Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Дружина юных пожарных “Без паники”

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №6»
Камышловского городского округа

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ «Школа №6» КГО
Протокол от 29.08.2022 № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 30.08.2022 № 90/1 - ОД

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Дружина юных пожарных “Без паники”»

Возраст: 11-15 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель:
Бородкина Ирина Витальевна,
педагог-организатор

2022

Пояснительная записка
Актуальность. Противопожарная пропаганда среди детей и подростков
должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе. Статистика
показывает, что часто виновниками пожара становятся дети. Большая часть пожаров
происходит от небрежности в обращении с огнем.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется,
прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной
появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с
помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности
огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых
тарелок, в микроволновой печи и лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так
как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами
пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных
норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары,
возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Одним из эффективных средств снижения пожаров и загораний является
противопожарная агитационно-пропагандистская работа. Настоящая программа
рассчитана на подготовку членов юношеских добровольных пожарных дружин к
проведению пожарно-профилактической и массово-разъяснительной работы среди
населения, обучению их правилам пожарной безопасности и приемам самоспасения
при пожаре на базе общеобразовательного учреждения.
Цель программы — подготовить членов юношеских добровольных пожарных
дружин к проведению пожарно-профилактической и массово-разъяснительной
работы среди населения.
Задачи:

выработать у учащихся активную жизненную позицию;
Повышение образовательного уровня детей и участие их в обеспечении
пожарной безопасности.
Оказание помощи в обеспечении безопасности граждан и имущества при
возникновении пожаров.
Проведение противопожарной пропаганды.
Содействие в профессиональной ориентации детей.
Организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния в
образовательном учреждении.
Организация выпуска тематической стенной печати в образовательном
учреждении.
Участие в распространении наглядно-изобразительных тематических
материалов.
Участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и
спортивных игр.
Под руководством педагога образовательного учреждения:
2


осуществление подготовки юных пожарных к действиям при
возникновении пожара;

поддержание необходимой профессиональной и спортивной готовности
команд юных пожарных;

приобретение навыков и умений работы с первичными средствами
пожаротушения;

ознакомление с системами обнаружения и тушения пожаров, средствами
сообщения о пожаре, пожарными автомобилями и пожарно-техническим
вооружением;

проведение массово-разъяснительной работы среди учащихся по
предупреждению пожаров и под руководством учителя ОБЖ, участие в проведении
пожарно-профилактических мероприятий в своих образовательных учреждениях;

проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин;

организация и проведение собраний, шествий, тематических экскурсий,
походов, рейдов, спортивных игр, фестивалей;
Направленность программы дружины юных пожарных — социальнопедагогическая (по содержанию), долгосрочная (на 4 года). Она соответствует
основным направлениям внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
НОО:
воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь
во всех её проявлениях; экологически целесообразный здоровый и безопасный
образ жизни; ресурсосбережение; социальное партнёрство для улучшения
экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в
гармонии с природой);
воспитание социальной ответственности и компетентности ;
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Программа предназначена для проведения занятий по пожарно-техническим
дисциплинам. Предусматривает одну из эффективных средств снижения пожаров,
агитационно-пропагандистской
работы.
В
воспитательном
процессе
противопожарная пропаганда среди детей и подростков занимает одно из важных
мест. Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров
от шалости детей с огнем и к пожарно –профилактической работе в школах, детских
садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием различных
средств пропаганды. В программе определен объем теоретических и практических
знаний, практических навыков, которые должны усвоены ребятами в течении
учебного года. Для закрепления полученных знаний необходимо организовать
экскурсию в пожарную часть.
Программа рассчитана для учащихся 11-15 лет. Набор учащихся в дружину
свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес к пожарной
безопасности.
Обучение проводится во внеурочное время.
3

Форма проведения занятий: беседы, лекции, семинары в сочетании с
практическими занятиями, экскурсиями.
Работа строится на основе метода проектов с учетом склонностей ребят. Есть
группа «малой прессы», отвечающие за выпуск стенгазет, молний, боевых листовок.
«Творческая» группа отвечает за разработку сценариев мероприятий: конкурсов,
викторин. Есть также лекторы, читающие небольшие лекции в классах о том, как быть
бдительным и что делать в момент опасности.
При подготовке к занятиям используются наглядные средства и пособия
(плакаты, презентации, короткометражные видеовильмы, различные макеты,
противопожарный инвентарь). Как дополнение к занятиям организуется экскурсии в
пожарную часть и ВДПО КГО.
Деятельность кружка находится в непрерывной связи с сотрудниками ВДПО
КГО и Камышловской государственной противопожарной службы.
Сроки реализации программы: 4 года – 140 часов (35 часов в год), по 1 часу
в неделю.
За активную работу в ДЮП, показанные способности и старание при изучении
пожарного дела члены дружины могут награждаться грамотами.
Деятельность ДЮП ведётся по трём направлениям:
1.
Информационно-разъяснительное:

пропаганда пожарной безопасности среди жителей поселения;

пропаганда пожарной безопасности среди учащихся школы;

