Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Музейное дело»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №6»
Камышловского городского округа

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ «Школа №6» КГО
Протокол от 29.08.2022 № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 30.08.2022 № 90/1 - ОД

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Музейное дело»

Возраст: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Гладких Елена Ивановна,
учитель географии

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе письма Министерства образования
России «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12.03.
2003г., Примерного положения о музее образовательного учреждения,
программы «Туристско-краеведческого движения обучающихся Российской
Федерации «Отечество.
Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного
образования, музейной педагогики, усиления внимания к истории родного
края в процессе гражданского образования школьников.
Программа «Музейное дело» создана для того, чтобы обеспечить
духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить
детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к
Родине. Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе
предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела.
Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а
также восприятия им музейной культуры Она призвана научить
обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей
экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда. Школьный
музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной,
технической и общественной деятельности. Готовит ребёнка к активной
жизни в гражданском обществе.
Данная программа предназначена для обучающихся 5-9 классов,
интересующихся историей школы родного края и музееведением. Курс
рассчитан на 1 год обучения и составляет 136 часов из расчета 4 часа в
неделю. Время занятий составляет 45 минут.
Цели программы:
- создание условий для самореализации школьников через самостоятельное
творческое отношение к делу средствами краеведения и музееведения;
- подготовка экскурсоводов из числа обучающихся школы для проведения
экскурсий по школьному музею и по родному краю;
Задачи программы:
- развивать поисковые, исследовательские, коммуникативные умения и
навыки школьников;
- содействовать творческой самореализации;
- способствовать формированию гражданской позиции школьников;
- прививать музейную культуру учащимся через работу с экспонатами и
материалами музея
- формировать уважение к истории школы и родного края.
Образовательные технологии:
- технология обучения как учебного исследования;
- технология проектной деятельности учащихся.
Воспитательные технологии:
- технология коллективной творческой деятельности.

Методы и формы познавательной деятельности
Изучение истории школы истории и природы родного края,
музееведение предполагает широкое использование активных методов
самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками.
Основными методами преподавания следует считать:
- словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения
информации;
- метод демонстраций (использование схем, карт);
- частично - поисковый (метод работы с дополнительной литературой);
- наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов,
книг, буклетов, фотографий из фонда музея;
- исследовательский – изучение документальных и вещественных
предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной,
интеллектуально-познавательной деятельности.
Формы работы: коллективные и индивидуальные.
Учащиеся
должны овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана,
выписок, конспекта, текста экскурсии.
Ожидаемые результаты:
знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия,
экскурсовод, музей, архив, фонд и др.;
развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм
мышления, речи;
формирование широкого кругозора;
овладение практическими навыками экскурсовода.
Содержание курса
Раздел 1. Введение (4 часа)
Цели и задачи кружка. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы,
исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и
др. Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. О чем
рассказывает школьный музей.
Профиль музея МАОУ «Школа № 6» и его основные разделы. Задачи
школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания,
экспозиции, выставочные экспонаты.
Практическая часть: расписать основные разделы экспозиции школьного
музея.
Раздел 1. Основы музейного дела.
1.Фонды музея.
Основной фонд: вещественные, письменные источники. Вспомогательный
фонд. Его состав. Библиотека музея. Учет фондов. Инвентарная книга.
Практическая часть: оформление инвентарной книги – учет фондов
Тема 2. Экспонаты музея.

История экспонатов, представленных в экспозиции школьного
музея
Фотоэкспонаты. Экспонаты, собранные учащимися во время
поисковой работы. Атрибуция музейных предметов.
Разнообразие и классификация экспонатов. Разнообразие экспонатов музея
«История школы № 6»
Правила и особенности хранения экспонатов и их систематизация.
Систематизация поступивших экспонатов школьного музея. Изучение и
описание экспонатов и материалов личных архивов организатора и первого
директора семилетней школы № 6 Осколкова Алексея Ивановича и учителя
начальных классов Фомичёвой Валентины Николаевны.
Стендовая информация. Отбор экспонатов и материалов для стендовой
информации. Стенды постоянные и сменные. Знакомство с стендами музея.
Раздел 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея (2 часа).
Знакомство с теоретическими понятиями «экспозиция», «экскурсовод»
«архив», «фонд» и др. Экскурсия – одна из основных форм работы музея.
Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая.
Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии.
«Портфель» экскурсовода. Значение экскурсии в школьном музее.
Знакомство с работой экскурсоводов. Знакомство с архивом, экспозициями,
экспонатами школьного музея. Экскурсия в школьном музее.
Практическая часть: 1) поделиться впечатлениями о посещении музея в своей
семье; 2) обсудить «плюсы» и «минусы» экскурсии, проведенной
старшеклассниками-экскурсоводами.
.
Тема 2. Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии (4 часа).
Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Основные
источники, используемые для сбора материала для музея: газеты и журналы,
книги, дневники, письма, воспоминания, фотографии, вещественные
памятники (символы, атрибуты, личные вещи и т. д.). Библиография.
Справочно-библиографические материалы.
Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в
школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы.
Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме
экскурсии. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на
источники.
Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны,
тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий.
Изучение отдельных событий, их описание (факты, цифры, выдержки из
документов и воспоминаний, цитаты). Рассказы о людях – участниках
знаменательных событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как
вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний.
Использование технических средств.
Практическая часть: 1) найти из газет, книг материал о родственниках участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла; 2) взять

