Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Пресс-центр “6 горизонтов”

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №6»
Камышловского городского округа

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ «Школа №6» КГО
Протокол от 29.08.2022 № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 30.08.2022 № 90/1 - ОД

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Пресс-центр “6 горизонтов”»

Возраст: 11-15 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель:
Чищеня Ирина Владимировна,
педагог-библиотекарь

2022

Пояснительная записка
Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к
информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом
увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, растет
число людей, занятых информационной деятельностью.
Дополнительное образование связано прежде всего с удовлетворением
индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого
школьника. Именно оно по существу и является важнейшим средством построения
индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связано с
выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов,
способностей, последующих жизненных планов.
Цель курса – становление духовного мира человека, создание условий для формирования
внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и
развитии своих творческих возможностей. При этом учащийся овладевает навыками
редакторской правки, основами верстки газеты и радиопередачи, интервирования.
Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение
полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми
актуальными жанрами сегодняшнего дня, художественное оформление газеты, знакомство
с особенностями верстки радиопередачи, связь с основными курсами школьного обучения
– русским языком и литературой, работа с рекламой.
Программа предполагает систематическое знакомство с трудами известных журналистов,
изучение основных газетных жанров, особенностей макетирования газеты, знакомство с
основами ораторского искусства.
Состав детей непостоянный на протяжении реализации данной программы, набор детей на
кружок свободный.
Программа предполагает
коллективная.

разные

формы

работы:

групповая,

индивидуальная,

Образовательная область, в которой реализуется данная программа: журналистика,
психология, риторика. Детское объединение “Пресс-центр” предназначено для
совершенствования литературного творчества и журналистской работы, повышения
интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с
компьютером.
В течение года предполагается работа по программе школьного “Пресс-центра”, цель
которой – формирование разносторонне развитой личности и реализации творческих
интересов и способностей учащихся, формирование гражданской позиции. Данная
программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности:
теоретические уроки, рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей,
создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher,
макетирование и верстка газеты.
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, на 68 учебных часов (на 1 учебный год).
В разработке данного курса использована программа Т.М.Пахновой “Основы
редактирования”.
Курс состоит из 8 основных разделов:
1. Информация. Общество.
2. Издательское дело в среде текстового процессора Word.
3. Знакомство с настольной издательской системой MS Publisher.
4. Компьютерная графика.

5. Цифровые фотокамеры и профессиональная фотосъемка.
6. Создание презентаций Power Point.
7. Компьютерные сети. Web-дизайн.
8. Мультимедийные проекты.
Предложенный курс обеспечивает: межпредметные связи с литературой (в
написании статей для газеты), искусством (дизайн издания, обработка фотографий,
рисование необходимых атрибутов) и информатикой (работа в прикладных программах на
ПК); приобретение школьниками навыков работы в программе MS Publisher, для верстки
печатной продукции.
Цели курса:
 научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в
информационном пространстве, используя для достижения своих целей
создаваемые проекты;
 познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности,
направленными на самостоятельное творческое познание и исследование
информационной части издательского дела;
 реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности
учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
 сформировать
элементы информационной и
телекоммуникационной
компетенций конструирования печатных изданий.
Задачи курса:
 познакомить с видами печатных изданий, их функциональными,
структурными и технологическими особенностями;
 сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;
 научить основам работы с программами MS Publisher.
 сформировать навыки работы в коллективе при создании комплексного
проекта.

Методы обучения
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам
самостоятельной
индивидуальной
и
групповой
работы
по
практическому
конструированию печатного издания. Индивидуальное освоение ключевых способов
деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний.
Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и
необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи
преподавателя входит создание условий для реализации ведущей подростковой
деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На
определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется
проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой
результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования
информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение данной задачи
обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
1. социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо
создавать печатное издание);
2. личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть
компетентным в области верстки издания);
3. перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья,
газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
4. знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;

5. способы деятельности по отношению к данным объектам;
6. минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной
компетенции;
7. индикаторы - учебные и контрольно-оценочные задания по определению
уровня компетентности ученика.

Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий курса выполняется с
помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики
образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают
его с целью создания запланированного продукта - графического файла, газеты,
рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи,
соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг
переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного
образовательного продукта, например, фотоколлажа.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала.
Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем
способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях
учащихся - и формируют научное мировоззрение учеников.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы
по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и
рефлексивной оценкой.

Планируемые результаты курса
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями,
умениями и способами деятельности:
 знать принципы и структуру издательского
производства,
формы
предоставления и управления информацией в издательском деле;
 уметь найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет,
печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного
обеспечения;
 уметь спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную
тему;
 владеют способами работы с изученными программами (MS Publisher,
Power Point);
 знать и уметь применять при создании своего проекта основные принципы
дизайна;
 владеть необходимыми способами проектирования, создания, верстки
печатного продукта;
 знать все виды изданий, производить анализ и сформулировать собственную
позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и
функциональности;
 владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению
печатного продукта;
 иметь положительный опыт коллективного сотрудничества при
конструировании сложных изданий;
 иметь опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного
проекта;
 осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты,
корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты
учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние
личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые
относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа их
продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом
оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью
учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в
зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта создаваемого издания.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в
следующих формах:
 текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых
заданий;
 взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
 публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и
групповых).
Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
 по количеству творческих элементов в печатном издании;
 по степени его оригинальности;
 по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;
 по практической пользе печатного продукта.
Итогом занятий по программе могут быть конкурсы редколлегий, юных
журналистов, фотокорреспондентов городского, краевого и др. уровней.
Также формами подведения итогов могут быть выставки, фестивали, слеты,
конференции и т.д.
Ожидаемые результаты, значимые для редакции газеты в целом: выпуск газеты «6
горизонтов»; получение достоверной и актуальной для подрастающего поколения
информации; обмен информацией между детскими объединениями школ города с целью
передачи опыта и установления общения сверстников друг с другом; выявление активных
и творческих личностей среди подростков и молодежи. Ожидаемые результаты, значимые
для учащихся: способность самостоятельно подготавливать, обрабатывать и оформлять
материалы в газету (брать интервью, писать статьи, заметки, очерки и т.п., проводить
опросы); практически применять полученные знания по психологии общения;
самостоятельно фотографировать, пользоваться компьютером и осуществлять
компьютерный набор и верстку; получение начальной допрофессиональной подготовки в
области журналистики.
1. Информация. Общество (4 часа). Роль и значение информации в развитии
нашего общества. Причины перехода нашей цивилизации от индустриальной фазы
развития к информационной. Информатизация общества. Информационная культура:
причины возникновения, ее основные цели и задачи, роль в деле формирования общества
нового
типа.
2. Издательское дело в среде издательского процессора Word (8 часов).
Знакомство с основами издательского дела с помощью текстового процессора MS Word.
Объекты печатного издания, их классификация и свойства. Правила работы с объектами.
Создание и распечатка документа.
На выходе: печать стенгазеты ко Дню учителя.
3. Знакомство с настольной издательской системой MS Publisher (14 часов).
Знакомство с профессиональной издательской системой Page Maker. Возможности

