АРП Русский язык (5-9 классы)

Приложение к АОП ООО
для обучающихся с ЗПР
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ «Школа № 5»
Протокол от
№

УТВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ «Школа № 6»
(Приказ от.
№)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КЛАСС: 5-9 класс
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 5 лет

2021 г

Коррекционно-развивающая направленность предмета
«Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего образования
отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью
преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с
ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают
освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского
литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические
особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих
реализацию
личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению родному языку обучающихся с ЗПР на уровне
основного общего образования:
 воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма,
сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и
любви к русскому языку;
 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об
основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают

дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Русский
язык»,
направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой
деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной
компетентности в разных социальных условиях.
Учащиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не
всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с
требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным
учащимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в
информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации,
обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся
работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является
пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с
трудом
даются
отдельные
приемы
умственной
деятельности,
овладение
интеллектуальными умениями. Процесс обучения подростков с ЗПР носит коррекционноразвивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на
коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся,
связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых
специфических понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на
доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических
тем
сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями
за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются
на протяжении изучения всего программного материала.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной

ориентации.
Предметные результаты изучения предметной области "Филология" (Русский
язык. Родной язык) должны отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными
предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного
языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными
нормами
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Предметные результаты обучения:
5

класс

По фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать
ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить
названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями,
последовательно употреблять букву ѐ;
По орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в
составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи,
лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарѐм;
По лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим
значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к
словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарѐм;
По морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и
словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать
однокоренные слова с учѐтом значения слов; понимать различия в значении
однокоренных слов, вносимые приставка- ми и суффиксами; по типичным суффиксам и
окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы
словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);
По морфологии: различать части речи; знать и вер- но указывать морфологические
признаки глаголов, имѐн существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти
части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
По орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей;
замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на

письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку);
о—ѐ после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-//
-лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые при- ставки (в-, на-, с- и т. д.),
приставки на з(с) (раз-//рас-; из-// ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при
письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь
обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания;
безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно
употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в конце существительных и
глаголов, не с глаголами;
По синтаксису: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и
зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или
отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять
простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно
правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
По пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а
также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в
предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения;
выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим
и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном
падеже.
6 класс
По орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращѐнные
слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться
орфоэпическим словарѐм;
По лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные,
заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учѐтом условий и
задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое
значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; свободно пользоваться
различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов,
фразеологизмов);
По морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе
словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять
словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные
способы
словообразования
(приставочный,
суффиксальный,
бессуффиксный,
приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);
По морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и
употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами
литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи
(например, при решении орфографических задач);
По орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание
слов; правильно писать слава, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6
классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых
отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарѐм;
По синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6
классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными
оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
7

класс

По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей
речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарѐм;
По морфемике и словообразованию: объяснять значение слова, его написание и
грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные

словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования
(приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение
разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
По лексике и фразеологии: свободно пользоваться лексическими словарями
разных видов;
По морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей
речи и систему формоизменения;
По орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их
правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно
пользоваться орфографическим словарѐм;
По синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и
правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными
союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
По пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на
основе изученного в 5—7 классах.
8 класс
По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учѐтом вариантов
произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарѐм;
По морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ
при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных
частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный,
суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);
сращение, переход слова одной части речи в другую;
По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики,
правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
По морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы;
соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться
грамматико-орфографическим словарѐм;
По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах
орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми
орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарѐм;
По синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных
видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные
предложения в речи с учѐтом их специфики и стилистических свойств; уместно
употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями;
правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно
использовать в тексте прямую речь и цитаты, за- менять прямую речь косвенной;
интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения
изученных синтаксических конструкций;
По пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать
постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе
пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
9 класс
По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учѐтом вариантов
произношения; свободно пользоваться орфографическим словарѐм;
По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и
морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться
лексическими словарями разных видов;
По морфемике и словообразованию: владеть приѐмом разбора слова по составу: от
значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение
слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами

типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным
словарями; опознавать
основные способы словообразования (приставочный,
суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);
сращение, переход слова одной части речи в другую;
По морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы;
соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться
грамматико-орфографическим словарѐм;
По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах
орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с
непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами; свободно пользоваться
орфографическим словарѐм;
По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без
отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в
баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
5 класс (175 часов)
О ЯЗЫКЕ
Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека.
Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке.
Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
РЕЧЬ
Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая
деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие
собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и
письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой
этикет.
Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные
признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная
законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы,
план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь
разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и
художественного стилей речи с учѐтом особенностей речевой ситуации, в которой
используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция,
характерные языковые средства).
Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста:
изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство,
оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения
«данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в
целом тексте.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное
ударение и его особенности.
Гласные ударные и безударные. Согласные твѐрдые и мягкие, глухие и звонкие.
Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции.

