидуальная работа,



работа с привлечением родителей.

Формы
выступление,

представления
проектные

и

результатов:
исследовательские

достижений.

5

выставка,
работы,

презентация,
портфолио

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоенияобучающимися программы курса «Я – исследователь»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:


положительное отношение к исследовательской деятельности;



широкая мотивационная основа исследовательской деятельности,

включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


интерес к новому содержанию и новым способам познания;



ориентация на понимание причин успеха в исследовательской

деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание
предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;


способность к самооценке на основе критериев успешности

исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:


внутренней

необходимости

позиции

обучающегося

исследовательской

на

деятельности,

уровне

понимания

выраженного

в

преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки деятельности;


выраженной познавательной мотивации;



устойчивого интереса к новым способам познания;



адекватного

понимания

причин

успешности/неуспешности

исследовательской деятельности;


морального сознания, способности к решению моральных

проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:


принимать и сохранять учебную задачу;
6



учитывать выделенные учителем ориентиры действия;



планировать свои действия;



осуществлять итоговый и пошаговый контроль;



адекватно воспринимать оценку учителя;



различать способ и результат действия;



оценивать свои действия на уровне ретрооценки;



вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета

сделанных ошибок;


выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:


проявлять познавательную инициативу;



самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в незнакомом материале;


преобразовывать практическую задачу в познавательную;



самостоятельно находить варианты решения познавательной

задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:


осуществлять поиск нужной информации для выполнения

учебного исследования с использованием учебной и дополнительной
литературы

в

открытом

информационном

пространстве,

в

т.ч.

контролируемом пространстве Интернет;


использовать знаки, символы, модели, схемы для решения

познавательных задач и представления их результатов;


высказываться в устной и письменной формах;



ориентироваться на разные способы решения познавательных

исследовательских задач;


владеть основами смыслового чтения текста;



анализировать объекты, выделять главное;
7



осуществлять синтез (целое из частей);



проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным

критериям;


устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения об объекте;



обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);



подводить под понятие;



устанавливать аналогии;



оперировать

такими

понятиями,

как

проблема,

гипотеза,

наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;


видеть

проблемы,

ставить

вопросы,

выдвигать

гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать
суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать)
свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:


осуществлять расширенный поиск информации в соответствии

с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;


фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;



осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме;


строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей;


оперировать

такими

понятиями,

как

явление,

причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство,
общность,

совместимость,

несовместимость,

возможность,

невозможность и др.;


использованию исследовательских методов обучения в основном

учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
8

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:


допускать существование различных точек зрения;



учитывать разные мнения, стремиться к координации;



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться, приходить к общему решению;



соблюдать корректность в высказываниях;



задавать вопросы по существу;



использовать речь для регуляции своего действия;



контролировать действия партнера;



владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:


учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;



аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией

партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;


с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно

передавать партнеру

необходимую

информацию

как

ориентир

для

построения действия;


допускать возможность существования у людей разных точек

зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать
позицию партнера в общении и взаимодействии;


осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности.

9

Содержание курса 1 класса
Самостоятельная исследовательская работа в первом классе не
планируется (это возможно только для одаренных детей). По возможности
исследовательская практика выполняется ребенком с высокой долей
самостоятельности, но при участии педагога. Результаты собственной
исследовательской работы первоклассники представляют только на миниконференциях и семинарах, проводимых после различных экспрессисследований. В соответствии с авторскими рекомендациями выделено
специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в
конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов
учащихся вторых-четвертых классов.
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

Кол-во Примечание
часов

I

Тренинг
исследовательских
способностей

Что такое научные исследования? Что 17
такое научное открытие? Знакомство с
основными
доступными
методами
исследования.Наблюдение как метод
исследования. Гипотеза. Классификация
предметов. Как задавать вопросы? Что
такое вывод? Знакомство с понятиями:
схема, чертеж, рисунок, график, формула.
Правила работы с книгой. Что такое
парадокс? Что такое эксперимент и
модель? Исследование и проект. Что
такое доклад?