программы. Типы объектов, их свойства и правила работы с ними. Подготовка и верстка
издания.
На выходе: выпуск стенгазеты с использованием издательской системы.
4. Компьютерная графика (10 часов). Назначение и области применения
компьютерной графики. Обработка изображений с помощью графического редактора
Gimp. Приемы работы с графическим редактором Gimp. Верстка печатного продукта в
Gimp. Анализ графической продукции, созданной в разных графических редакторах.
Преимущества различных видов представления графической информации. Практика –
отработка навыков обработки фотографий в Gimp.
На выходе: выпуск листовки с использованием фотомонтажа.
5. Цифровые фотокамеры (2 часа). Принцип работы цифровых фотокамер.
Объем графических изображений.
6. Создание презентаций Power Point (12 часов). Возможности и области
применения Power Point. Объекты Power Point и их свойства. Технология создания
презентаций, рекламы, объявлений. Практика – построение печатного издания в виде
презентации для его рекламы.
На выходе: создание мультимедийной презентации с гиперссылками.
7. Компьютерные сети. Web-дизайн (8 часов).
Виды и назначение компьютерных сетей. Поиск информации в Интернете. Язык
HTML. Технология разработки Web-страницы. Возможность представления информации
в сети Интернет. Создание сайта с помощью веб-редактора Конструктор сайтов. Практика
- отработка навыков работы при создании сайта печатного продукта.
На выходе: разработка сайта Пресс-центра.
8. Мультимедийные проекты (10 часов). Мультимедийный продукт. Состав
мультимедийного продукта. Требования к модели мультимедийных продуктов. Методика
разработки мультимедийного продукта. Этапы создания мультимедийных альбомов в
программе Movie Maker.

№

Информационный блок
(теория)

Компьютерный блок
(практика)

Вид работы

Кол-во
часов

Дата

2

07.09

Информация. Общество (4 часа)
1

2

Организационное занятие.
Цели и задачи
“Информационного центра”.
Значение средств массовой
информации. Газета как
наиболее распространенный
способ информационного
сообщения.

Составление плана
работы.
Современные
требования к газете.

Планирование работы на I
полугодие 2021-2022 уч.
года, распределение
обязанностей. Знакомство с
изданиями города, с
изданиями школы за
прошлые годы.

Знакомство с жанрами.
Зарисовки, статьи,
миниатюры.

Зарисовки, статьи,
миниатюры.

Составление плана работы
над статьёй.
Работа в Word. Подборка
материала для выпуска
газеты «И снова школа нас
зовёт!»

14.09
2

Издательское дело в среде издательского процессора Word (8 часов)
Как создать газету, альманах?
Модель альманаха. О чём
можно писать?

Как создать газету,
альманах?

Работа в Microsoft Office
Publisher

4

Объекты печатного издания.
Основные приемы
макетирования.

Вёрстка номера

Подбор и обработка
информационного материала,
вёрстка газеты «Школа
празднует День педагога»

5

Добавление эффектов
оформления печатного
продукта

Дизайн. Подбор
цветового
оформления, стиля,
шрифта

Оформление и печать газеты
ко Дню учителя.

3

6

Структурные части и
элементы текста печатного
издания

Знакомство с интернетпроектами школьных
издательств (Shkolodrom,
Стенгазета и др.).

21.09
2
2

28.09

05.10
2

2

12.10

19.10

Знакомство с настольной издательской системой MS Publisher (14 часов)
7

8

Жанры публицистики и их
особенности

Написание заметок по
заданным темам
Стилистическое
оформление альманаха

Написание заметок по
заданным темам
Практикум

2

Жанры. Теоретические и
практические вопросы при
обучении газетным жанрам

Дизайн страницы.
Вёрстка номеров

Подбор и обработка
информационного материала,
Вёрстка газеты «Юному
пешеходу»

2

26.10

9

Как взять интервью?

Как вставить
фотографию?

Практикум

9.11
2

10

Основные принципы верстки
газеты, буклета, брошюры в
MS Publisher.

Компьютерная
вёрстка

Подготовка тематической
презентации к Дню памяти
жертв политических
репрессий.

11

Подбор цветового
оформления, стиля, шрифта.
Оформление печатного
продукта

Компьютерная вёрстка

Выпуск газеты ко Дню
матери «Самая прекрасная из
женщин»»

2

Сбор и обработка
информационного материала.

2

12

Работа с графическими
объектами.

2

16.11

23.11

30.12

Компьютерная графика (10 часов).
Отработка навыков верстки
печатного продукта в MS
Publisher.

Компьютерная
вёрстка

Подготовка и выпуск
буклетов «Школа – самый
лучший друг!»

Отработка навыков верстки
печатного продукта в MS
Publisher.

Компьютерная
вёрстка,
редактирование.