интервью у тех, чья судьба связана с историей школы (учителя-ветераны,
работающие педагоги, ветераны Великой Отечественной войны и т.д.).
Тема 3. Требования к экскурсоводу (4 часа).
Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать
гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов.
Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Что такое
ораторское искусство.
выполнить Практическая часть: 1) прочитать прозу, стихотворения
упражнения на дыхание, произнести скороговорки.
Тема 4. Основные требования к экскурсии
Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Связь
темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по
отдельным подтемам и вопросам темы. Показ и анализ определенных
экспонатов. Рассказ экскурсовода.
Технические средства сопровождения экскурсии: мультмедийные
презентации, компьютер. Экранно-звуковые средства в музее: диафильмы,
диапозитивы,
кинофильмы,
грампластинки,
магнитные
записи.
Использование техники в работе школьного музея.
Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Подтемы,
отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии.
Отработка и сдача экскурсии. Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ
и анализ экспонатов.
Отработка и сдача тематической экскурсии.
Отработка и сдача обзорной экскурсии. Самостоятельное проведение
экскурсий по разработанной теме для младших школьников.
Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести
экскурсию. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки
(отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных
текстов и т. д.).
Проведение виртуальной экскурсии в музее.
Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики;
2) подготовить презентацию экскурсии.
Раздел 4. Практикум. Посещение музеев. Проведение тематических и
обзорных экскурсий для младших школьников ()
.
Учебно-методическое обеспечение
1. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.
2. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. Шкурко
А.И.- М.1973.
3. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов
по спец. «История» / Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста.- М.:
Высшая школа, 1988.

4. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации: Федеральный Закон: Принят Государственной Думой 24
апреля 1996 года.
5. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном
музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О
деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г.
№ 28-51-181/ 16.
6. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся
Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность:
Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы,
программы, методики. – М.: 2002.
7. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое
пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.
8. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания:
Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2005.
9. Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.
10.Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти.
Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006.
Календарно-тематическое планирование
№/п

Название разделов и тем

Кол-во
часов

Введение
Цели и задачи кружка. Типы и виды музеев: 1
краеведческие, боевой славы, исторические и др.;
государственные,
частные,
муниципальные,
школьные…
Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. 1
О чем рассказывает школьный музей.
Профиль музея МАОУ «Школа № 6» и его основные 1
разделы. Задачи школьного музея.
Знакомство со школьным музеем: история его 1
создания, экспозиции, выставочные экспонаты.
Практическая часть: расписать основные разделы 2
экспозиции школьного музея.
Раздел 1. Основы музейного дела.
Тема 1.Фонды музея ().
Основной
фонд:
вещественные,
источники. Вспомогательный фонд.
Библиотека музея

письменные 2
Его состав.

Учет фондов. Инвентарная книга. Книга основного 2
фонда. Книга вспомогательного фонда. Книга
временных поступлений.
Практика – Работа с книгами учёта фондов.
2
Тема 2. Экспонаты музея. (4 часа)
Экспонаты, представленные в экспозиции школьного 2
музея. История их поступления. Фото экспонаты.
Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой
работы.
Атрибуция музейных предметов.
1
Разнообразие экспонатов музея «История школы № 6» 2
Правила и особенности хранения экспонатов и их 1
систематизация.
Систематизация
поступивших
экспонатов школьного музея.
Изучение и описание экспонатов и материалов личных 2
архива организатора и первого директора семилетней
школы № 6 Осколкова Алексея Ивановича.
Изучение, описание экспонатов и материалов личного 2
архива учителя начальных классов Фомичёвой
Валентины Николаевны.
Стендовая информация. Правила отбора экспонатов и 2
материалов для стендовой информации.
Стенды постоянные и сменные. Знакомство со 1
стендами музея.
Раздел 3. Экскурсия – одна из основных форм работы
музея.
Тема 1. Разнообразие экскурсий и методика их
составления.
Знакомство с теоретическими понятиями «экспозиция», 1
«экскурсовод» «архив», «фонд» и др. Экскурсия –
одна из основных форм работы музея.
Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая др.

