Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные инспектора движения "Перекресток"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №6»
Камышловского городского округа

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ «Школа №6» КГО
Протокол от 29.08.2022 № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 30.08.2022 № 90/1 - ОД

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Юные инспектора движения “Перекресток”»

Возраст: 11-15 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:
Бородкина Ирина Витальевна,
педагог-организатор

2022

Пояснительная записка
Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5-8 классов и
составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации
Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020
годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и
направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения
на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О
безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского
дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам
дорожного движения.
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Нормативно-правовой и документальной основой программы являются Федеральный
закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ
Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. № 1008,
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ №
1726-з от 04.09.2014 г.) и план мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации (Распоряжение
Правительства РФ № 729-р от 24.04.2015 г.).
Актуальность:
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного
движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста
современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на
автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожнотранспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного
движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах
России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число
составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры
поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному
безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не
может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения
данного курса в начальной школе.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы –социальная.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной программы является её
практическая
направленность. Каждый, кто проводит занятия по ОБЖ с учащимися, наверняка задаёт себе
вопросы: «Как сделать занятия полезными и интересными для детей. Как помочь детям научиться
использовать собственный опыт».
На занятиях кружка используются самые разнообразные формы и методы работы с
учащимися. Работа организована так, что каждый школьник может реализовать свои способности.
Педагогической основой курса стали идеи личностно-ориентированного образования и
проблемного обучения, создающие условия для становления субъектного опыта эмоциональноценностного и деятельностного отношения к окружающим его людям.

Содержание данной программы может быть реализовано в культурно-творческой модели
образования, что предполагает отход от информационно-предметной модели обучения к
личностно-ориентированной.
Цель программы:
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который
обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в
условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных
происшествий, участниками которых становятся школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности
жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1.
дать ребёнку системные знаний о значении важнейших дорожных знаков,
указателей, линий разметки проезжей части и правилах движения на проезжей части;
2.
научить умению пользоваться общественным транспортом, пониманию сигналов
светофора и жестов регулировщика применять на практике полученные знания;
Развивающие:
1.
формировать и развивать у детей навыки безопасного поведения на улице;
2.
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
3.
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности
ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
1.
осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды
деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
2.
воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к
жизни и здоровью всех участников дорожного движения
3.
воспитывать чувство ответственности, дисциплины; осознания опасности
неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения
Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 3 года, является
компонентом плана внеурочной деятельности. Общее количество учебных часов –35 часа.
Формы обучения - очная, аудиторная, групповая.
Режим занятий: периодичность занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, всего программа рассчитана на 105 часов.
Основные принципы реализации программы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт
личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и
физического развития.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем
легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией
взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге,
скорость движения и т.д.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны
знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется
стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо
одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо
воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки
безопасного поведения.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в
обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих
правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные
действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется
при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен
положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также
проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание
пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через
реализацию творческих возможностей учащихся, то с этой целью рекомендуется использование
таких форм проведения занятий:

тематические занятия

игровые тренинги

разбор дорожных ситуаций на настольных играх

экскурсии

конкурсы, соревнования, КВН, викторины

изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

выпуск стенгазет

разработка проектов по ПДД

встреча с работниками ГИБДД

просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске,
стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с
помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование,
экскурсии по городу (району) с целью изучения программного материала.
Планируемые результаты по ФГОС
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;

объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;

в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
выбор, как поступить;


осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

определять цель деятельности;

учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

устанавливать причинно-следственные связи;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности;
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;

объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;

в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
выбор, как поступить;

осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

определять цель деятельности;

учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

устанавливать причинно-следственные связи;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;


перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности;
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.

Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД

Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных
требований).

Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий
уголок безопасности дорожного движения)

Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно-
транспортного травматизма;

Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;

Повысить дорожную грамотность учащихся;

Сформировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения
с дорогой;

Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
Требования к уровню подготовки выпускников отряда ЮИД:
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в
транспорте учащиеся 6 класса должны знать:

опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;

безопасные участки улиц и дорог в городе;

типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям
и авариям;

опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках,
самокатных средствах, санках и т.п.;

название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для
водителей;

что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов
зависит;
Правила:

перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и
светофоров в зоне видимости;

воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с
включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;


движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и
краю проезжей части со взрослыми);

движения группы детей в сопровождении взрослых;

этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно
выезжать на улицы и дороги.

перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и
трамвайными путями.

перехода железной дороги.
Уметь:

переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а
также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в
транспорте, при езде на велосипеде.

переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и
высадке из общественного транспорта;

ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и
сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

не создавать помех движению транспорта;

определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в
салоне общественного транспорта.

ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним
и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

переходить железнодорожные пути;

переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать
у учащихся:

устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения
на улицах, дорогах и в транспорте;

познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение,
мышление, память, речь);

понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и
дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного
поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Формы и методы контроля:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
организация игр-тренингов;
анализ результатов деятельности.

Первый год обучения
Тематическое планирование (1 год обучения)
Название раздела
Общие
2
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с работой ЮИД, речевка,
девиз, песня
Город, район, в котором мы живем. 3
Улица, дорога и их составляющие.
Перекрестки и их виды. Безопасный путь
в школу

Количество часов
Теория
Практика
1
1

2

1

4

2

2

Какой бывает транспорт, кого называют 3
водителем, пассажиром, пешеходом.

2

1

Наш друг светофор
6 Знакомство с дорожными знаками

3
5

1
2

2
3

7 Общие правила перехода дорог. 3
Обязанности пешеходов, пешеходные
переходы

1

2

8 Где играть?
2
9. Как вести себя в общественном 2
транспорте
10. Кто следит за соблюдением ПДД
3

1
1

1
1

1

2

11. Развитие внимания, зрительной 4
памяти, координации и реакции

1

3

История появления автомобиля и ПДД

12. Посвящение в юные инспектора 1
движения
Итого
35

1
15

20

Содержание курса 1 года обучения.
1. Вводное занятие. Цели и задачи объединения. План работы на год. Правила поведения.
2. Город, район, в котором мы живем. Улица, дорога и их составляющие. Перекресток и их
виды. Безопасный путь в школу. Сформировать у младших школьников представление о значении
новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон,
островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать
чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части: о безопасности дорожного

движения; развивать у них наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный маршрут от дома
до школы.
3. История появления автомобиля и ПДД. Ознакомить учащихся с историей появления и развития
автомобиля и Правил дорожного движения.
4. Какой бывает транспорт, кого называют водителем, пассажиром, пешеходом. Сформировать у
младших школьников понятие о видах транспортных средств и некоторых обобщенных понятиях,
относящихся к ним; научить их различать участников дорожного движения – водителей, пассажиров,
пешеходов, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пассажиров и пешеходов.
5. Наш друг светофор. Познакомить школьников с новым понятием – светофор. Какие светофоры
бывают. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей. Пешеходов, велосипедов.
Формировать представление младших школьников о безопасности перехода проезжей части при
регулировании дорожного движения светофором. Научить детей переходить улицу только по
зеленому сигналу светофора.
6. Знакомство с дорожными знаками. Познакомить учащихся с дорожными знаками. Добиваться
понимания и осмысления символов, изображенных на дорожных знаках.
7. Общие правила перехода дорог. Обязанности пешеходов, пешеходные переходы. Формировать
устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах., представление младших
школьников о безопасности перехода дорог. Повторить и закрепить знания учащихся о проезжей
части, о светофорном регулировании, о пешеходных переходах.
8. Где играть? Формировать представление у школьников о безопасности на дорогах. Убедить
учащихся в опасности проведения игр на проезжей части дороги.
9. Как вести себя в общественном транспорте. Познакомить учащихся с правилами пользования
общественным транспортом.
10. Кто следит за соблюдением ПДД. Познакомить детей с понятиями «Государственная инспекция
безопасности дорожного движения», «Государственная автомобильная инспекция», «Дорожнопатрульная служба».
11. Развитие внимания, зрительной памяти, координации и реакции. Диагностика. Физические
упражнения для развития этих качеств. Подвижные игры: «По команде выполняй», «Поймай хвост
дракона», «Цыплята и коршун». Тренировка памяти: телефонограмма по цепочке, подарки, все
помню, кто больше запомнит, память на слова, цепочка слов. Тестирование на память и внимание.
12. Посвящение в юные инспектора движения. Итоговое занятие с использованием викторин,
ребусов и т.п.

Второй год обучения
Тематическое планирование (2 год обучения)
Количество часов
Общие
Теория
1
1 Вводное занятие. Инструктаж по 1
ТБ
1
2.
Дисциплинированность 2
водителей,
пешеходов,
пассажиров – залог безопасности
на дорогах.
3. Из истории развития транспорта 2
1

Предполагаемый результат

Название раздела

4. Дорожные знаки

Практика

1

1

Соблюдение правил по ТБ на
занятиях
Повторение знаний 1 года
обучения
Знание истории развития
транспорта
Закрепление
знаний
дорожных знаков
Выпуск листовок «Будь
осторожен на дороге!»

5

2

3

5. Почему на дорогах происходят 2
ДТП с участием детей.

