Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
протокол № 1 от 29.08.2024
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Правовая культура»
для обучающихся 7 классов
Камышлов, 2024
Раздел
Обычай. Мораль.
Право (6 ч)
Право и
справедливость (7 ч)
Основы
конституционного
строя (5 ч)
Содержание учебного курса с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание
Форма организации
Виды
деятельности
Обычай — правило поведения людей, принадлежащих к определенной Лекция, беседа,
Игровая,
группе. Как возникали обычаи. Как исполнялись обычаи. Законы - тематическое занятие,
познавательная
урок-исследование,
урокединые правила поведения. Почему стали необходимы законы.
деятельность
Первые древние государства. Закон - средство регулирования презентация
отношений в обществе. Древние законы.
Право - естественное право человека. Принцип верховенства права над
государством. Право - правила, регулирующие отношения людей между
собой и между ними и государством.
Мораль - неписаные правила поведения, сформулированные в
абстрактной форме. Соотношение права и морали.
Справедливость. Понятие прав человека. Правовое положение человека
Игровая,
в древнем государстве. История борьбы за признание прав человека.
познавательная
Документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека.
деятельность
Право на жизнь - основное право человека. Естественность и
неотъемлемость права на жизнь. Смертная казнь и право на жизнь.
Отмена
смертной
казни
в
цивилизованных
государствах.
Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в
условиях войны и вооруженных конфликтов.
Закон определяет границы свободы. Юридическое равенство. Равенство
в правах и обязанностях. Юридическое равенство и фактическое
неравенство.
Равенство прав вне зависимости от расы, национальности, иола,
религиозных и политических взглядов. Основные признаки
демократического, правового государства. Верховенство закона.
Конституция - основной закон государства. Основные положения,
Игровая,
закрепленные в Конституции. Основные права и свободы человека,
познавательная
закрепленные Конституцией. Защита прав и свобод. Понятия
деятельность
«социальное государство» и «светское государство». Конституция документ прямого действия.
Россия - федеративное государство. Субъекты Российской Федерации.
Органы государственной власти.
Гражданство. Права и обязанности гражданина. Основания
приобретения гражданства. Принцип «крови», принцип «почвы». Выход
из гражданства.
Правовая культура - часть общей культуры человека. Исполнение и
соблюдение законов - обязанности граждан и государства.
Права человека и Права детей, закрепленные в международных документах. Обгражданина (5 ч)
щепризнанные права человека. Конвенция о правах ребенка. Защита
прав детей.
Права детей в соответствии с российским законодательством. Права
детей по Гражданскому кодексу. Права ребенка в возрасте от 6 до 14
лет. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.
Права ребенка в семье. Права и обязанности родителей.
Государственная защита прав детей. Опека и попечительство.
Права и обязанности работающего подростка. Порядок и условия
приема на работу 14-летних. Запрет на использование труда подростка.
Льготы работающим подросткам. Институт уполномоченных по правам
ребенка в России.
«Ловушки» для
Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы,
подростка (4 ч)
используемые преступниками для вовлечения детей в преступную
деятельность. Ответственность за это преступление.
Наркотики
и
наркомания.
Социальная,
психологическая
и
физиологическая опасность употребления наркотиков. Условия,
способствующие приобщению взрослых и несовершеннолетних к
употреблению наркотиков. Ответственность за распространение
наркотиков.
Опасность случайных знакомств несовершеннолетних со взрослыми.
Вовлечение детей в занятие попрошайничеством, бродяжничеством.
Профилактика правонарушений. Преступления несовершеннолетних.
Административная ответственность.
Случаи законного задержания человека полицией. Права задержанного
несовершеннолетнего.
Порядок
допроса
несовершеннолетнего
3
Игровая,
познавательная
деятельность
Игровая,
познавательная
деятельность
Кто охраняет закон (5
ч)
Готовы ли вы
защитить свои права
(2 ч)
задержанного. Личный досмотр. Протокол задержания.