пропаганда пожарной безопасности в дошкольных учреждениях.
o
Юные пожарные проводят беседы, лекции, выпускают памятки,
листовки, стенгазеты.
2.
Творческое направление:

проведение конкурсов, викторин;

оформление уголка ДЮП;

выступление агитбригады;

выпуск стенгазет.
3. Теоретическое:

изучение первичных средств пожаротушения;

изучение пожарной техники, пожарного вооружения;

изучение пожарно-прикладного спорта и участие в проведении
спортивных соревнований
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре ы вызова пожарных.
3.Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5.Виды травм, полученных при пожаре
4

6. Знаки пожарной безопасности.
Уметь:
1. Пользоваться спичками.
2. Эвакуироваться из здания школы.
3. Пользоваться огнетушителем.
4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах,
полученных во время пожара.
В процессе
реализации
программы
формируются
ключевые
и
общепредметные компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебнопознавательные, информационные, коммуникативные.
Законодательные основы обеспечения безопасности

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1
устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и
государства, определяет систему мер безопасности и ее функции, устанавливает
порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также
контроля и надзора за законностью их деятельности.

Гражданский
кодекс
Российской
Федерации,
в
котором
сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем
вреда.

Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы
требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих
трудовых обязанностей.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(КоАП), в котором сформулированы требования к должностным лицам по
соблюдению законодательства об обеспечении безопасности.

Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы
положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской
Федерации».

Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором
сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и
должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья
обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.

Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором
установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов
РФ и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности.

Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Соблюдение санитарно-технических требований осуществляется в
соответствии с ГОСТ 120006-91 «Управление обеспечением безопасности в
образовании».

5

1- й год обучения.

Содержание курса
Тема 1. ДЮП: цели, задачи, знакомство с положением. Планирование
работы.
Вводное занятие. Общие положения о ДЮП, основные направления работы,
структура и организация тех. Обеспечения ДЮП.
Практические занятия: Планирование работы дружины на учебный год.
Знакомство с оборудованием кабинета, просмотр видеофильмов о работе ДЮП
Тема 2. Тренинги по ПБ.
Практические занятия: Тренинги знакомства для выявления лидеров и
сплочения коллектива.
Тема 3. Что такое огонь? Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг.
Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который
похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней.
Применение огня и пара в промышленности.
Опустошительная сила атомного огня.
Практические занятия: Конкурс рисунков «Огонь- друг и враг человека».
Тема 4. Отчего происходят пожары.
Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей.
Основные причины пожаров. Данные по пожарам за последние три года. Рассказы о
некоторых характерных пожарах.
Практические занятия: оформление стенда «Причины пожара».
Тема 5. Экскурсии в пожарные части города.
Практические занятия: Экскурсия в пожарную часть. Экскурсия в ВДПО
КГО.
Тема 6. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в
образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания
зданий и помещений, виды и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во
время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин
гибели людей при пожарах.
Практические занятия: Проверка состояния средств пожаротушения в
образовательном учреждении.
Тема 7. Пропаганда и массово-разъяснительная работа перед Новогодними
праздниками.
Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки. Использование
электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.

6

Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток на
противопожарную тематику «Каникулы без пожара», выпуск стенгазеты «Безопасная
ёлка», агитбригада «Безопасный Новый год»
Тема 8. Творчество на противопожарную тематику.
Практические занятия: Выполнение творческой работы (в произвольной
форме: декоративно-прикладное, изобразительное) на противопожарную тему для
закрепления приобретённых знаний, роста творческой активности, выявления уровня
восприятия учащимися материала. Работа по выпуску боевых листков, стенгазет,
подбор материала к уголку юного пожарного.
Тема 9. Пожарная техника.
Пожарные автомобили. Их классификация. Виды и назначение основных,
специальных и вспомогательных пожарных автомобилей. Порядок использования
автомобилей на пожаре.
Практические занятия: Техническое моделирование пожарной машины из
различных материалов.
Тема 10. Пожарные старты.
Практические занятия:
Проведение «пожарных» стартов членами ДЮП для учащихся 1-4 классов и 59 классов.
Тема 11. Один дома.
Правила безопасного поведения детей дома.
Тема 12. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.
Общая характеристика ожогов. Понятия «ожоговый шок». Действия человека,
если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.
Тема 13. Подготовка и участие в городском слете дружин юных пожарных.
Разработка сценария, подготовка реквизита. Подготовка музыкального
сопровождения. Репетиции.
Тема 14. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).
Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется
совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.

7

Учебно-тематический план.
(1-й год обучения)
№

Темы занятий

Количество часов
Всего
Теория
2
1

Практика
1
2
1

1

ДЮП: цели, задачи, знакомство с положением.
Планирование работы.

2
3

2
2

4
5

Тренинги по ПБ.
Что такое огонь? Тайны огня. Огонь- друг, огонь враг.
Отчего происходят пожары?
Экскурсии в пожарные части города.

2
2

1

1
2

6

Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

2

1

1

7

Пропаганда и массово–разъяснительная работа с
учащимися школы и населением.

4

1

3

8

Творчество на противопожарную тематику.