1

1

6.Правила движения транспорта и 2
пешеходов через ж/д пути

1

1

Знание
правил

7
Правила
движения
на 4
велосипеде
Устройство
велосипеда.
2
8 Как правильно вести себя на
остановочных пунктах и в
общественном транспорте

2

2

1

1

9 Дорожная разметка и ее 2
предназначение. Виды разметки

1

1

Знание
устройства
велосипеда,
соблюдение
правил движения на нем
Соблюдение
правил
поведения на остановках,
закрепления знаний первого
года обучения.
Знание видов разметки

10 Уроки Айболита.

4

2

2

11 Развитие внимания, зрительной 4
памяти, координации и реакции.

-

4

12 Пропаганда среди населения
соблюдение ПДД
13 Праздник, посвященный ПДД.

4

1

3

1

-

1

Итого:

35

14

21

и соблюдение

Умение оказать первую
медицинскую помощь при
ссадинах и ушибах
Развитие
внимания,
зрительной
памяти,
координации и реакции.
Развитие
активной
общественной позиции.
Подведение итогов 1 года
обучения

Содержание курса 2 года обучения.
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях. Цели, задачи кружка ЮИД.
Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
2.
Дисциплинированность водителей, пешеходов, пассажиров – залог безопасности на
дорогах. Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств.
Движение пешеходов. Движение организованных пеших колонн (п. 4 ПДД). Обязанности

пассажиров (п. 5 ПДД). Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе дороги. Разбор
ситуаций-ловушек: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено», «Середина проезжей части»,
«Пустынная улица» и др.
3.
Из истории развития транспорта. История и развитие Правил дорожного движения.
Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
4.
Дорожные знаки. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы
знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки
приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса,
знаки дополнительной информации.
5.
Почему на дорогах происходят ДТП с участием детей. Причины «детских»
несчастных случаев: незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную
обстановку, отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное
подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще всего родителям, потеря бдительности и
недисциплинированность.
Объясняется
это
возрастными
особенностями
детей
и
недостаточностью, проводимой с ними разъяснительной работы в семье и школе.
6. Правила движения транспорта и пешеходов через ж/д пути. Движение через ж/д
переезды (п. 15 ПДД), в жилых зонах (п. 17 ПДД). Приоритет маршрутных транспортных средств
(п. 18 ПДД).
7. Правила движения на велосипеде. Устройство велосипеда. Обязанности водителей (п. 2
ПДД). Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом, мопедом,
возраст, разрешающий движение по проезжей части, движение колонн велосипедистов (п. 24
ПДД) Общее устройство велосипеда. Классификация велосипедов. Основные части велосипеда, их
назначение, расположение. Техническое обслуживание, регулировка, мелкий ремонт велосипеда.
8. Как правильно вести себя на остановочных пунктах и в общественном транспорте.
Правила поведения в общественном транспорте.
9. Дорожная разметка и ее предназначение. Виды разметки.
10. Уроки Айболита. Раны и кровотечения. Виды ран. Виды кровотечений (артериальное,
венозное, капиллярное). Способы остановки кровотечения. Наложение повязок. Правила
бинтования, виды повязок. Задание: наложить различные виды повязок. Алгоритм оказания
помощи при ДТП. Оценка тяжести состояния пострадавшего. Сердечно-легочная реанимация.
Проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
11. Развитие внимания, зрительной памяти, координации и реакции Диагностика.
Физические упражнения для развития этих качеств. Подвижные игры: «По команде выполняй»,
«Поймай хвост дракона», «Цыплята и коршун». Тренировка памяти: телефонограмма по цепочке,
подарки, все помню, кто больше запомнит, память на слова, цепочка слов. Тестирование на память и
внимание.
12. Пропаганда среди населения соблюдение ПДД
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет,
сочинений…)
13. Праздник, посвященный ПДД. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов,
песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД.

Третий год обучения
Тематическое планирование (3 год обучения)
Количество часов
Общие Теория
1 Вводное занятие. Инструктаж по 1
1
ТБ
1
2
История
развития 2
автомототранспорта и ПДД в нашей
стране.
1
3
Назначение
номерных 3
познавательных знаков и надписи на
транспортных средствах
Название раздела

Предполагаемый результат
Практика

1

2

Знание номерных знаков и
надписи
на транспортных
средствах
Повторение знаний 1 и 2 годов
обучения
Закрепление знаний дорожных
знаков
Выпуск
листовок
«Будь
осторожен на дороге!»
Знание и соблюдение правил

4 История службы ГИБДД

2

1

1

5 Дорожные знаки и их группы

3

-

3

6 Дорожные ловушки

4

2

2

7
Регулирование
дорожного 3
движения. Сигналы светофора и
регулировщика
8 Правила движения на велосипеде. 3
Фигурное вождение

1

2

1

2

9 Уроки Айболита

5

2

3

10 Развитие внимания, зрительной 4
памяти, координации и реакции.