Выпуск газеты «Учение –
свет и нет ему предела!»

Как найти нужную
информацию?

Как найти нужную
информацию?

Работа в библиотеке, поиск и
пополнение банка анимаций
через Интернет

2

16

Отработка навыков верстки
печатного продукта в MS
Publisher.

Компьютерная вёрстка

Выпуск газеты «Этот
праздник – самый классный!»

2

28.12

17

Как работать с источником
информации?

Рамка и заливка (с
использованием
нескольких цветов)
при оформлении
статей

Практикум
2

11.01

13

14

15

07.12
2
14.12
2
21.12

Цифровые фотокамеры (2 часа)
18
Принципы работы цифрового
фотоаппарата. Объем
графических изображений.

Сравнительная
характеристика
фотоаппаратов разных
модификаций и
выпускающих фирм.

Сбор и обработка
информационного материала.

18.01
2

Создание презентаций Power Point (12 часов).
19

20

Готовим новый выпуск.

Подбор и обработка
информационного материала

Готовим новый
выпуск.

Практикум
Редактирование. Выпуск
газеты «Татьянин день. Ура!»

Компьютерная вёрстка

Написание заметок по
заданным темам.

25.01
2
01.02
2

21

22

23
24

Развитие умения работать со
справочной литературой

Развитие умения
работать со
справочной
литературой

Практикум

Учимся работать в Microsoft
Office Publisher

Microsoft Office
Publisher
(использование
автофигур при
оформлении
альманаха)

Практикум. Выпуск газеты
День защитника Отечества
«Не просто быть мужчиной
настоящим…»

Проведение опроса. Правила
и принципы.

Проведение опроса.
Правила и принципы.

Составление вопросов,
распределение обязанностей

Виды оформления опросов

Виды оформления
опросов

Практикум по сбору
информации. Выпуск газеты
«Пусть в душе весна
резвится!»

08.02
2

15.02
2

22.02
2
01.03
2

Компьютерные сети. Web-дизайн (8 часов).
25

26

27

28

Как получить информацию
через Интернет?

Как получить
информацию через
Интернет?

Практикум

Журналистская “гонка”
Деловая игра “Особенности
деловой речи”

Журналистская
“гонка”

Сбор информации.
практикум Деловая игра

Создание фоторепортажа
Вёрстка и выпуск газеты.

Создание
фоторепортажа

Практикум
Редактирование. Выпуск
газеты «Пока вокруг царит
веселье...»

Вёрстка сайта по
разработанному дизайнмакету.

Разработка сайта
школьного Прессцентра.

15.03
2
22.03
2
05.04
2

Практикум

12.04
2

Мультимедийные проекты (10 часов).

Что такое проект. Типология
проектов. Организация
внешней оценки проекта.

Просмотр демоверсий
различных проектов.
Подготовка
презентации для
проведения классных
часов ко Дню
Космонавтики.

Общие подходы к
структурированию проекта.

Подготовка и выпуск
информационной
листовки «Всемирный
день книг и авторского
права».

Поиск и сохранение на
компьютере отдельных

Подготовка и выпуск
мультимедийного

29

30

31

19.04
2
Что такое проект. Типология
проектов. Организация
внешней оценки проекта.

Практика

26.04
2

Вёрстка и выпуск газеты
«Майский праздник - День

03.05
2

текстовых, графических,
звуковых файлов,
видеороликов. Расширения и
форматы файлов.
32

33

34

Этапы создания мультимедиа
альбомов по проекту в
программе Movie Maker от
сценария до демонстрации.

Продукта к дню
победы.

Сбор и обработка
информационного
материала.

Победы отмечает вся
страна!».

Сбор и обработка
информации

Создание
Подготовка и выпуск
мультимедийных альбомов в
мультимедийного
программе Movie Maker.
продукта для
проведения
мероприятия
«Последний звонок».

Сбор и обработка
информации
Вёрстка и выпуск газеты
«Ура! У нас каникулы!»

Подведение итогов работы за
2022-2023 уч. год.

Круглый стол

10.05
2

17.05
2

24.05
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».