2

9
10
11
12

Пожарная техника.
Пожарные старты.
Один дома.
Что делать, если загорелась одежда. Действия при
ожоге.

2
2
1
2

1

13

Подготовка и участие в городских мероприятиях по
ПБ.

4

1

3

14

Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану, два
раза в учебном году).

6

2

4

35

12

23

Итого:

1

2
1
2

1
2

Календарно-тематическое планирование кружка (1-й год обучения)
№
п/п
1
2.
3.
4.
5

6.
7.

Тема занятия.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Общие положения о ДЮП, основные направления
работы, структура и организация тех. Обеспечения ДЮП.
Планирование работы дружины на учебный год. Знакомство с оборудованием кабинета,
просмотр видеофильмов о работе ДЮП.
Тренинги по пожарной безопасности.
Тренинги знакомства для выявления лидеров и сплочения коллектива.
Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и
принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара
в промышленности.
Опустошительная сила атомного огня.
Конкурс рисунков «Огонь- друг и враг человека».
Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением
материальных ценностей и создающий опасность для людей. Основные причины пожаров.
Данные по пожарам за последние три года. Рассказы о некоторых характерных пожарах.
8

8.
9.
10.
11.

Оформление стенда «Причины пожара».
Экскурсии в пожарную часть города.
Экскурсия в ВДПО КГО.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и
культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды
и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к
содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

12.
13.

Проверка состояния средств пожаротушения в образовательном учреждении.
Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд.
Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.
Подготовка и проведение пятиминуток на противопожарную тематику «Каникулы без
пожара».
Агитбригада «Безопасный Новый год»
Выпуск стенгазеты «Безопасная ёлка»
Выполнение творческой работы (в произвольной форме: декоративно-прикладное,
изобразительное) на противопожарную тему для закрепления приобретённых знаний, роста
творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала.

14.
15.
16.
17.

18.

Работа по выпуску боевых листков, стенгазет, подбор материала к уголку юного пожарного.

19.

Пожарные автомобили. Их классификация. Виды и назначение основных, специальных и
вспомогательных пожарных автомобилей. Порядок использования автомобилей на пожаре.

20.
21.
22.
23.
24.

Техническое моделирование пожарной машины из различных материалов.
Проведение «пожарных» стартов членами ДЮП для 1-4 классов.
Проведение «пожарных» стартов членами ДЮП для 5-9 классов
Правила безопасного поведения детей дома.
Общая характеристика ожогов. Понятия «ожоговый шок». Действия человека, если на нём
загорелась одежда.
Первая доврачебная помощь при ожогах.
Подготовка к слёту дружины юных пожарных. Разработка сценария.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Подготовка реквизита для выступления.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Подготовка музыкального сопровождения для
выступления.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Репетиция.
Разработка плана мероприятий месячника по пожарной безопасности в период с 20.08.по20.09.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Выпуск стенгазеты «Опасности огня в осенний период», раздача листовок среди населения по
противопожарной безопасности.
Агитбригада «С огнем шутки плохи»
Разработка плана мероприятий месячника по пожарной безопасности в период с 01.04. по 30.04.
Выпуск стенгазеты «Берегите природу, не жгите костры!», раздача памяток учащимся школы
и населению.
Конкурс рисунков для 1-4 классов «Охраняйте лес от пожаров!»

9

2- й год обучения

Содержание курса
Программа второго года обучения предусматривает усложнение заданий,
которые предстоит выполнить учащимся. Работа на новом этапе должна
базироваться на имеющемся уже опыте, на поиске новых форм вовлечения детей в
дело борьбы с пожарами, новых методов воспитательной работы с детьми.
Предупреждение пожаров и борьбы с ними немыслимы без хорошо организованной
пропаганды. На втором году обучения появляется работа с ИКТ, учащиеся
выполняют рисунки на ноутбуке. Это позволяет привлечь к вопросам ПБ внимание
детской аудитории.
Тема 1. История пожарной охраны России.
Пожарная охрана – её цели и возможности, основные направления
деятельности. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной
охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном.
Развитие пожарной охраны при Петре 1, Екатерине 2. Сколько раз горела Москва?
Историческая справка о пожарном деле на Руси. Значение ленинского декрета от 17
апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Справка о
советской пожарной охране, ее боевые традиции. Советские пожарные в годы
гражданской и Великой Отечественной войн, в годы мирного строительства.
Правительственные награды.
Тема 2. Петарды – еще не война, но уже – не игрушка.
Подготовка и проведение беседы в классах на противопожарную тему
«Петарды – еще не война, но уже не игрушка».
Практические занятия: Выпуск стенгазеты «Петарды – еще не война, но уже
не игрушка».
Тема 3. Компьютерный рисунок.
Практические занятия: Работа в графическом редакторе, выполнение
рисунка по пожарной безопасности.
Тема 4. Правила эвакуации.
Тема 5. Опасность пожара для жизни и здоровья людей.
Горючие вещества и материалы. Лесные и торфяные пожары. Меры
безопасности во время грозы.
Практические занятия: Викторина «Человеку друг огонь, зря его не тронь».
Операция «Микрорайон» выпуск и распространение листовок.
Тема 6. Первичные средства тушения пожаров.
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения.
Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с
набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными средствами
10

пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила
содержания и порядок применения на пожаре.
Практические занятия: Знакомство с огнетушителями в образовательном
учреждении и в пожарной части.
Тема 7. Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь».
Алгоритм действий пожарных. Проведение игры среди членов ДЮП и
первоклассников.
Тема 8. Сигарета - яд и пожар.
Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения.
Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного
обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.
Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток в классах о
вреде курения.
Тема 9. Первая медицинская помощь.
Первая доврачебная помощь при ранениях, кровотечениях. Первая помощь при
переломах, ушибах.
Практические занятия: Оказание первой помощи. Порядок наложения шин.
Тема 10. Охрана лесов от пожаров.
Лес всенародное богатство. Что мы получаем от леса. Профилактика пожаров в
лесных массивах. Лесничества и их работа по предупреждению пожаров. Зеленый
патруль — друг леса.
Практические занятия: поход на природу, правила разжигания костра и ухода
за ним.
Тема 11. Подготовка и участие в городском слете дружин юных пожарных.
Разработка сценария. Подготовка реквизита. Подготовка музыкального
сопровождения. Репетиции.
Проводится в соответствии с планом работы городских мероприятий.
Тема 12. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).
Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется
совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.
Учебно- тематический план (2-й год обучения)
№
1
2
3
4
5

Количество часов
Всего
Теория
История пожарной охраны России.
2
2
1
Петарды – еще не война, но уже – не 2
игрушка.
Компьютерный рисунок.
4
Правила эвакуации.
2
1
Опасность пожара для жизни и здоровья 3
1
людей.
Темы занятий

Практика
1
4
1
2
11

6
7
8
9
10
11
12
Итого:

Первичные средства пожаротушения.
Сюжетно-дидактическая
игра
«Пожарные спешат на помощь».
Сигарета - яд и пожар.
Первая медицинская помощь.
Охрана лесов от пожаров.
Подготовка и участие в городских
мероприятиях по ПБ.
Месячник по ПБ в школе (по отдельному
плану, два раза в учебном году).

4
2

2

2
2

2
2
2
4

1
1
1
1

1
1
1
3

6

2

4

35

13

22

Календарно-тематическое планирование (2-й год обучения)
№
п/п
1.

Тема занятия
Пожарная охрана – её цели и возможности, основные направления деятельности.
Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки
организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном. Развитие пожарной охраны при Петре
1, Екатерине 2. Сколько раз горела Москва?

2.

Историческая справка о пожарном деле на Руси. Значение ленинского декрета от 17 апреля
1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Справка о советской
пожарной охране, ее боевые традиции. Советские пожарные в годы гражданской и Великой
Отечественной войн, в годы мирного строительства. Правительственные награды.

3.
4.
5.

Подготовка и проведение беседы в классах на противопожарную тему «Петарды – еще не
война, но уже не игрушка».
Выпуск стенгазеты «Петарды – еще не война, но уже не игрушка».
Работа в графическом редакторе, выполнение рисунка по пожарной безопасности.

6.

Работа в графическом редакторе, выполнение рисунка по пожарной безопасности.

7.

Работа в графическом редакторе, выполнение рисунка по пожарной безопасности.

8.

Работа в графическом редакторе, выполнение рисунка по пожарной безопасности.

9.
10.
11.

Правила эвакуации из горящего помещения.
Тренировочная эвакуация из образовательно учреждения.
Горючие вещества и материалы. Лесные и торфяные пожары. Меры безопасности во время
грозы.
Викторина « Человеку друг огонь, зря его не тронь»
Операция « Микрорайон» выпуск и распространение листовок.
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние
пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного
инвентаря.
Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и
помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

12.
13.
14.

15.

16.
17.

Знакомство с огнетушителями в образовательном учреждении.
Знакомство с огнетушителями в пожарной части города.

12

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь».
Алгоритм действий пожарных
Проведение игры среди членов ДЮП и первоклассников.
Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения
подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной
сигаретой. Примеры пожаров.
Подготовка и проведение пятиминуток в классах о вреде курения.
Первая доврачебная помощь при ранениях, кровотечениях. Первая помощь при переломах,
ушибах.
Оказание первой помощи. Порядок наложения шин.
Лес всенародное богатство. Что мы получаем от леса. Профилактика пожаров в лесных
массивах. Лесничества и их работа по предупреждению пожаров. Зеленый патруль — друг
леса.
Поход на природу, правила разжигания костра и ухода за ним.
Подготовка к слёту дружины юных пожарных. Разработка сценария.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Подготовка реквизита для выступления.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Подготовка музыкального сопровождения
для выступления.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Репетиция.
Разработка плана мероприятий месячника по пожарной безопасности в период с
20.08.по20.09.
Выпуск стенгазеты «Как правильно готовиться к отопительному сезону», раздача листовок
среди населения по противопожарной безопасности.
Агитбригада «Малая искра до большой беды довела».
Разработка плана мероприятий месячника по пожарной безопасности в период с 01.04. по
30.04.
Выпуск стенгазеты «Пикник: радость и беда», раздача памяток учащимся школы и
населению.
Конкурс плакатов для 5-8 классов «Мы против огня!»