В течение
всего учебного
года

II

Самостоятельная
исследовательская
практика

Коллективная
игра-исследование. 10
Экскурсия-исследование
в
природе.
Экспресс-исследование.

В течение
учебного года
со II четверти.

III

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся 1

Мини-конференции по итогам экспресс- 6
исследований
и
собственных
исследований. Участие в защитах
исследовательских работ и творческих
проектов учащихся вторых-четвертых
классов.

В течение
учебного года
по мере
подготовки
исследований.

Общее количество часов
____________________
1

Функции мониторинга выполняют также мини-конференция по итогам экспресс-исследования и миниконференции по итогам экскурсий, запланированные в разделе «Самостоятельная исследовательская
практика».

10

Тематическое планирование1 класс
Дата
№п/п

Тема занятия
/раздел

1

Что такое исследование? Кто
такие исследователи?

Формы внеурочной
деятельности
Коллективное обсуждение.
Игровая деятельность.

/Тренинг исследовательских
способностей

2

Наблюдение и
наблюдательность.

Игры «Назовите как можно больше
признаков предмета», «Найди
/Тренинг исследовательских отличия».

3

Наблюдение и
наблюдательность.

способностей

Экскурсия «Осень в неживой
природе».

/Тренинг исследовательских
способностей

4

Учимся вырабатывать
гипотезы.Учимся высказывать
суждения.

Экскурсия: «Почему светит
солнце?»

/Тренинг исследовательских
способностей

5

Как правильно
классифицировать.

Групповые игры «Продолжи ряд»,
«Набор картинок».

/Тренинг исследовательских
способностей

6

Как правильно
классифицировать.

Решение задач на классификацию с
явными ошибками.

/Тренинг исследовательских
способностей

7

Что такое определения?
Как давать определения
понятиям.

Загадки, игра « Трудные слова».

/Тренинг исследовательских
способностей

8

Учимся делать умозаключения
и выводы.

Практические задания «Что
сначала, что потом».

/Тренинг исследовательских
способностей

9

Как задавать вопросы?
/Тренинг исследовательских
способностей

10

Экскурсия-исследование
«Наблюдение за воробьями».
/Самостоятельная

Игры «Найди загаданное слово»,
«Угадай, о чём спросили?»,
знакомство с матрицей для оценки
идей.
Групповая работа (размер, окраска,
оперение, поведение)

исследовательская практика

11

Мини-конференция по итогам
Групповая работа.
экскурсии
/Самостоятельная

12

Как задавать вопросы?
Учимсявыделять главное и

исследовательская практика

Творческие задания «Найди
причину события с помощью
11

по
плану

факт.

второстепенное.
/Тренинг исследовательских
способностей

13

Учимся вырабатывать
гипотезы. Учимся высказывать
суждения.
/Тренинг исследовательских
способностей

14

Как делать схемы?
/Тренинг исследовательских
способностей

15

Как работать с книгой?
/Тренинг исследовательских
способностей

16

17

вопросов», «Вопросы о домашних
животных» (работа в группах)
Работа в группах «Найди
возможную причину события»,
«При каких условиях каждый из
этих предметов будет очень
полезным?»
Практические задания по созданию
схем объектов. Практическое
задание «Пиктограммы».
Практическая работа по
структурированию текстов.

Как планироватьисследования
и проекты.

Практическое задание по
составлению планов проведения
/Тренинг исследовательских исследовательской работы и
способностей разработки проекта.
Тренировочное занятие по
Практическоезадание
методикепроведения
попроектированию и
самостоятельныхисследований представлению итогов.
/Самостоятельная
исследовательская практика

18

Как сделать сообщение о
результатах исследования.

Практические задания «Как
сделать сообщение». Практические
/Тренинг исследовательских задания на сравнения и метафоры.

19

Что такое парадоксы?