Суд - орган, осуществляющий правосудие в нашей стране. Статус судей.
Принципы правосудия: равенство перед законом; гласность; участие
общественности.
Адвокат - юрист, оказывающий квалифицированную юридическую
помощь. Обязанности адвоката. Случаи, когда юридическая помощь
оказывается бесплатно.
Прокуратура - организация, осуществляющая надзор за соблюдением
законов. Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных дел.
Участие прокурора в суде.
Полиция - подразделение органов внутренних дел. Права и обязанности
работников полиции. Криминальная полиция. Общественный порядок.
Зависимость устойчивого правопорядка в стране от активной позиции
граждан. Формы проявления такой активности. Выбор каждого гарантированные права или бесправие.
Конституционное право участия в управлении делами государства.
Политическая и правовая культура избирателя. Социальная
ответственность, профессионализм и нравственная безупречность
кандидатов на выборные должности.
4
Игровая,
познавательная
деятельность
Игровая,
познавательная
деятельность
Планируемые результаты изучения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения учебного курса воплощают традиционные
российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений.
1) гражданского воспитания:
−
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны,
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, представление о способах
противодействия коррупции;
−
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
−
активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное
отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к символам
России,
государственным
праздникам,
историческому,
природному
наследию
и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
−
осознание ценности жизни;
−
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
−
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения
в интернет-среде, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не
осуждая, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
−
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность, интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
−
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
−
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды;
−
повышение
уровня
экологической
культуры,
характера экологических проблем и путей их решения;
6
осознание
глобального
−
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
−
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
−
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
−
овладение
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
основными
навыками
исследовательской
деятельности,
установка
на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
−
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
−
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
−
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
−
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
−
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
−
умение
распознавать
конкретные
примеры
понятия
по
характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
7
свойства при решении задач (далее ‒ оперировать понятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
−
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
−
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
−
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер;
−
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
−
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
−
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
−
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
−
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
−
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
−
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
−
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
−
делать
выводы
с
использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
−
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
8
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев);
−
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Базовые исследовательские действия:
−
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
−
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
−
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
−
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
−
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
−
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
−
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
−
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
−
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
−
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации;
−
оценивать
надёжность
информации
по
критериям,
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
−
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
9
предложенным
Коммуникативные универсальные учебные действия:
−
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
−
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
−
распознавать
невербальные
средства
общения,
понимать
значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
−
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
−
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
−
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
−
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
−
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
−
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
−
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
−
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
−
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
−
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
−
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
−
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
10
−
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
−
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
−
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
−
оценивать соответствие результата цели и условиям;
−
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
−
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого;
−
регулировать способ выражения эмоций;
−
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
−
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
−
принимать себя и других, не осуждая;
−
открытость себе и другим.
Совместная деятельность:
−
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
−
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
−
уметь
обобщать
мнения
нескольких
людей,
проявлять
готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
−
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
−
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
11
−
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
−
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
−
формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной
ответственности,
правового
самосознания,
поликультурности,
толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
−
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды
как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
−
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
глобальном мире;
−
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования
собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области
социальных отношений;
−
формирование
основ
правосознания
для
соотнесения
собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными
законодательством
Российской
Федерации,
убежденности
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
−
освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
−
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса
к изучению общественных дисциплин.
12
3. Тематическое планирование.
№
Тема урока
Количество Содержание занятия
часов
Обычай. Мораль. Право.
1
Правоведение
1
Введение в
правоведение
2
Как появились
обычаи
Как зародилось
государство
1
4
Знакомимся с
правом
1
5
Право и мораль
1
3
6
Права человека
7-8 Право человека на
жизнь
1
Социальные нормы.
Обычай.
Власть. Государство.
Право. Закон. Норма
права.
Ответственность
Мораль
Право и справедливость
1
Права человека.
Правовой статус.
Всеобщая декларация
прав человека
2
Основные
(естественные) права
человека.
