Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6» Камышловского городского округа
(МАОУ «Школа № 6» КГО)

СОГЛАСОВАНЫ
Педагогическим советом
МАОУ «Школа № 6» КГО
(протокол от 20.02.2023 № 5)

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МАОУ «Школа № 6» КГО
от 22.02.2023 № 18-ОД

СОГЛАСОВАНЫ
Советом родителей
МАОУ «Школа № 6» КГО
(протокол от 21.02.2023 № 3)
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим и
предпрофессиональным)
программам
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения
«Школа № 6» КГО (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения от 09.11.2018 №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ», порядком
оказания платных образовательных услуг, утвержденный приказом МАОУ «Школа №
6» КГО от 31.08.2021 № 82/1-од.
1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным
программам школы (далее – образовательные программы), в том числе особенности
организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов.
2. Формирование и утверждение образовательных программ
2.1. В школе реализуются образовательные программы различной направленности:
технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной,
туристско-краеведческой, социально-гуманитарной.
2.2. Требования к структуре образовательных программ.
2.2.1. Общеразвивающие образовательные программы формируются с учетом пункта 9
статьи 2 Федерального закона об образовании. Структура общеразвивающих
образовательных программ должна включать:
а) титульный лист: наименование школы; где, когда и кем утверждена образовательная
программа; название образовательной программы, которая отражает ее содержание и
направленность; возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа;

срок реализации образовательной программы; Ф. И. О., должность автора (авторов)
образовательной программы; год разработки дополнительной образовательной
программы. Титульный лист оформляется по форме, которую приводит Минобрнауки
в приложении 1 к письму от 18.11.2015 № 09-3242;
б) пояснительную записку: общая характеристика образовательной программы,
которая отражает актуальность и новизну, цели и задачи, уровень сложности,
направленность, категорию обучающихся, объем и срок освоения образовательной
программы, форму обучения, отличительные особенности (при наличии), условия
реализации образовательной программы, планируемые результаты;
в) содержание образовательной программы:
 учебный план, который составлен по форме, указанной в приложении 2 письма
Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. План может быть составлен на весь
период освоения образовательной программы или на учебный год, если срок
реализации образовательной программы составляет более двух лет. В плане
должны быть прописаны: перечень, трудоемкость и содержание видов учебной
деятельности обучающихся, формы аттестации;
 календарный учебный график, который составлен по форме, указанной в
приложении 3 письма Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. График должен
содержать: месяц, число и время проведения занятия, форму проведения занятия,
количество часов, тему занятия, место проведения и форму контроля.
Также в содержание образовательной программы в зависимости от ее назначения
могут входить рабочие программы курсов, дисциплин или иных компонентов, и при
наличии условий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, – индивидуальные
учебные планы;
г) организационно-педагогические условия:
 кадровые условия: численность и Ф. И. О. преподавателей, вспомогательного
и обслуживающего персонала, уровень их образования;
 материально-технические: помещение, учебное оборудование;
 учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные
материалы;
д) оценку качества освоения образовательной программы: формы текущего контроля,
формы промежуточной и итоговой аттестации (при наличии), примерный перечень
контрольных вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные компоненты.
2.3. Разработка образовательных программ.
2.3.1. Образовательные программы формируют педагоги дополнительного образования
школы, реализующего образовательные программы (далее - структурное
подразделение). При необходимости к разработке привлекается заместитель директора
по учебно- воспитательной работе.
2.3.2. Образовательные программы разрабатываются с учетом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и
детей-инвалидов при формировании образовательной программы учитываются
особенности их психофизического развития.
2.3.3. Для утверждения образовательных программ ответственные работники готовят:
- служебную записку на имя директора школы с обоснованием необходимости
открытия новой образовательной программы. Служебная записка подписывается
разработчиком образовательной программы и заместителем директора по учебновоспитательной работе.
- проект образовательной программы, составленной с учетом требований, указанных
в пункте 2.2 настоящего раздела.
2.4. Согласование образовательных программ.
2.4.1. Разработанный проект образовательной программы предоставляется на проверку
и согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
Проект образовательной программы, сформированной для обучающихся с ОВЗ и
детей-инвалидов, дополнительно предоставляется на согласование психолого-медикопедагогической комиссии.