способностей

Дискуссия «Почемуметаллические
корабли не тонут, а ножи вилки и
гвозди тонут?»
Мысленные эксперименты и
Эксперименты с реальными
экспериментына моделях.
объектами: «Определяем
/Тренинг исследовательских плавучесть предметов».
/Тренинг исследовательских
способностей

20

способностей

21

Мини-конференция по итогам
собственных исследований.

Семинар.

/Мониторинг

22

Экспресс-исследование «Какие Групповая и индивидуальная
коллекциисобирают люди».
поисковая работа.
Коллекционирование.
/Самостоятельная

23

Сообщения о собранных
Семинар.
коллекциях.
/Самостоятельная

исследовательская практика

исследовательская практика

24

Сообщения о собранных
Семинар.
коллекциях.
/Самостоятельная

25

Тренировочное занятие по
Групповые консультации.
методикепроведения
самостоятельныхисследований.
/Самостоятельная

исследовательская практика

12

исследовательская практика

26

Экспресс-исследование
Групповая работа.
«Свойства снега и воды»
/Самостоятельная
исследовательская практика

27

28

Мини-конференция по итогам
экспресс-исследования.

Выступления с короткими
сообщениями по
/Мониторинг итогамсобственных изысканий,
сделанных в результате экспрессисследований. Формулирование
вопросов и собственного мнения
об услышанном.
Участие в школьной
Формулирование вопросов и
конференции «Первые шаги в
собственного мнения об
науку»
услышанном.
/Мониторинг

29

Участие в школьной
конференции «Первые шаги в
науку»

Формулирование вопросов и
собственного мнения об
услышанном.

/Мониторинг

30

Коллективная играИгровая деятельность.
исследование.
/Самостоятельная

31

Групповые (индивидуальные)
работы по выбранной
тематике.
/Самостоятельная

32

Мини-конференция по итогам
собственных исследований

исследовательская практика

Проведение собственных
исследований по методикам
«Коллекционирование» и
«Продолжи исследование».

исследовательская практика

33

Краткие доклады по итогам
собственных исследований,
/Мониторинг проведенных по методикам
«Коллекционирование» и
«Продолжи исследование».
Мини-конференция по итогам
Краткие доклады по итогам
собственных исследований
собственных исследований,
/Мониторинг проведенных по методикам
«Коллекционирование» и
«Продолжи исследование».

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.
Обучающиеся должны научиться:


слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;



вести рассказ от начала до конца;



ставить вопросы;



классифицировать;



объяснять и защищать свои идеи;


наблюдать.
13

Содержание курса 2 класса
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс
самостоятельная работа вне школы: 34 часа под руководством учителя и до
19 часов самостоятельной работы (в тематическое планирование не входит).
Во втором классе программа тренинговых занятий поделена на две
самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой
четверти, вторая - в третьей. Каждая из этих частей спланирована как
относительно автономная и цельная. Каждый ребенок получает рабочую
тетрадь «Я - исследователь», где подробно описаны все этапы проведения
собственного исследования, и начинает работу.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники
будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах
исследовательских работи творческих проектов.
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

I

Тренинг
исследовательских
способностей (первый
цикл/второй цикл)

Научные
открытия,
использующиеся в жизни. Методы
исследования.
Приборы
для
наблюдения.
Планирование
и
проведениеэкспериментов
с
доступными объектами. Что такое
гипотеза
и
что
такое
провокационная
идея.Основные
логические операции. Гипотеза.
Ассоциации и аналогии. Загадки
как определения понятий.Логика и
правила суждений, умозаключений
и выводов. План сообщения.
Подготовка защиты собственной
работы.

Самостоятельная
исследовательская
практика

Коллективная игра-исследование.

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся.

Участие
в
защитах
исследовательских
работи
творческих проектов учащихся.
Подготовка собственных работ к
защите.
Собственная
защита
исследовательских
работи

II

III

Кол-во
часов
17

Самост.
работа

Примеча
ние

3

В течении
1-2
триместра

16

В течение

(8/9)

11

Планирование
и
проведение
самостоятельных исследований.