3- й год обучения

Содержание курса
Программа третьего года обучения усложняется т. к. учащимся предстоит в
течение года закрепить уже имеющиеся знания и передать свои знания, умения и
навыки учащимся 5 класса. ДЮПовцев ждёт большая пропагандистская и
агитационная оргмассовая работа и продолжается работа с ИКТ.
Тема 1. Значение пожарной охраны в России и других странах мира.
Система работы пожарной охраны.
Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор.
Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу”, “ За спасение”. Закон
РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня
пожарной охраны”. Профессии людей в пожарной охране.
Возникновение ПО в США, Германии, Франции, Арабских Эмиратах, ЮАР.
Сходство и отличие в работе пожарных стран мира. Административная

13

ответственность виновников пожара.
Уголовная ответственность. Принципы
уголовной ответственности.
Тема 2. Алгоритм действия при пожаре в транспортном средстве.
Знание правил может помочь разумно действовать не только при пожаре в
помещении, но и в транспортных средствах.
Тема 3. Горит огнями новогодняя ёлка.
Тема 4. Экскурсии в пожарные части города и ВДПО КГО.
Тема 5. Сочинение сказок на новый лад.
«Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Теремок» и другие.
Тема 6. Первая медицинская помощь.
Первая помощь при ожогах, тепловых ударах, обморожении, поражении
электрическим током.
Практические занятия: Способы искусственного дыхания. Транспортировка
пострадавших.
Тема 7. Знаки пожарной безопасности.
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие,
указательные, примеры их применения и места их установки.
Практические занятия: Творческая работа. Изготовление знаков. Конкурс
рисунков, кроссвордов, стихотворений о знаках пожарной безопасности.
Тема 8. Пропаганда и массово–разъяснительная работа в ДОУ.
Подготовка к проведению викторины, конкурсу загадок, агитбригады или
сказки, пожарных стартов в ДОУ.
Практические занятия: Проведение мероприятия по ПБ в ДОУ.
Тема 9. Составление презентаций по ПБ.
Правила составления презентации.
Практические занятия: Непотушенный костер – причина лесного пожара.
Тема 10. Противопожарный режим в жилых помещениях.
Анализ причин пожаров в жилых помещениях. Основные противопожарные
требования к жилым помещениям. Пути эвакуации людей при пожаре. Характерные
нарушения ППБ.
Практические занятия: изготовление листовок и распространение их среди
жильцов домов по месту жительства.
Тема 11. Подготовка и участие в городских мероприятиях по ПБ.
Проводится в соответствии с планом работы городских мероприятий.
Тема 12. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).
Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется
совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.
Учебно-тематический план (3-й год обучения)
14

№

Темы занятий

Значение пожарной охраны в России и
других странах мира. Система работы
Пожарной охраны.
2
Алгоритм действия при пожаре в
транспортном средстве.
3
Горит огнями новогодняя ёлка.
4
Экскурсии в пожарные части города.
5
Сочинение сказок на новый лад.
6
Первая медицинская помощь.
7
Знаки пожарной безопасности.
8
Пропаганда и массово–разъяснительная
работа в ДОУ.
9
Составление презентаций по ПБ.
10 Противопожарный режим в жилых
помещениях.
11 Подготовка и участие в городских
мероприятиях по ПБ.
12 Месячник по ПБ в школе (по отдельному
плану, два раза в учебном году).
Итого:
1

Количество часов
Всего
Теория
2
2

1
2
2
2
2
5
2

Практика

1

1
2

2
2
2
1
3
2

4
3

1
1

3
2

4

1

3

6

2

4

35

11

24

Календарно-тематическое планирование (3-й год обучения)
№
п/п
1.

2.

Тема занятия
Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные
формирования. Медали “За отвагу”, “ За спасение”. Закон РФ “О пожарной безопасности”.
Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Профессии людей в
пожарной охране.
Возникновение ПО в США, Германии, Франции, Арабских Эмиратах, ЮАР. Сходство и
отличие в работе пожарных стран мира. Административная ответственность виновников
пожара. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности.

11.
12.

Знание правил может помочь разумно действовать не только при пожаре в помещении, но и
в транспортных средствах.
Горит огнями новогодняя ёлка. Распространение листовок и памяток среди учащихся школы
и населения «Новый год без пожара»
Агитбригада «Елочка, елка…»
Экскурсия в пожарные части города.
Экскурсия в ВДПО КГО.
Сочинение сказок на новый лад: «Три поросёнка», «Лиса и заяц».
Сочинение сказок «Лиса и волк», «Теремок».
Первая помощь при ожогах, тепловых ударах, обморожении, поражении электрическим
током.
Способы искусственного дыхания. Транспортировка пострадавших.
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные.

13.
14.
15.

Примеры их применения и места их установки.
Творческая работа. Изготовление знаков.
Конкурс рисунков, кроссвордов.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

15

24.
25.