2.4.2. На последней стадии согласования проект образовательной программы
предоставляется на рассмотрение педагогическому совету школы.
2.5. Утверждение и пересмотр образовательных программ.
2.5.1. Образовательную программу утверждает директор школы.
2.5.2. Утвержденные образовательные программы размещаются на информационном
стенде и официальном сайте школы.
2.5.3. Оригинал утвержденной образовательной программы хранится в школе, копии у педагогов дополнительного образования и заместителя директора по учебновоспитательной работе.
2.5.4. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере необходимости обновлять
образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологии и социальной сферы.
3. Прием на обучение и отчисление обучающихся
3.1. К освоению образовательных программ допускаются обучающиеся школы в
возрасте от 6,5до18 лет без предъявления требований к уровню образования, если иное
не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. При наличии
свободных
мест
к
обучению
допускаются
обучающиеся
из
других
общеобразовательных организаций.
3.2. Прием на обучение.
3.2.1. Прием обучающихся и их обучение осуществляются по мере комплектования
групп в течение календарного года, включая каникулярное время, в порядке,
предусмотренном разделом 5 Правил приема на обучение в МАОУ «Школа № 6» КГО.
3.2.2. Информация о сроках приема документов размещается на информационном
стенде и официальном сайте школы. Набор обучающихся объявляется только при
наличии утвержденной образовательной программы.
3.2.3. Для поступления на обучение по образовательным программам на платной
основе с обучающимся и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся
оплатить обучение обучающегося, зачисляемого на обучение, заключается договор на
оказание платных образовательных услуг.
3.2.4. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом директора
школы.
3.3. Отчисление.
3.3.1. Отчисление обучающихся производится:
а) в связи с окончанием срока обучения по образовательной программе или при
переводе обучающегося в другую образовательную организацию;
б) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей);
в) по инициативе школы или структурного подразделения:
 при грубом нарушении устава школы и правил поведения обучающихся.
Отчисление проводится в качестве меры дисциплинарного взыскания к
обучающимся старше 15 лет;
 в случае нарушения порядка приема по вине обучающегося;
г) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе:
 в случае ликвидации школы или структурного подразделения;
 при аннулировании или приостановлении действия лицензии на образовательную
деятельность;
 в связи со смертью обучающегося.
3.3.2. Отчисление обучающихся оформляется приказом директора школы.
3.4. Восстановление обучающихся на обучение не проводится.
4. Организация образовательного процесса
4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и
утвержденной образовательной программой.
4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным программам может
осуществляться в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Обучающиеся школы осваивают образовательную программу без отрыва от обучения
по основной общеобразовательной программе.
4.3. Образовательные программы реализуются школой как самостоятельно, так и
посредством сетевых форм их реализации.
4.4. Обучение осуществляется очно, очно-заочно, заочно, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) и электронного обучения
(далее - ЭО), если это позволяет реализуемая образовательная программа.
4.5. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом.
Если требуется организовать ускоренное обучение, обучение в заочной, очно-заочной
формах (если такие формы - исключение, а не общее правило), на дому, в медицинской
организации или провести занятия, требующие индивидуальной формы проведения,
образовательная деятельность осуществляется в соответствии с индивидуальными
учебными планами (далее - ИПУ). Порядок обучения по ИПУ определяется локальным
актом школы.
4.6. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом
объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.
4.7. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
образовательной программы (Приложение 1). Каждый обучающийся вправе
заниматься в нескольких объединениях и переходить в процессе обучения из одного
объединения в другое. Для всех видов аудиторных занятий академический час
устанавливается продолжительностью 30 минут 1-4 классы (6.5-10 лет), 40 минут
учащиеся 5-9 классов (11-18 лет). Количество занятий в неделю определяется
руководителем объединения.
Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с
гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным
электронно-вычислительным машинам.
4.8. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению
педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных
представителей) и возрастных особенностей обучающихся. Занятия начинаются не
ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в
возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.
4.9. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители).
4.10. При реализации образовательных программ могут предусматриваться как
аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или
индивидуально.
4.11. При реализации образовательных программ возможно проведение массовых
мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности
обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.12. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы,
мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия,
консультации, выполнение итоговой аттестационной работы и другие виды учебных
занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
5. Особенности организации образовательной деятельности с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
5.1. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий (далее –ЭО и ДОТ) в школе
обеспечиваются условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
гарантирующей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме.

