Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
протокол № 1 от 29.08.2024
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 5-8 классов
Камышлов, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» для
учащихся 5-8 классов разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Концепция
Национальной
программы
повышения
уровня
«Содействие
повышению
уровня
финансовой грамотности населения РФ;
3.
Проект
Минфина
России
финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
РФ».
4. Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы,
авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.:
«ВИТА-ПРЕСС» - 2019.
5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8– класса
общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И.
В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2018.
6. Учебный план МАОУ «Школа № 6» КГО на 2024-25 учебный год
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой
системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых
продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению
которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном
мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше
возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет
назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых
знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что
сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового
рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными,
значит,
завтра
мы
получим
добросовестных
налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на
формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения
прямой
связи
между
получаемыми
знаниями
и
их
практическим
применением, пониманием и использованием финансовой информации на
настоящий
момент
и
в
долгосрочном
периоде
и
ориентирует
на
формирование ответственности у подростков за финансовые решения с
учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то,
что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них
формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и
обоснованные решения в области управления личными финансами,
способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию
коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к
экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной
необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного
общества и инструментах управления личными финансами;
-
овладеть
умением
получать
и
критически
осмысливать
экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для
эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
-
формировать
основы
культуры
и
индивидуального
стиля
экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Согласно учебному плану на 2024-2025 год, на освоение учебного
курса «Финансовая грамотность» в 5,6, 7 и 8 классах отводится по 1 часу- по
34 часа в год.
1.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
курса
«Финансовая грамотность»
Предметные результаты:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен,
блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, доходность,
сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
-понимание основных принципов экономической жизни общества,
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
-использование
статистической
приёмов
информацией,
работы
её
с
простой
осмысление,
финансовой
проведение
и
простых
финансовых расчётов;
-применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики, знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
-умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождения путей их решения;
-расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Личностными
результатами
изучения
курса
«Финансовая
грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений:
сопоставление
доходов
и
расходов,
расчёт
процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами
изучения
курса «Финансовая
грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск
информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых
опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
-
оценка
правильности
выполнения
действий;
самооценка
и
взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку событий;
-
определение общей
договариваться
о
цели
распределении
и
путей
функций
её достижения; умение
и
ролей
в
совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
-
адекватно
окружающих.
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
2. Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»
5 класс
Введение в курс «Финансовая грамотность» - (8 часов)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать
финансовую грамотность?» Познавательная беседа «От чего зависит
благосостояние
семьи».
Интерактивная
беседа
«Учимся
оценивать
финансовое поведение людей».
Доходы и расходы семьи –(26 часов)
Познавательная беседа «Деньги: что это такое»
Решение практических задач «Из чего складываются доходы семьи».
Решение
практических
задач
«Учимся
считать
семейные
доходы».
Познавательная беседа «Как появляются расходы семьи». Учебные минипроекты «Расходы семьи».
Познавательная беседа «Как сформировать
семейный бюджет». Учебные мини- проекты «Семейный бюджет»
6 класс
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защитится (34 часа)
Познавательная беседа «Почему возникают риски потери денег и
имущества и как от этого защититься». Решение экономических задач «Что
такое страхование и для чего оно необходимо Практическая работа «Что и
как можно страховать».
7 класс
Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов)
Познавательная беседа «Могут ли люди быть финансово независимыми
от государства».
Познавательная беседа «Что такое налоги и почему их надо платить»
Сюжетно-ролевая игра «Учимся считать налоги». Творческая работа
«Сравниваем налоги граждан разных стран». Исследуем, какие налоги платит
семья и что получает от государства.
Практическая
работа
«Как
работает
налоговая
служба».
Познавательная беседа «Что такое социальные пособия и какие они бывают».
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес -(18 часов)
Дискуссия «Для чего нужны банки». Решение проблемной ситуации
«Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома?» Аналитическая
работа «Какие бывают вклады». Творческая работа «Что такое кредиты и
надо ли их брать». Мини-проект «Изучаем сайт Центрального банка РФ».