Конкурс стихотворений о знаках пожарной безопасности.
Подготовка к проведению викторины, конкурсу загадок, агитбригады или сказки, пожарных
стартов в ДОУ.
Проведение мероприятия по ПБ в ДОУ.
Правила составления презентации.
Составление презентаций по ПБ.
Составление презентаций по ПБ.
Непотушенный костер – причина лесного пожара.
Анализ причин пожаров в жилых помещениях. Основные противопожарные требования к
жилым помещениям
Пути эвакуации людей при пожаре. Характерные нарушения ППБ.
изготовление листовок и распространение их среди жильцов домов по месту жительства.

26.
27.

Подготовка к слёту дружины юных пожарных. Разработка сценария.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Подготовка реквизита для выступления.

28.

Подготовка к слету дружины юных пожарных. Подготовка музыкального сопровождения для
выступления.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Репетиция.
Разработка плана мероприятий месячника по пожарной безопасности в период с
20.08.по20.09.
Выпуск стенгазеты «Правила поведения при пожаре: дома и в школе», раздача листовок
среди населения по противопожарной безопасности.
Игровая программа «Огнеборец» для 1-4 классов
Разработка плана мероприятий месячника по пожарной безопасности в период с 01.04. по
30.04.
Выпуск стенгазеты «Меры предосторожности при разжигании костров», раздача памяток
учащимся школы и населению.
Конкурс агитбригад среди 5-8 классов по противопожарной безопасности

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

4- й год обучения

Содержание курса
Тема 1. Охраняйте школу от огня.
Практические занятия: Противопожарный режим в школе. Экскурсия в
кабинеты химии, физики, учебные мастерские для проверки готовности к пожару.
Фиксирование всех замеченных нарушений правил пожарной безопасности и помощь
взрослым в их устранении. Изготовление макета (плана) школы с указанием
пожароопасных кабинетов и путей эвакуации школьников при пожаре.
Тема 2. Лесные пожары в России.
Необходимость
сохранения
лесных
массивов,
продолжительность
восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для
людей, оказавшихся в горящем лесу. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.
Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.

16

Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов.
Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы,
тополиного пуха. Примеры пожаров.
Практические занятия: Экскурсия в лес на место бывшего пожара.
Тема 3. Правила пользования огнетушителями.
Виды огнетушителей: химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные,
порошковые. Правила приведения их в действие.
Тема 4. Создание газеты по ПБ.
Выпуск своей газеты 1 раз в триместр и по итогам работы месячника по
пожарной безопасности (сентябрь и апрель). Распространение её по классам.
Тема 5. Сочинение речёвок, стихов по пожарной безопасности.
Тема 6. Игра «Золотая каска».
Прохождение станций членами отряда ДЮП. Путешествие по станциям:
эрудиты, кроссвордная, художественная, литературная, спортивная, музыкальная.
Практические занятия: Проведение игры членами отряда в начальной школе.
Тема 7. Проект «Маленькие пожарные».
Анализ деятельности отряда ДЮП за четыре года. Фотоальбом, презентация,
рисунки, поделки. Составление фильма.
Тема 8. Составление презентаций, фильмов по ПБ.
Практические занятия: «Знаете ли вы, что …», «Правила пожарной
безопасности», «Причины пожаров», «Действия при возникновении пожара» и т.д.
Тема 9. Пожарно-спасательный спорт.
Специфика пожарно-прикладного спорта. Правила соревнований. Виды и
характер соревнований. Спортивно-техническая подготовка к соревнованиям. Формы
тренировочных занятий.
Практические занятия: посещение спортивной площадки или стадиона, где
тренируются спортсмены-пожарные или беседа с участниками. Преодоление 100- или
80-метровой полосы препятствий. Пожарная эстафета.
Тема10. Подготовка и участие в городском слете дружин юных пожарных.
Составление сценария. Подготовка реквизита. Подготовка музыкального
сопровождения. Репетиции.
Тема 11. Месячник по ПБ в школе (по отдельному плану).
Проводится два раза в год: в сентябре и апреле. План проведения составляется
совместно с администрацией общеобразовательного учреждения.
Учебно-тематический план (4-ый год обучения)
№
1
2

Тема занятий
Охраняйте школу от огня.
Лесные пожары в России.

Количество часов
Всего
Теория
2
3
1

Практика
2
2
17

Правила пользования огнетушителями.
Создание газеты по ПБ.
Сочинение речёвок, стихов по пожарной
безопасности.
6
Игра «Золотая каска».
7
Проект «Маленькие пожарные».
8
Составление презентаций, фильмов по ПБ.
9
Пожарно-спасательный спорт.
10 Подготовка и участие в городских
мероприятиях по ПБ.
11 Месячник по ПБ в школе (по отдельному
плану).
Итого:
3
4
5

2
5
2

1
1

1
5
1

2
3
4
2
4

1
1

2
3
4
1
3

6

2

4

35

7

28

Календарно-тематическое планирование (4-й год обучения)
№
п/п
1.

2.
3.

4.

5.
6.

