Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
для обучающихся 1 – 4 классов
Рабочая программа соответствует Федеральной образовательной программе начального
общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
федерации от 18.05.2023 № 371
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
• Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
• СанПиН 1.2.3685-21;
• основной образовательной программы НОО.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных
знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе
российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории,
культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Основными задачи:
•
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
•
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
•
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
•
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
•
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре.
•
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
•
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
•
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Учебный курс предназначен для обучающихся 4 класса; рассчитан на 2 часа в
неделю/68 часов в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Триместр
1 триместр
Даты
Деятельность
Вводный
сентябрь
«Орлятский урок»
для обучающихся
4 класса
«Орлёнок
Лидер»
– сентябрь
октябрь
«Орлёнок
Эрудит»
– октябрь
ноябрь
Каникулы с 28 октября по 5 ноября
«Орлёнок
– ноябрь
2 триместр
Эрудит»
«Орлёнок
Мастер»
– ноябрь
декабрь
Комментарии
Основными задачами являются
актуализация уже имеющегося
опыта участия в Программе и
эмоциональный настрой класса для
проведения
коллективных
творческих дел в рамках треков.
– Реализация Программы начинается
с данного трека, который позволяет
актуализировать опыт совместной
деятельности в коллективе, что
необходимо в начале учебного
года.
Также занятия трека позволят
выявить первичную оценку уровня
сплочённости класса и лидеров для
дальнейшего
формирования
микрогрупп.
Основываясь
на
представленном педагогом опыте
проведения дела, дети также
разрабатывают своё собственное
коллективное творческое дело и
реализуют его.
– В
рамках трека
происходит
знакомство ребёнка с разными
способами получения информации.
Задача педагога в этот временной
промежуток – вдохновить детей на
занятия
интеллектуальной
деятельностью и её популяризацию
среди сверстников и
других учеников начальной школы.
Продолжается реализация трека
«Орлёнок – Эрудит». Вторая
четверть
отличается
высокой
мотивацией у детей на учебную
деятельность. В этот временной
промежуток в школах проходят
различные
олимпиады.
Предполагается, что благодаря
совместной работе педагога и
наставников,
четвероклассники
будут
максимально
сконцентрированы на стремлении
реализовать своё познавательное
дело.
– Данный трек направлен на более
глубокое знакомство с мастерством
и мастерами своего родного края.
Изучая народное творчество, дети
Игра
для декабрь
подведения
промежуточных
итогов участия в
Программе
Каникулы с 30 декабря по 7 января
«Орлёнок
– январь
Доброволец»
«Орлёнок
Спортсмен»
– февраль
Каникулы с 19 февраля по 25 февраля
«Орлёнок
– март
3 тирместр
Эколог»
проникаются идеями творческого
развития
и
его
смыслами.
Познакомившись с традиционными
мотивами,
дети
пробуют
самостоятельно
придумать
и
реализовать дело, которое позволит
продемонстрировать таланты самих
детей.
Игра по итогам 3х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игру
учитель
проводит
самостоятельно,
используя
предоставленные методические
рекомендации.
Тематика трека актуальна круглый
год, поэтому учитель может
обращаться
к
имеющемуся
социальному опыту детей и
истории
добровольческого/
волонтерского/
тимуровского
движения в любое время учебного
года. В рамках данного трека
четвероклассники убеждаются в
значимости безвозмездного труда,
важности взаимопомощи и познают
азы толерантности.
Учитывая разницу в погодных
условиях,
предлагается
трек
провести в данное время: в
большинстве
школ
проходят
различные
соревнования,
посвященные
Дню
защитника
Отечества,
Международному
женскому дню и пр. В том числе, в
соответствии с возрастом, можно
провести известные нам «Весёлые
старты», увлекательную эстафету
«Папа, мама, я – спортивная семья»
и другие соревнования, чтобы
минимизировать
воздействия
гиподинамического
кризиса
середины
учебного
года.
Предполагается, что инициаторами
и
организаторами
проведения
подобных активностей станут сами
четвероклассники.
Несмотря на большую разницу в
климате регионов страны, весна –
Каникулы с 23 по 31 марта
«Орлёнок
Хранитель
исторической
памяти»
наиболее благоприятный период
для реализации трека.
Погодные условия позволяют уже
часть мероприятий трека проводить
за пределами здания школы.
В
рамках
данного
трека
четвероклассники
познают
культуру экологичного поведения и
стараются
привлечь
к
его
следованию
и
других
–
посредством
проведения
собственного коллективного дела.
– апрель
Подведение
май
итогов участия в
Программе
в
текущем учебном
году
В логике Программы важно, чтобы
все остальные треки прошли до
трека «Орлёнок – хранитель
исторической памяти», так как он
является
треком,
подводящим
итоги участия в учебном году.