14

учебного
года.
6

-

В течении
3
триместра

творческих проектов
Общее количество часов

19

34

Тематическое планирование 2 класс
Дата
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема занятия

Формы внеурочной деятельности
по плану

Тренинг исследовательских способностей (первый цикл, 8 ч.)
Научные исследования и наша Коллективное обсуждение вопросов о
жизньи экспериментов.
исследованиях и открытиях, о
возможностях
применения
их
результатов.
Беседа
о
самых
интересных научных открытиях.
Методы исследования.
Практические задания: тренировка в
использовании методов исследования
в ходе изучения доступных объектов.
Наблюдение и
Знакомство с приборами, созданными
наблюдательность.
для
наблюдения
(телескопы,
микроскопы и др.). Практические
задания
на
развитие
наблюдательности.
Эксперимент – познание в
Планирование
и
действии.
проведениеэкспериментов
с
доступными объектами (вода, бумага
и др.).
Гипотезы и провокационные
Практические
задания
на
идеи.
продуцирование
гипотез
и
провокационных идей.
Анализ и синтез.
Практические задания на анализ и
синтез. Практические задания «Как
делать обобщения».
Как давать определения
Практическое
использование
понятиям.
приемов, сходных с определением
понятий. Составление кроссвордов,
загадок.
Планирование и проведение
Практическая работа «Планируем и
наблюдений.
проводим собственные наблюдения и
эксперименты».
Тренинг исследовательских способностей (второй цикл, 9 ч.)
Наблюдение и
Практические задания на развитие
экспериментирование.
умений
наблюдатьи
экспериментировать.
Основные логические
Практические
задания:
давать
операции.
определенияпонятиям,
проводить
анализ, синтезировать, обобщать,
классифицировать,
делать
умозаключения.
Гипотезы и способы их
Беседа. Практические задания по
15

факт.

12

13

14

15

16
17

18

1921
2223
2427

28

2930

3132

3334

конструирования.
Искусство задавать вопросы.
Учимся оценивать идеи,
выделять главное и
второстепенное.
Ассоциации и аналогии.

теме «Конструирование гипотез».
Коллективная беседа. Практические
занятия по тренировке умений
задавать вопросы.
Практическая работа «Выявление
логической структуры текста».

Практические задания на выявление
уровня сформированности и развитие
ассоциативного мышления.
Суждения, умозаключения,
Практические задания по развитию
выводы.
умений высказывать суждения и
делать умозаключения.
Искусство делать сообщения.
Составление рассказов по заданному
алгоритму.
Как подготовиться к защите
Коллективное обсуждение проблем:
собственной
«Что такое защита», «Как правильно
исследовательской работы.
делать доклад».
Самостоятельная исследовательская практика (11 ч.)
Как выбрать тему
Коллективное обсуждение задачи
собственного исследования.
выбора
темы
собственного
исследования.
Индивидуальная
работа с учащимися
Индивидуальная работа по
Индивидуальная
работа
с
планированию ипроведению
использованием
тетради
«Я
самостоятельныхисследований. исследователь».
Коллективная играИгры-исследования.
исследование
Индивидуальная
Индивидуальное консультирование.
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.
Семинар «Как подготовиться к
защите».
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (6 ч.)
Участие в процедурах защит
Заслушивание докладов об итогах
исследовательских работ в
проведенных
исследований
и
качестве зрителей.
выполненных
проектах,
формулирование
вопросов,
высказывание
собственных
суждений.
Индивидуальная работа
Планирование
собственного
(подготовкак защите
выступления.
Подготовкатекста
результатов
доклада, схем, графиков, рисунков,
собственныхисследований)
чертежей, макетов.
Защита собственных
Участие в конференции: доклад,
исследований
ответы на вопросы.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
Обучающиеся должны научиться:
16



работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать

материал с определённой целевой установкой;


пересказывать подробно и выборочно;



выдвигать гипотезы;



давать определение понятиям;



наблюдать и фиксировать значительное и существенное в

явлениях и процессах;


делать выводы на основе простых обобщений.
Содержание курса 3 класса

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделюв школе плюс
самостоятельная работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа под
руководством учителя плюс до 24 часов самостоятельной работы.
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

Кол-во
часов

Самост.
работа

Примеча
ние

I

Тренинг
исследовательских
способностей

Наблюдение
и
экспериментирование.
Методы
исследования.Знакомство
с
понятием «интуиция».Как выделить
главное
и
второстепенное.
Структурирование
полученной
информации. Подготовка текста
доклада.