2

Значение экскурсии в школьном музее Знакомство с
работой экскурсоводов.
Копилка экскурсий школьного музея. Обзор
Выбор темы экскурсии. составление текста и маршрута
экскурсии.
«Портфель экскурсовода». Значение «портфеля»

2
2
2
2

экскурсовода. Его наполнение.
Знакомство с виртуальными
«Музейный час» Интернета

экскурсиями

через 3-я неделя
каждого
месяца
Посещение краеведческого музея Камышлова с целью 3
обучения составления текста экскурсии и методики её
проведения.
Обсуждение посещенной экскурсии краеведческого 1
музея.
Тема 2. Сбор материалов для ведения экскурсии
(4 часа).
Основные источники, используемые для сбора
материалов экскурсии.
газеты и журналы, книги как источники информации.
Как работать с газетами, журналами, книгами
Дневники, письма, воспоминания
Фотографии, вещественные памятники (символы,
атрибуты, личные вещи…) как источники информации.
Библиография.
Справочно-библиографические
материалы.

1
2
2
2
2

Работа с каталогами в школьной библиотеке. 2
Подготовка списка необходимой литературы
Художественная, мемуарная, справочная литература 2
для чтения по теме экскурсии. Изучение текста.
Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование
участников и свидетелей изучаемых событий. Изучение
отдельных событий, их описание
Изучение отдельных событий, их описание (факты,
цифры, выдержки из документов и воспоминаний,
цитаты).
Беседа – источник информации. Подготовка к беседе.
Составление вопросов. Как вести себя во время
встречи. Запись рассказов и воспоминаний.
Отбор и использование технических средств в
подготовке и проведении экскурсии.
Тема 3. Основные требования к экскурсии ().
Знакомство с правилами и требованиями к проведению
экскурсий. Связь темы экскурсии с экспозицией.
. Последовательность построения экскурсии по
отдельным подтемам и вопросам темы.

2

2

2

1

1
1

Показ и анализ определенных экспонатов. Особенности 1
рассказа экскурсовода.
Подготовка текста экскурсии. Оформление текста
экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии.
Экспонаты. Содержание экскурсии.
Практическая работа: Отработка и сдача экскурсии по
частям. Показ и анализ экспонатов.
Самостоятельное
проведение
экскурсий
по
разработанной теме для младших школьников.

4

2
По особому
плану

Технические средства сопровождения экскурсии: 2
мультмедийные презентации, компьютер. Экраннозвуковые средства музея: диафильмы, диапозитивы,
кинофильмы, грампластинки, магнитные записи
Использование техники в работе школьного музея.
1
Тема 4. Требования к экскурсоводу (4 часа).
Имидж экскурсовода. Одежда экскурсовода. Этикет.
Умение вести беседу. Искусство принимать гостей.
Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов
Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект,
жаргонизмы). Что такое ораторское искусство.
Практическая
часть:
1)
прочитать
прозу,
стихотворения упражнения на дыхание, произнести
скороговорки.
Раздел 4.Практикум
Посещение школьных музеев: шк№1,3,7
Посещение краеведческого музея г. Камышлова.
Принять участие в маршрутной экскурсии «От истока к
истоку»
Принять участие в экскурсиях «К одному объекту» по
теме: «Что может рассказать нам старый вокзал»
Экскурсия «История здания – история людей»
«Военные страницы истории пос. Урализолятор».
Подготовить проекты и принять участие
краеведческих чтениях:
«Люди идут по свету»,
«Черепановские чтения»,
«Фалалеевские чтения»,
«Наумовские чтения»
«Боболевские чтения»,
Навалихинские чтения»

2
1
2
2

в
Сентябрь
Декабрь
Декабрь
Апрель
Апрель
апрель

Разработать и провести стендовые экскурсии в музее:
«От гусиного пера к авторучке»,
«Молодогвардейцы» - 80 лет памяти,
«Сталинградская битва»,
«Уральский Добровольческий корпус»
Участие в викторине после просмотра виртуальных
экскурсий «Музейный час»
Принять индивидуальное участие в областном
фестивале «Мы идем в музей»

Ноябрь
Январь
Февраль
март
Ежемесячно
Февраль
2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».