Основная
смысловая
нагрузка
трека: Я – хранитель традиций
своей семьи, Мы (класс) –
хранители
своих
достижений,
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
Так как для четвероклассников этот
трек является завершающим не
только в рамках учебного года, но и
во всей начальной школе, важно,
чтобы благодаря деятельности в
треке они смогли усвоить и
закрепить все основные выводы,
умозаключения, идеи, ощутить
собственную важность в обществе,
гордость за себя и свои добрые и
нужные поступки.
Основными результатами, которые
нам необходимо оценить, станут:
- личностное развитие ребёнка
(изменение
его позиции
от
«наблюдателя» до «активного
участника»);
- сформированность класса как
коллектива;
- уровень
принятия/осознания
ценностей,
заложенных
в
Программе;
- мотивация
на
сохранение
активной социальной позиции и в
средней школе.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с
учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в
жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей
от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
●
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в
разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками
личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
●
демонстрирует
социально-значимую
активность
в
социуме
(демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам
почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен,
проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного
для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет
интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное
отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм;
выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к
научным знаниям, науке).
Орлятский урок
1 занятие
2 – 4 занятие
5 занятие
6 занятие
7 – 8 занятие
9 занятие
Логика построения трека
Мотивация на создание и реализацию собственного коллективного
творческого дела.
Реализация трека
Погружение в тематику трека, акцентирование внимания на
ключевых аспектах трека. Участие детей в коллективных творческих
делах от педагога
1-3 этапы коллективного творческого дела:
- выработка общей идеи для дела,
- его планирование, распределение поручений,
- совместная подготовка
4 этап КТД:
реализация КТД (для себя, параллельного класса, классов помладше,
родителей и т.д.)
5 и 6 этапы КТД:
подведение итогов проведённого дела и работа на последействие
Встречи с интересными людьми по тематике трека
Подведение итогов, опорные схемы, анализ, награждение.
Диагностика
Тематическое планирование
Срок
проведения
Старт Программы
сентябрь
«Орлёнок – Лидер»
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
«Орлёнок – Эрудит»
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
«Орлёнок – Мастер»
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
Тема
Количество
часов
Вводный «Орлятский урок»
1
«Мы – команда»
«В обсуждении рождается идея»
«Планируем вместе!»
«Создаём дело – готовим смело!»
КТД «Своим примером»
«Анализируя, растём»
Знакомство с лидерами «Встреча с тем, кто
умеет вести за собой»
«Лидеры сегодня – Лидеры завтра»
1
1
1
1
1
1
2
«Школа затейных наук»
«Вчера – мечта»
«Сегодня – цель»
«Завтра – реальность»
КТД «От полезных идей – к полезным
делам!»
«Творим, играем, анализируем!»
Встреча с эрудитами «Хотим всё знать!»
Итоги трека «На старте новых открытий»
1
1
1
1
1
«Народная мастерская»
«Добро пожаловать в мир творчества»
«Я – мастер, мы – мастера»
«Мастера-умельцы»
1
1
1
1
2
1
1
1
декабрь
декабрь
декабрь
КТД «В мастерской творцов»
«Что умеет мастер?»
Встреча с мастерами своего дела «Великие
мастера моей России»
декабрь
«Новогодний парад мастеров»
Подведение промежуточных итогов
декабрь
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – Доброволец»
январь
«Всех нужнее и дороже»
январь
«Основы добровольчества»
январь
«По стопам добровольца»
январь
«Где живёт добро?»
январь
«Доброволец – это доброе сердце»
январь
«Круг добра»
январь
Встреча с добровольцами «Поделись
улыбкою своей»
январь
«Дари добро, оно к тебе вернётся»
«Орлёнок – Спортсмен»
февраль
КТД «Фестиваль здоровья»
февраль
«Крепок телом, богат делом»
февраль
«Сто затей для всех друзей»
февраль
«И смекалка нужна, и закалка важна»
февраль
КТД «Книга рекордов»
февраль
«Азбука здоровья»
февраль
Встреча
со спортсменами «Мы
гордимся»
февраль
«Кладовая здорового образа жизни»
«Орлёнок – Эколог»
март
КТД «Страна экологии»
март
«Ключи природы»
март
«Наш след на планете»
март
«Знаем, умеем, действуем»
март
КТД «Бережём природу – бережём
планету»
март
«Природа – источник здоровья»
март
Встреча с экологами «Наш выбор –
сохранить!»
март
«Мы все в ответе за нашу природу!»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
апрель
КТД «Мы – хранители»
апрель
«Знать, чтобы хранить»
апрель
«История – учительница жизни»
апрель
«Чистое сердце потомков»
апрель
КТД «Расскажи мне о России»
апрель
«Это ты, Россия»
апрель
Встреча с хранителями исторической
памяти «Помним, храним, гордимся!»
апрель
«Память поколений – в наших сердцах»
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Подведение итогов
май
ИТОГО:
Подведение
итогов участия в
Программе в текущем учебном году
2
68