10

4

В течение
2
триместра

II

Самостоятельная
исследовательская
практика

Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Планирование
и
проведение
самостоятельных исследований.

18

20

В течении
еучебного
года

III

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся.

Участие
в
защитах
исследовательских
работ
и
творческих проектов учащихся.
Подготовка собственных работ к
защите.
Собственная
защита
исследовательских
работ
и
творческих проектов

6

-

В течение

Общее количество часов

3
триместра

34

24

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
Обучающиеся должны научиться:
17



структурировать материал;



выделять существенное в рассказе, разделив его на логически

законченные части;


делать выводы из фактов, совокупности фактов;



выявлять

связи

зависимости

между

фактами,

явлениями,

процессами;


делать выводы на основе простых и сложных обобщений,

заключение на основе выводов.
Тематическое планирование 3 класс
№п/п

Тема занятия

Формы внеурочной деятельности

Дата
по плану

1

2

3

4
5

6

7
8

9- 10

Тренинг исследовательских способностей (10 ч.)
Наблюдение и
Практические задания по развитию
экспериментирование
умений
наблюдать
и
экспериментировать.
Групповая
работа.
Методы исследования
Практические
задания
на
использование
методов
исследования в ходе изучения
доступных объектов. Групповая
работа.
Наблюдение и
Работа с приборами, созданными
наблюдательность
для
наблюдения
(телескопы,
бинокли, микроскопы и др.).
Практические задания. Групповая
работа.
Совершенствование техники
Практическое занятие «Проведение
Экспериментирования.
экспериментов».
Интуиция и создание гипотез.
Практическое занятие по созданию
и проверке собственных гипотез.
Групповая работа.
Правильное мышление и
Практические задания на анализ и
логика.
синтез. Практическиезадания «Как
делать обобщения».
Искусство делать сообщения.
Практические
задания
по
структурированию текстов.
Искусство задавать вопросы и Игра «Умные и глупые вопросы».
отвечать
Практические
задания
по
на них
тренировке
умений
задавать
вопросы.
Семинар «Как подготовиться к Семинар. Групповая работа.
18

факт.

защите»
11

12-14

15-16
17-18
19-28

29-30

31-32

33-34

Самостоятельная исследовательская практика (18 ч.)
Определение проблемы и
Коллективное
обсуждение
выбор темы собственного
проблематики
возможных
исследования.
исследований.Индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа по
Индивидуальная работа .
планированию и проведению
самостоятельных
исследований.
Коллективная играКоллективная игра.
исследование
Семинар «Как подготовиться к Семинар.
защите».
Индивидуальная
Индивидуальная работа.
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (6 ч.)
Просмотр процедуры защиты
Заслушивание докладов об итогах
исследовательских работ.
проведенных
исследований
и
выполненных
проектах,
формулирование
вопросов,
высказывание
собственных
суждений.
Индивидуальная работа
Планирование
собственного
(подготовкак защите
выступления. Подготовка текста
результатов
доклада, схем, графиков, рисунков,
собственныхисследований).
чертежей, макетов.
Защита исследовательских
Участие в конференции: доклад,
работи творческих проектов.
ответы на вопросы.

Содержание курса 4 класса
Учебная нагрузка в четвертом классе также определена израсчета 1 час
в неделю в школе плюс самостоятельная работавне школы. Таким образом,
объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа под
руководством учителяплюс 24 часа самостоятельной работы вне школы.В
четвертом классе так же, как и в третьем, целесообразно программу
тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в третьей
четверти.
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

I

Тренинг
исследовательских

Анализ
и
исследования.