5.2. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ объем
образовательной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и
учебных занятий с применением ЭО и ДОТ определяется в соответствии с
требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.
5.3. При реализации заочной формы обучения с применением ЭО и ДОТ допускается
отсутствие аудиторных занятий.
5.4. Необходимым условием реализации образовательных программ с применением ЭО
и ДОТ является наличие электронной информационно-образовательной среды школы,
которая обеспечивает:
 предоставление всех необходимых сервисов для организации структурного
подразделения
централизованного
автоматизированного
управления
обучением;
 быстрое и эффективное размещение учебного контента, его персонализацию и
возможность многократного использования;
 единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии с
современными стандартами в сфере ЭО и ДОТ;
 широкое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.
5.5. При реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ
материально- техническая база включает в себя:
 техническую и административную инфраструктуру, платформу для
структурированного и интерактивного обучения, опирающегося на
синхронное и асинхронное взаимодействие между группой и педагогическим
составом;
 компьютерные классы;
 приемные станции, в том числе сети Интернет со скоростью не менее 100
Мб/с;
 подключение к глобальной, национальной, региональной, локальной и (или)
корпоративной компьютерной сети;
 электронный архив учебного материала;
 электронную библиотеку и видеотеку учебных дисциплин;
 офисное оборудование.
5.6. Требования к техническому оснащению рабочего места обучающегося и
педагогического работника:
 персональный компьютер с доступом к сети Интернет: операционная система
не ниже Windows 7 и программное обеспечение - DirectX, Adobe Flash Player,
Microsoft Explorer;
 компьютерная периферия: веб-камера, микрофон, наушники и (или)
аудиоколонки;
 доступ к системе дистанционного обучения по индивидуальному логину и
паролю.
5.7. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ местом
осуществления образовательной деятельности является местонахождение школы,
независимо от местонахождения обучающихся.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
образовательная деятельность по образовательных программам организуется с учетом
особенностей их психофизического развития. Кроме того, при реализации
образовательных программ создаются специальные условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных программ в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии.
6.2. Сроки обучения по образовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с
учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии – для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов.

6.3. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов может осуществляться при соблюдении следующих условий:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
 адаптация официального сайта школы в сети Интернет с учетом особых
потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному
стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
 размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных
занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее
7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и
продублирована шрифтом Брайля);
 присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
 выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
 доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию школы, располагающему местом для размещения собакиповодыря в часы обучения самого ученика;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
 дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции
субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с
учетом размеров помещения));
 предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
материально-технические
условия,
предусматривающие
возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные
и другие помещения школы, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие
пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение
стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других
приспособлений).
6.4. Численный состав объединения уменьшается при включении в него обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
6.5. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
6.6. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах и (или) группах при условии набора такой
группы.
6.7. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами
может проводиться индивидуальная работа.
6.8. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
определяются адаптированной образовательной программой.
6.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по образовательным программам может осуществляться на основе программ,
адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с
привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также
педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.
6.10. При реализации образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные
учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
6.11. Учебные материалы могут быть предоставлены в электронном и (или) печатном
виде с учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов.
7. Аттестация

7.1. Освоение образовательной программы завершается аттестацией обучающихся.
Формы аттестации определяются образовательной программой. Возможные формы
аттестации: тестирование, контрольная работа, письменная работа, устный опрос,
защита реферата, зачет, выполнение проекта или творческой работы, выставка,
концертный номер.
7.2. Аттестация проводится аттестационной комиссией, назначаемой приказом
директора школы или педагогическим работником, осуществляющим обучение.
7.3. Результаты аттестации в любой из форм определяются оценками «аттестован», «не
аттестован».
7.4. Обучающимся, завершившим обучение по образовательной программе и успешно
прошедшим аттестацию, могут выдаваться документы об обучении (сертификаты,
свидетельства
и
т.
п.),
форма
которых
устанавливается
школой,
совместно с педагогом реализующим образовательную программу.
8. Мониторинг образовательной деятельности
8.1. Мониторинг образовательной деятельности по образовательным программам
проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения за
условиями и результатами реализации образовательных программ структурными
подразделениями школы.
8.2. Мониторинг осуществляется с использованием:
 реестра образовательных программ, реализуемых в школе в текущем
календарном году;
 сведений о реализации образовательных программ школой в истекшем
полугодии.
8.3. Сводные данные мониторинга за истекший календарный год подлежат
размещению на официальном сайте школы.
8.4. Оценка соответствия образовательной деятельности проводится директором
школы и его заместителями.
Положение вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует до внесения в него
изменений.

Приложение 1
Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля
№

Направления и отдельные
виды кружков

Наполняемость групп
оптимальная

1

2

3
1

2
3
4
5
6
1

1

1

1

2

Занятие техническим
творчеством
(робототехника,
легоконструирование и др.)
Занятия с использованием
компьютерной техники
(программирование)
Шахматный клуб
Художественные
объединения детей
литературно-творческие
Театральные
Хоровые
Музыкальные

допустимая

Техническое
8

10

8

10

8
Художественное
8

8
20
Индивидуальное занятие – 1;
Групповое - 6
Хореография
8
Изобразительное искусство
8
Туристско-краеведческое
Занятия в кружках юных
10
туристов и краеведов
Естественно-научное
Занятия эколого –
10
биологической
направленности
Физкультурно-спортивное
Занятия физкультурно8
спортивного профиля:
группы начальной
подготовки(настольный
теннис, ритмика, степаэробика)
Социально-гуманитарное
Прочие ( юных пожарников,
10
инспекторов дорожного
движения и др.)
Волонтерская,
10
экскурсионная
деятельность

10
12

10
30

12
12
12

12

12

12

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».