-

4

11 Пропаганда среди населения 4
соблюдения ПДД
12
Соревнование «Безопасное 1
колесо»
Итого:
35

2

2
1

12

Соблюдение правил по ТБ на
занятиях
Знание
истории
развития
транспорта

Знание устройства велосипеда,
соблюдение правил движения на
нем
Умение
оказать
первую
медицинскую помощь при
ссадинах и ушибах.
Развитие внимания, зрительной
памяти, координации и реакции.
Развитие
активной
общественной позиции
Подведение итогов третьего
года обучения

23

Содержание курса 3 год обучения.
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях. Цели, задачи кружка ЮИД.
Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
Оформление
2.
История развития автомототранспорта и ПДД в нашей стране. История
автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила
дорожного движения, их история. Задание: прочтение пособия М.Л. Форштат «Учись быть
пешеходом», энциклопедия из серии «Я познаю мир» – «Автомобили» и др. Сфотографировать на
улицах города или села автомобили различных марок и видов. Поместить фотографии
автомобилей в рабочие тетради или на стенд. Провести с учащимися 1 – 2-х классов беседы по
истории советских и российских автомобилей, сопроводить беседы фотоснимками. Знакомство с

Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия: участник дорожного движения,
дорога, проезжая часть, тротуар, обочина (п. 1 ПДД).
3.
Назначение номерных познавательных знаков и надписи на транспортных
средствах. Виды нормативных опознавательных знаков.
4.
История службы ГИБДД. Основные вехи создания и развития государственной
инспекции.
5.
Дорожные знаки и их группы. Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков:
Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки
особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Значение отдельных
дорожных знаков. Разметка дороги (проезжей части).
6.
Дорожные ловушки. Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка
маршрутных средств. Движение пешеходов. Движение организованных пеших колонн (п. 4 ПДД).
Обязанности пассажиров (п. 5 ПДД). Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе
дороги. Разбор ситуаций-ловушек: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено», «Середина проезжей
части», «Пустынная улица» и др.
7.
Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика.
Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. Светофорное регулирование
движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора (п. 5 ПДД). Предложить темы
доклада, реферата, беседы, сообщения по правилам дорожного движения для детей. Тема
определяется учителем в соответствии с желанием ребенка. С разработками учащиеся выступают
перед школьниками младших классов и сверстниками. Выступления проходят в период
подготовки к школьным каникулам в ходе «Недели безопасности дорожного движения».
Изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в младших классах и детском саду.
Написать рассказ или стихотворение о светофоре. Предупредительные сигналы автомобиля.
8.
Правила движения на велосипеде. Фигурное вождение. Фигурное вождение
велосипеда. Установка трассы для фигурной езды на велосипеде. Ускорение, замедление. Правила
вождения велосипеда по пересеченной местности. Вождение велосипеда в автогородке. Отработка
упражнений «Змейка», «Качели», «Узкий проезд», «Габаритные ворота», «Проезд по ребристой
доске», «Проезд через песок» и др.
9.
Уроки Айболита. Травмы (открытые, закрытые): ушибы, переломы, вывихи. Первая
помощь при переломах. Транспортная иммобилизация (наложение шин), правила ее проведения,
особенности иммобилизации при различных повреждениях. Правила переноски пострадавшего.
Задание: наложение шин.
10.
Развитие внимания, зрительной памяти, координации и реакции. Диагностика.
Физические упражнения для развития этих качеств. Подвижные игры: «По команде выполняй»,
«Поймай хвост дракона», «Цыплята и коршун». Тренировка памяти: телефонограмма по цепочке,
подарки, все помню, кто больше запомнит, память на слова, цепочка слов. Тестирование на память и
внимание.
11.
Пропаганда
среди
населения
соблюдения
ПДД.
Подготовка и
проведение игр
по
ПДД
в
классах.
Подготовка
и
проведение
соревнования
«Безопасное
колесо»
в
школе.
Выступление
в
классах
по
пропаганде
ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. Участие в различных конкурсах по ПДД
(конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
12.
Соревнование «Безопасное колесо». Решение задач, повторение изученного
(решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю

ЮИД «Безопасное колесо»: методическое пособие для руководителей отрядов ЮИД/Авт.-сост.
Хамитова Э.А., Митрофанова О.Н. – Самара, 2007).

Список литературы
1.
Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ваш ребенок и дорога (пособие для родителей)- Центр
пропаганды, 2006
2.
Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. Профилактика детского дорожно - транспортного
травматизма: система работы в образовательном учреждении (пособие для учителя)- Волгоград:
Учитель, 2007
3.
Е.А. Гальцева. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных
занятий (пособие для учителя)- Волгоград: Учитель, 2007
4.
Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: пособие для учителя/ под ред.
П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2007
5.
Дорожная азбука. Книга для детей/Полезная библиотека: Ежедневные новости.
Подмосковье, 2010
6.
В.В. Кузнецов, А.Е. Цыпкин и др. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для
учителя и учащихся.- Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».