Тема занятия
Противопожарный режим в школе. Экскурсия в кабинеты химии, физики, учебные
мастерские для проверки готовности к пожару. Фиксирование всех замеченных нарушений
правил пожарной безопасности и помощь взрослым в их устранении.
Изготовление макета (плана) школы с указанием пожароопасных кабинетов и путей
эвакуации школьников при пожаре.
Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления
уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в
горящем лесу. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность
торфяников. Самовозгорание торфа.
Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов. Основные
причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха.
Примеры пожаров.
Экскурсия в лес на место бывшего пожара.
Виды огнетушителей: химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые.

9.

Правила приведения их в действие.
Выпуск своей газеты по итогу месячника по пожарной безопасности (сентябрь).
Распространение её по классам.
Выпуск своей газеты по итогу работы за 1 триместр. Распространение её по классам.

10.

Выпуск своей газеты по итогу работы 2 триместра. Распространение её по классам.

11.

Выпуск своей газеты по итогу месячника по пожарной безопасности (апрель).
Распространение её по классам.
Выпуск своей газеты по итогу работы 3 триместра. Распространение её по классам.

7.
8.

12.
13.
14.
15.

Сочинение речёвок, стихов по пожарной безопасности.
Сочинение речёвок, стихов по пожарной безопасности.
Прохождение станций членами отряда ДЮП. Путешествие по станциям: эрудиты,
кроссвордная, художественная, литературная, спортивная, музыкальная.

16.

Проведение игры членами отряда в начальной школе.

18

17.
18.
19.
20.
21.

Анализ деятельности отряда ДЮП за четыре года.
Фотоальбом, презентация, рисунки, поделки.
Составление фильма о деятельности ДЮП за 4 года.
Составление презентаций, фильмов по ПБ «Знаете ли вы, что …»
Составление презентаций, фильмов по ПБ «Правила пожарной безопасности»

22.
23.

Составление презентаций, фильмов по ПБ «Причины пожаров»
Составление презентаций, фильмов по ПБ «Действия при возникновении пожара»

24.

Специфика пожарно-прикладного спорта. Правила соревнований. Виды и характер
соревнований. Спортивно-техническая подготовка к соревнованиям. Формы
тренировочных занятий.
Посещение спортивной площадки или стадиона, где тренируются спортсмены-пожарные
или беседа с участниками. Преодоление 100- или 80-метровой полосы препятствий.
Пожарная эстафета.
Подготовка к слёту дружины юных пожарных. Разработка сценария.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Подготовка реквизита для выступления.

25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Подготовка к слету дружины юных пожарных. Подготовка музыкального сопровождения
для выступления.
Подготовка к слету дружины юных пожарных. Репетиция.
Разработка плана мероприятий месячника по пожарной безопасности в период с
20.08.по20.09.
Выпуск стенгазеты «Правила поведения при пожаре: дома и в школе», раздача листовок
среди населения по противопожарной безопасности.
Игровая программа «Огнеборец» для 1-4 классов
Разработка плана мероприятий месячника по пожарной безопасности в период с 01.04. по
30.04.
Выпуск стенгазеты «Меры предосторожности при разжигании костров», раздача памяток
учащимся школы и населению.
Конкурс агитбригад среди 5-8 классов по противопожарной безопасности

Требования к уровню подготовки по окончанию обучения программы:
По окончании обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны:
1. ЗНАТЬ: основные правила пожарной безопасности; причины возникновения
пожаров; первичные средства пожаротушения; виды огнетушителей и область их
применения; знаки пожарной безопасности и места их размещения; меры
предосторожности при обращении с огнём, правила поведения в экстремальных
ситуациях; правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и
обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;
главные исторические события становления пожарной охраны России.
2. УМЕТЬ: выявлять нарушения правил пожарной безопасности; пользоваться
огнетушителями; работать пожарным инвентарём; различать знаки пожарной
безопасности; оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы
пожарно-прикладного спорта.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

19

· вводный, проводится перед началом работы и предназначен для закрепления
знаний, умений и навыков по пройденным темам;
· текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по
данной теме (тестирование);
· рубежный, проводится после завершения изучения каждого раздела
(диагностика в форме компьютерного тестирования);
· итоговый, проводимый после завершения всей дополнительной
образовательной программы (проведение соревнований по пожарно-спасательному
спорту).
Основными видами педагогического контроля являются:
- фиксирование методом наблюдения частоты участия детей в проводимых
мероприятиях;
- анкетирование;
- тестирование два раза в год;
- разыгрывание ситуаций;
- деловые игры;
- оценка деятельности учащихся.
На основе этого у каждого ученика создаётся «Портфель достижений». В нём
собирается накопительная база: различные жетоны за участие в мероприятиях,
грамоты, благодарности, фотографии, анкеты, тесты, творческие работы.
Критерии оценивания.
Для оценки результативности знаний применяется нулевой, текущий и
заключительный мониторинг.
Нулевой мониторинг - диагностика первичных знаний о пожарной
безопасности, экологической культуре учащихся. Для диагностики используется
анкетирование, тестирование и собеседование.
Текущий мониторинг — тестирование и выполнение текущих творческих
заданий.
Заключительный мониторинг — участие в районных конкурсах по
противопожарной безопасности. По результатам участия оценивается уровень
усвоения полученных знаний.
Материально - технические средства обучения:
1) Компьютер;
2) Проектор;
3) Принтер;
4) Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего

класса.