Практическая беседа «Исследуем какими банковскими услугами пользуется
семья». Познавательная беседа «Как работает банк» Решение экономических
задач «Банковские услуги для семьи». Аналитическая работа «Как открыть
фирму». Ролевая игра «Откроем фирму». Аналитическая работа «Что такое
валюта и для чего она нужна». Круглый стол «Учимся находить информацию
о курсах валют и их изменениях».
8 класс
Происхождение денег (5 часов)
Познавательная беседа «Деньги: что это такое». Круглый стол «Что
может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи».
Источники денежных средств семьи (4 часа)
Познавательная
беседа
«Какие
бывают
источники
доходов»
Практическая работа «От чего зависят личные и семейные доходы».
Контроль семейных расходов (3 часа)
Познавательная беседа «Как контролировать семейные расходы и
зачем это делать» Учебные мини-проекты «Контролируем семейные
расходы»
Построение семейного бюджета (4 часа)
Познавательная беседа «Что такое семейный бюджет и как его
построить»
Аналитическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет».
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций (4 часа)
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации».
Практическая работа «Как увеличить смежные доходы использованием
финансовых организаций».
Финансовое планирование как способ повышение финансового
благополучия (6 часов)
Познавательная
беседа
«для
чего
необходимо
осуществлять
финансовое планирование». Решение практических задач «Как осуществлять
финансовое планирование на разных жизненных этапах»
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (8 часов)
Решение экономических
задач
«Особые жизненные ситуации».
Выступления учащихся «Чем поможет страхование».
2.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Тема учебного занятия
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние семьи
Определение целей и способов развития собственной
финансовой грамотности в конкретных условиях
Учимся оценивать финансовое благополучие своей семьи.
Урок-практикум.
Учимся оценивать финансовое поведение людей
Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Факторы, влияющие на финансовое благополучие людей
Финансовая игра " Финансики". Обобщение темы.
Доходы и расходы семьи
Деньги: что это такое
История возникновения российских денег. Историческая
экскурсия в прошлое.
Учебный мини-проект «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Откуда в семье появляются деньги
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебный мини-проект «Доходы семьи»
Структура доходов населения России
Как появляются расходы семьи
Для чего нужно вести учёт расходов в семье
Учимся считать семейные расходы.
Как можно сократить семейные расходы
Исследуем расходы семьи
От чего зависят расходы семьи
Учебный мини-проект «Расходы семьи»
Что такое семейный бюджет
Как сформировать семейный бюджет
Правила планирования семейного бюджета
Трудности планирования семейного бюджета
Ролевая игра « Как сформировать семейный бюджет»
Учебный мини-проект « Семейный бюджет»
Обобщение результатов изучения модуля
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
34
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Финансовая игра «Финансики»
итого
1
1
34
6 класс
№п/п
Тема учебного занятия
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
1
Почему возникают риски потери денег и имущества
2
Как защититься от риска потери денег и имущества
3
Что такое страхование.
4
Для чего нужно страхование
5
Что и как можно страховать.
6
Что и как можно страховать. Урок- практикум
7
Ролевая игра "Страхование"
8
Исследуем , что застраховано в семье и сколько это стоит.
9
Финансовая игра " Финансики"
10
Как справиться с непредвиденными жизненными ситуациями
11
Кому выгодно страхование
12
Виды страхования
13
Обязательное страхование
14
Добровольное страхование
15
От чего человек застрахован государством
16
Какие финансовые организации занимаются страхованием
17
Как определить надёжность страховых компаний
18
Исследование « Анализ информации о страховых услугах
страховых компаний, представленных в Интернете»
19
Цель страхования и финансовые возможности её достижения
20
Ролевая игра « Страхование»
21
Как работает страховая компания.
22
Решение практических задач « Что и как можно страховать»
23
Поисковая работа « Выбор страховой компании»
24
Система государственного надзора за страховой
деятельностью
25
Действия страхователя и страховщика , когда наступает
страховой случай.