Международное
гуманитарное право.
9
Свобода и закон
1
Свобода. Закон.
10
Юридическое
равенство
Когда государство
становится
правовым
1
Юридическое
равенство
Демократия.
Правовое
государство.
11
12
13
Что закреплено
Конституцией
14- Как устроено наше
15 государство
1
Характеристика
видов деятельности
обучающихся
Рассуждения на тему
необходимости права в
современном обществе
Составление конспекта
Дискуссия по проблеме:
может ли существовать
общество без
государства?
Работа в группах,
составление конспекта
Работа в группах,
составление конспекта
Работа с правовыми
источниками,
составление конспекта,
коллажа
Работа в группах,
участие в массовых
дискуссиях проблеме:
смертная казнь и право
на жизнь, аргументация
точек зрения, работа с
правовыми
источниками
Рассуждения на тему
свободы действий
гражданина и важности
соблюдения закона
Составление конспекта
изучаемого материала
Составление конспекта,
работа с нормативноправовыми
источниками
Контрольная работа по разделам 1-2
Основы конституционного строя
1
Конституция.
Работа
в
группах,
Социальное
работа с правовыми
государство.
источниками
Светское
государство.
2
Республика.
Работа
в
группах,
Демократический
составление, коллажа,
13
16
Гражданин и
гражданство
17
Зачем изучать
закон
18
Что такое права
человека?
19
Я и мои права
20
Права детей по
семейному,
гражданскому
законодательству
Права детей по
трудовому
законодательству
21
22
23
Вовлечение детей в
преступную
деятельность
24
Осторожно:
наркотики!
25
Когда подросток
нарушает закон
26
Если вас задержала
полиция
27
Суд
28
Адвокат
1
режим. Федерация. таблицы.
Субъекты федерации.
Органы
государственной
власти.
Гражданин.
Составление конспекта
Гражданство
изучаемого материала
Правовая культура. Составление конспекта
Правовое сознание
изучаемого материала,
написание эссе
Права человека и гражданина
1
Всеобщая декларация Работа в группах,
прав человека,
работа с правовыми
Конвенция о правах
источниками
ребёнка.
1
Конвенция, права,
Работа в группах,
ответственность
работа с периодической
печатью, коллаж.
1
Семья. Семейный
Составление таблицы,
кодекс. Опека.
работа с нормативноПопечительство.
правовыми
Гражданский кодекс
источниками
1
Трудовой кодекс.
Составление таблицы,
Трудовой договор
работа с нормативноправовыми
источниками
Контрольная работа по разделам 3-4
«Ловушки» для подростков
1
Преступление.
Решение ситуационных
Преступная группа
задач, анализ
жизненных ситуаций,
аргументация выводов
с опорой на источники
1
Наркомания.
Анализ жизненных
ситуаций, аргументация
выводов с опорой на
источники
1
Правонарушение.
Составление конспекта
Правовая
изучаемого материала
ответственность
1
Полиция. Права
Решение правовых
задержанного.
ситуационных задач
Допрос. Личный
досмотр. Протокол
задержания.
Кто охраняет закон
1
Суд. Правосудие.
Составление коллажа,
Судья
решение ситуационных
задач
1
Адвокат.
Работа в группах,
Юридическая
дискуссия, выявление
1
14
помощь.
29
Прокуратура
1
Полиция
1
Прокуратура
позиций, принятие
решений
Составление коллажа,
решение ситуационных
задач
Составление коллажа,
решение ситуационных
задач
Полиция.
Подразделения
полиции.
31
Контрольная работа по разделам 5-6
Готовы ли вы защитить свои права
32- Ваш выбор: право
1
Правопорядок.
Обсуждение позиций
33 или бесправие
Позиция гражданина
34 Ваше личное
1
Политическая и
Анализ жизненных
участие в создании
правовая культура
ситуаций, выявление
справедливого
избирателя.
позиций, составление
государства и
Социальная
конспекта
общества
ответственность.
30
15