20

Учебно-материальные средства обучения:
1.
Дубровская Е.Н. Огонь – он и друг, он и враг. Сборник игр и сценариев
по профилактике по пожарной безопасности. – Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД
«Дворец молодежи», 2004.
2.
Сборник сценариев театрализованных представлений и агитбригад
пожарных «Сумеем огонь обезвредить!». По общей редакцией Кудрявцева А.Н.
3.
Кудрявцев И. А. (Ред.). Профилактика пожаров, Все о пожарной
безопасности, №3, 2011, 27.
4.
Кудрявцев И.А. (Ред.). МЧС России – 25 лет (спецвыпуск), Все о
пожарной безопасности, № 12, 2015, 27.
5.
Е.Ф. Лысюк (Ред.). 4 ноября – День народного Единства, Наша защита –
01, № 3(26), 2007, 15
Список литературы:
1. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьников: Программно-

методические материалы. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005
2. Карпов А.П. Классификация, выбор, размещение, применение: Учебное
пособие. М., 1998
3. Пожарная безопасность: тематические уроки, внеурочные заняти, учебные
тренировки, классные часы, практикумы в 5-11 классах/ авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П.
Попова. – Изд. 4-е, перераб. – Волгоград: Учитель
4. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных
часов/сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Ресурсы интернета.

21

Приложение 1
Оценка деятельности учащихся
Наименование
критерия
Проявление
заинтересованност
и в работе
Качество
выполнения
творческих работ
Самостоятельность
в работе
Знание теории
практики

Самооценка
взаимооценка

Описание уровней развития учащегося
1
2
Не
проявляет Интерес
интереса к занятиям, проявляется и
но результат средний результат
на
хорошем уровне
Частичное
Качественное
выполнение
выполнение
Требуется помощь

и Слабое
знание
теоретических
вопросов и требуется
помощь
в
практических
вопросах.
Тестирование
выполняет
на
«удовлетворительно
»
и Свою
работу
оценивает высоко, а у
других - считает
хуже

3
Активный интерес
к работе и высокая
результативность

Проявление
творческой
активности
Требуется совет Полная
или
самостоятельность
дополнительны в работе
е указания
Рассказывает,
Может доходчиво
но
с объяснить
и
наводящими
показать
вопросами,
а последовательност
практическими ь
выполнения
владеет в норме. практических
Тестирование
вопросов.
выполняет
на Тестирование
«хорошо»
выполняет
на
«отлично»
Видит недочёты Самостоятельно
у других, но не правильно
всегда
оценивает
свои
результаты
и
правильно
оценивает свою работу других
работу

Оценка деятельности учащихся проводится в конце каждого триместра и в конце года
по результатам триместров.

22

Приложение 2
Тренинги на противопожарную тематику.
«Восточный базар»
Цель: знакомство друг с другом, развитие памяти, через запоминание слов,
относящихся к пожарной безопасности.
Каждый участник делает из листа бумаги (А-4) 8 карточек. На каждой разборчиво
пишут своё имя и слово, которое относится к пожарной безопасности. Все листочки
одинаково сворачивают, складывают в коробку ведущего и перемешивают. Каждый
участник опять выбирает любые 8 карточек. Все отправляются на «восточный
базар». Дети подходят друг к дружке и спрашивают свои карточки и путём обмена
находят и возвращают свои. В конце ведущий называет имя участника, а дети
называют слово, написанное на его карточке.
«Мне нравится, что пожарные …»
Цель: развитие памяти.
Каждый участник называет слово, связанное с пожарной безопасностью, а остальные
по кругу запоминают и, назвав предыдущие слова, добавляют своё.
«Буквенная хореография»
Дети делятся на 2-3 группы. Каждая группа задумывает слово по пожарной
безопасности и своими телами изображают буквы. Слово может предложить
ведущий. Усложнить задание можно, ограничив возможности детей. Например,
выполнять задание молча. Команды друг у дружки отгадывают слова.
«Вавилон»
Для игры потребуются карточки с буквами алфавита. И 3 карточки со звёздочкой (*)
это джокеры, способные заменить любую букву. Карточки перемешиваются. По
сигналу «марш» дети начинают составлять слова, связанные с пожарной
безопасностью.
«Пойми меня»
Участники делятся на две команды и встают в две колонны, смотря в затылок
впередистоящему участнику. Первым участникам двух команд ведущий показывает
написанное слово (огнетушитель, пожарная машина, огонь, лестница, лопата, ведро,
пожарная каска, телефон). Задача команд невербальным способом передать слово по
всей колонне. Побеждает та команда, которая справилась с заданием быстрее и у
которой больше совпадений.
«Отгадай слово»
Материал: карточки со словами «огонь», «пожарная машина», «пожарный», «пожар»,
«лестница» и т.д. Участники сидят по кругу. В центре круга один из участников, у
него на спине карточка со словом. Задача группы – невербально изобразить слово так,
чтобы участник догадался, какое слово написано на карточке.
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».