26
Зачем страховать жизнь
27
Страхование « за» и « против»
28
Подготовка к защите проектов
29
Учебный мини- проект « Страхование»
30
Практическая работа « Подсчёт доли годовых страховых
выплат в семейном бюджете»
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
33
34
Решение задач по теме.
Презентация портфолио « Риски потери денег и имущества и
как человек может от этого защититься»
Обобщение результатов изучения модуля
Финансовая игра « Финансики»
итого
1
1
1
1
34
7 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Тема учебного занятия
Человек и государство: как они взаимодействуют
Могут ли люди быть финансово независимыми от
государства
Что такое налоги и почему их надо платить
Какие бывают налоги
Учимся считать налоги
Ролевая игра «Считаем налоги семьи»
Сравниваем налоги граждан разных стран.
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от
государства
Как работает налоговая служба
Учебный мини-проект « Налоги»
Что такое социальные пособия и какие они бывают
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального
страхования РФ
Ролевая игра « Оформляем социальное пособие»
Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
Учебный мини-проект « Социальные пособия»
Урок обобщения результатов изучения модуля
Презентация портфолио « Человек и государство: как они
взаимодействуют.
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Для чего нужны банки
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
Что такое кредиты и надо ли их брать
Изучаем сайт Центрального банка РФ
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы
Как работает банк
Учебный мини-проект « Банковские услуги для семьи»
Что мы знаем о бизнесе
Как открыть фирму
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
Для чего нужны бизнес -инкубаторы
Ролевая игра «Открываем фирму»
Что такое валюта и для чего она нужна
Учимся находить информацию о курсах валют и их
изменениях
Обобщение результатов изучения модуля.
Презентация портфолио « Услуги финансовых организаций и
собственный бизнес»
Обобщение результатов изучения курса « Финансовая
грамотность». Игра « Финансики»
итого
1
1
1
1
1
1
1
34
8 класс
№п/п
Тема учебного занятия
Кол-во
часов
Происхождение денег
1
Способы управления денежными средствами семьи
1
2
Деньги: что это такое?
1
3
Что может происходить с деньгами. Входной тест
1
4
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
1
финансы вашей семьи
5
Финансовая викторина по теме " Управление денежными
1
средствами семьи"
Источники денежных средств семьи
6
Какие бывают источники доходов
1
7
Решение проектной задачи " Какие бывают источники
1
доходов.
8
Личные и семейные доходы
1
9
От чего зависят личные и семейные доходы.
1
Контроль семейных расходов
10
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
1
11
Учебный мини-проект " Контролируем семейный бюджет.
1
12
Защита проектов
1
Построение семейного бюджета
13
Что такое семейный бюджет и как его построить.
1
14
Как оптимизировать семейный бюджет
1
15
Обобщение по теме.
1
16
Финансовая игра " Финансики"
1
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций
17
Для чего нужны финансовые организации
1
18
Где лучше всего искать информацию о деятельности
1
финансовых организаций. Практическая работа.
19
Как увеличить семейные доходы с использованием
1
финансовых организаций.
20
В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков 1
для увеличения семейных доходов. Как выбрать наиболее
надёжный паевой инвестиционный фонд.
Финансовое планирование, как способ повышения финансового благосостояния
21
Что такое финансовое планирование
1
22
Для чего необходимо осуществлять финансовое
1
планирование
23
Как осуществлять финансовое планирование на разных
1
жизненных этапах.
24
Планирование и расчёт личных расходов и расходов семьи
1
как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
25
Представление проектов
1
26
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных 1
заданий, тестовый контроль..
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
27
Риски в мире денег
1
28
Что такое особые жизненные ситуации
1
29
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря
1
кормильца
30
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы,
1
природные и техногенные катастрофы.
31
Чем поможет страхование.
1
32
Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье..
1
33
Представление проектов по теме
1
34
Итоговый контроль знаний
1
итого
34