РП Функциональная грамотность

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
протокол № 1 от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №98-ОД
от 29.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Функциональная грамотность»
для обучающихся 2-3 классов

Камышлов, 2024

Пояснительная записка
Программа учебного курса «Функциональная грамотность» для 2-3
классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные
компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
2

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и
уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление»- умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей,
формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался
раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои
разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа учебного курса «Функциональная грамотность» рассчитана
на 68 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации
2 года (2-3 класс):
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию
3

математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
•

Предметные недели;

•

Библиотечные уроки;

•

Деловые беседы;

•

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

•

Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через
допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
4

- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и
представления информации;
-

овладевать

логическими

действиями

сравнения,

обобще-

ния,классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
5

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной

форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как
формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
6

- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире;-способность использовать знания о мире и критически
мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
7

- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного
национального, этнического, религиозного, социального или культурного
происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
п/п

Раздел

1

Читательская
грамотность

2.

Итого
Математическая
грамотность

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

3.

Креативное
мышление

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1

3.

Итого
Финансовая грамотность

2
1
1

Итого

Содержание

Формы организации
деятельности

Михаил Пришвин. Беличья
память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

История со словом «фотоальбом».
Рассказы по картинкам.
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
8

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-

1
1

4.

5.

Итого
Естественнонаучная грамотность

Итого
Глобальная компетентность

1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1

Итого

Итого

Банковская карта.
Безопасность денег на банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.

исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности
яблока.
Про хомяка и его запасы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Комплексное задание «Футбол
и дружба»
Комплексное задание «Случай
в гостях»

2

34

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего
В том числе
Дата проведения
часов
Теория Практика План
Факт
Читательская грамотность
1. Михаил Пришвин. Беличья па1
0,5
0,5
мять.
2. И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
0,5
0,5
3. Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
4. Николай Сладков. Веселая игра.
1
0,5
0,5
5. Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
6. Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
7. Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
8. Про бобров.
1
0,5
0,5
Математическая грамотность
9. Про беличьи запасы.
1
0,5
0,5
10. Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
11. Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
12. Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
13. Про крота.
1
0,5
0,5
14. Про ежа.
1
0,5
0,5
15. Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
16. Бобры строители.
1
0,5
0,5
Креативное мышление
17. История со словом «фотоальбом».
1
0,5
0,5
18. Рассказы по картинкам
1
0,5
0,5
Финансовая грамотность
19. Беличьи деньги.
1
0,5
0,5
9

20. Поврежденные и фальшивые
1
0,5
0,5
деньги.
21. Банковская карта.
1
0,5
0,5
22. Безопасность денег на банковской
1
0,5
0,5
карте.
23. Про кредиты.
1
0,5
0,5
24. Про вклады.
1
0,5
0,5
25. Ловушки для денег.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
26. Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
27. Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
28. Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
29. Лисьи норы.
1
0,5
0,5
30. Корень часть растения.
1
0,5
0,5
31. Занимательные особенности ябло1
0,5
0,5
ка.
32. Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
33. Комплексное задание «Футбол и
1
0,5
0,5
дружба»
34. Комплексное задание «Случай в
1
0,5
0,5
гостях»
Итого: 34
17
17

Содержание программы 3 класс (34 ч)
№
п/п

Раздел

1

Читательская
грамотность

2.

Итого
Естественнонаучная грамотность

Итого

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Содержание

Формы организации
деятельности

Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

10

Финансовая грамотность

3.

1
1
1
1
1
1
1

Итого
Математическая
грамотность

4.

7
1
1
1
1
1
1
1
1

5.

Итого
Глобальная компетентность

8
1
1

6.

Итого
Креативное
мышление
Итого

2
1
1
2

Итого

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Пенсия и социальные пособия.
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
Как сэкономить семейные
деньги?

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения.

Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Комплексное задание «Говорим на одном языке».
Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?»
История со словом «почта».
Рассказы по картинкам.

34

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Всего
В том числе
Дата проведения
часов
Теория Практика План
Факт
Читательская грамотность
Про дождевого червяка.
1
0,5
0,5
Кальций.
1
0,5
0,5
Сколько весит облако?
1
0,5
0,5
Хлеб, всему голова.
1
0,5
0,5
Про мел.
1
0,5
0,5
Про мыло.
1
0,5
0,5
История свечи.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
Дождевые черви.
1
0,5
0,5
11

9. Полезный кальций.
1
0,5
10. Про облака.
1
0,5
11. Про хлеб и дрожжи.
1
0,5
12. Интересное вещество мел.
1
0,5
13. Чем интересно мыло и как оно
1
0,5
«работает»?
14. Про свечи.
1
0,5
15. Волшебный Магнит.
1
0,5
Глобальная компетентность
16. Комплексное задание «Говорим
1
0,5
на одном языке».
17. Комплексное задание «Выбрасы1
0,5
ваем продукты или голодаем?»
Финансовая грамотность
18. Что такое «бюджет»?
1
0,5
19. Семейный бюджет.
1
0,5
20. Откуда в семье берутся деньги?
1
0,5
Зарплата.
21. Пенсия и социальные пособия.
1
0,5
22. Наследство, вклад выигрыш.
1
0,5
23. На что тратятся семейные день1
0,5
ги? Виды расходов.
24. Как сэкономить семейные день1
0,5
ги?
Креативное мышление
25. История со словом «почта».
1
0,5
26. Рассказы по картинкам.
1
0,5
Математическая грамотность
27. Расходы и доходы бюджета.
1
0,5
28. Планируем семейный бюджет.
1
0,5
29. Подсчитываем семейный доход.
1
0,5
30. Пенсии и пособия.
1
0,5
31. Подсчитываем случайные (нере1
0,5
гулярные) доходы.
32. Подсчитываем расходы.
1
0,5
33. Расходы на обязательные плате1
0,5
жи.
34. Подсчитываем сэкономленные
1
0,5
деньги.
Итого: 34
17
17

12

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».