Кол-во
часов
синтез.
Методы
Исследования
с
19

10

Самост.
работа

Примеча
ние

2

В течение
2

способностей

помощью
новейших
информационныхтехнологий. Что
такое научная теория. Что такое
научный прогноз и чем он
отличается
от
предсказания.
Какими бывают научные прогнозы.
Методы прогнозирования. Как
правильно проводить наблюдения и
эксперименты.
Ассоциации
и
аналогии в научномпоиске. Что
такое проблемы и как их выявляют.
Цели и задачи исследования. Как
подготовиться к защите работы.

II

Самостоятельная
исследовательская
практика

Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Индивидуальная
работа
по
планированию
и
проведению
самостоятельных исследований.

16

22

В течение
учебного
года

III

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся.

Участие
в
защитах
исследовательских
работ
и
творческих проектов учащихся.
Подготовка собственных работ к
защите.
Собственная
защита
исследовательских
работ
и
творческих проектов.

8

-

В течение

Общее количество часов

триместра

3
триместра

34

24

Тематическое планирование 4 класс
№
п/п

Тема занятия

Формы внеурочной деятельности

Дата
по плану

1

2

3
4
5

6

Тренинг исследовательских способностей (10 ч.)
Культура мышления
Практические
задания
«Как
правильно высказывать суждения»,
«Как делать обобщения», «Как
классифицировать».
Методы исследования
Практические
задания
по
совершенствованию
владения
основными методами исследования
Научная теория
Коллективная беседа.
Научное прогнозирование
Практическое
занятие
по
проверкесобственных гипотез.
Совершенствование техники
Коллективная беседа.
наблюденияи
Практическое занятие: проведение
экспериментирования
наблюдений и экспериментов.
Искусство задавать вопросы и Коллективная игра «Вопросы и
отвечать на них
ответы».
20

факт.

7

8

9
10
11

12-16

17-24

25-26

27-30

31-32

33-34

Ассоциации и аналогии

Практические задания на выявление
уровня
развития
логического
мышления. Практические задания
на ассоциативное мышление.
Как правильно делать выводы
Практические задания по развитию
из наблюдений и
умений высказывать суждения и
экспериментов
делать умозаключенияна основе
наблюдений.
Умение выявлять проблемы
Коллективная беседа.
Как подготовиться к защите
Индивидуальная работа.
Самостоятельная исследовательская практика (16 ч.)
Определение проблемы и
Коллективное обсуждение.
выбор темысобственного
исследования.
Индивидуальная работа по
Индивидуальная работа.
планированию и проведению
самостоятельных
исследований.
Индивидуальная
Индивидуальная работа.
консультационная работапо
проведению самостоятельных
исследований.
Семинар «Как подготовиться к Семинар.
защите».
Мониторинг исследовательской деятельности (8 ч.)
Участие в процедурах защиты Заслушивание докладов об итогах
исследовательских работ в
проведенных
исследований
и
качестве зрителей.
выполненных
проектах,
формулирование
вопросов,
высказывание
собственных
суждений.
Подготовкак защите
Планирование
собственного
собственных работ.
выступления.
Подготовкатекста
доклада, схем, графиков, рисунков,
чертежей, макетов.
Защита исследовательских
Участие в конференции: доклад,
работи творческих проектов.
ответы на вопросы.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Обучающиеся должны научиться:


творчески применять знания в новых условиях, проводить

опытную работу;


готовить тексты собственных докладов;



переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;



отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

21



пользоваться

энциклопедиями,

справочниками,

книгами

общеразвивающего характера;


высказывать содержательно свою мысль, идею;



формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;



решать самостоятельно творческие задания.

22

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Учебные и методические пособия:
1.

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших

школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.
2.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. -

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,
2010.
3.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет.

-

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,
2010.
4.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6- 7 лет. -

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,
2011.
5.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7- 8 лет.

-

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,
2011
6.

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.6-8 лет. -

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,
2010. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2011.
7.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.:

Академия, 2005.
8.

А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших

школьников. Учебная литература, 2010г
9.

М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова. Проектно-

исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград.2009г

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».