Фонетический разбор слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи:
ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных
грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор
слова.
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.
Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ѐ, ю, я. Прописные и
строчные буквы. Буква ѐ и еѐ обязательное использование в письменной речи.
Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ
Значение письма в жизни общества.
Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.
Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.
Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн,
чк, рщ; разделительных ъ—ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце
имѐн существительных и глаголов.
Не с глаголами.
Орфографический словарь и его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица
слова.
Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как
значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова.
Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка.
Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение.
Служебные части речи.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений
по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные).
Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Предложения распространѐнные и нераспространѐнные.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение,
определение, обстоятельство.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в
именительном падеже.
Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным
и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными
членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о
сложносочинѐнном и сложноподчинѐнном предложении. Запятая между частями
сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая
речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог и его оформление на письме.
Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский.
Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте.
Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных

предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными
членами.
Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых
синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
Предмет изучения лексики.
Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического
значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов,
антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа.
Знакомство с толковым словарѐм и его использование в речевой практике.
Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова.
Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета.
Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.
Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и
заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы
образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение.
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определѐнной части речи,
имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова, построенные по
типичным моделям. Правописание приставок на з/ с. Правописание корней -лож-//-лаг-; рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ѐ после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных
частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу
употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
Толковый словарь и его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль.
Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их
лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.
Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов.
Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов,
омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений,
эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Текстовая функция лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).
Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами
(закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление).
Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их
правописание.
Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание
безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление).
Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание.
Повелительное наклонение; значение, образование, правописание.
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей
разных типов.
Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное

произношение отдельных глагольных форм.
Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного
наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности.
Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление
глаголов в переносном значении.
Текстовая функция видовременных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имѐн существительных.
Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила
слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена
существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные; собственные и нарицательные.
Правила употребления прописной буквы при написании имѐн существительных.
Род имѐн существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых
имѐн существительных.
Число имѐн существительных. Существительные, имеющие форму только
единственного или только множественного числа.
Падеж. Склонение имѐн существительных. Разносклоняемые и несклоняемые
существительные.
Правописание безударных окончаний имѐн существительных.
Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов.
Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль,
лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности
неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара
чулок; группа грузин, бурят и др.
Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин),
правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.);
терминов русского языка.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имѐн прилагательных.
Разряды имѐн прилагательных по значению: прилагательные качественные,
относительные и притяжательные.
Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких
имѐн прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имѐн прилагательных: положительная, сравнительная,
превосходная. Склонение имѐн прилагательных. Правописание падежных окончаний имѐн
прилагательных.
Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.
Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных
прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твѐрдый и мягкий согласный
(бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и
произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Образная, эмоциональная функция имѐн прилагательных в художественном тексте.
Эпитеты. Синонимия имѐн прилагательных. Употребление прилагательных в переносном
значении.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)
6
О ЯЗЫКЕ
Слово как основная единица языка.

класс (210 часов)

РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и
художественного).
Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной)
способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая
роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический
приѐм, повышающий выразительность речи, и повтор-недочѐт.
С т и л и р е ч и: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления,
задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи
фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий),
структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля
композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния
окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждениеобъяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и
«нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ
ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ)
ПРАВОПИСАНИЕ
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня;
правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами,
существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных
членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное
оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в
предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим
и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,
ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное,
имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы
синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные
члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами,
обращением и прямой речью.
Словообразование имѐн существительных, прилагательных, глаголов. Основные
способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный, сложение (в том числе, и сложение с одновременным присоединением
суффикса). Сложносокращѐнные слова; верное определение их родовой принадлежности.
Словообразовательные
цепочки
однокоренных
слов.
Типичные
словообразовательные модели имѐн существительных, прилагательных и глаголов.
Правописание сложных имѐн существительных и прилагательных; употребление н— нн в
именах прилагательных, образованных от имѐн существительных; правописание
приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.
Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.
Культура речи. Правильное употребление сложносокращѐнных слов. Правильное
употребление в речи имѐн существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за
употреблением имѐн существительных, прилагательных и глаголов в художественной
речи.

МОРФОЛОГИЯ
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и
страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с
причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с
деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным
оборотом.
Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и
деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и
деепричастными оборотами.
Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных
стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение,
особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учѐтом грамматических норм) текстов с именами
числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи имѐн числительных (в частности,
составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных
(оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имѐн
числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и
синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределѐнных и отрицательных местоимений; раздельное
написание предлогов с местоимениями.
Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление
местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных
местоимений: их (не «ихний»), о нѐм (не «о ѐм») и др.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)
7
О ЯЗЫКЕ

класс (140 часов)

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования
современного русского языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях
текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со
значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи,
характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету,
рекламное сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния
человека, рассуждения-размышления.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и
пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола.
Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с
глаголами, причастиями, деепричастиями.
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий;
ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и
раздельное написание наречных слов.
Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова
категории состояния (слова состояния).
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при
характеристике действия, признака.
Свободное
владение
орфографическим,
толковым,
орфоэпическим,
этимологическим словарями для получения необходимой справки.
Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.
Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий.
Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные;
непроизводные и производные.
Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний
(отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря,
согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе.
Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в
простом и сложном предложениях.

Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами
других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений.
Культура речи. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице.
Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные,
выделительные, усилительные и др.).
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и
стилем речи. Правильное произношение частиц.
Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия,
обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях
с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и
звукоподражательных слов.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему по-прежнему, ввиду - в виду, стекло (гл.) - стекло (сущ.), что (мест.) - что (союз),
обежать - обижать и т. п.
Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)
8

класс (105 часов)

О ЯЗЫКЕ
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.
РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение
представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья.
Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные
особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые
средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о
событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории
или культуры (родного города, посѐлка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об
интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как
их примирить?».
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова.
Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение
словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды
предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение).
Прямой и обратный порядок слов.
Интонация простого предложения и еѐ элементы. Логическое ударение и порядок
слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация
побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные
эмоциональные оттенки значения.
Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами
подчинительной связи: управлением и согласованием.
Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические
приѐмы, повышающие выразительность речи.
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения
подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка
тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены
предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый
вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот.
Пунктуация предложений со сравнительными оборотами.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
словосочетанием и сложносокращѐнными словами.
Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголовсказуемых как средство связи предложений в тексте.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных
текстах; их синонимика.
Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и
повествовательных текстах; их синонимика.
Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной
речи.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные)
и в форме сказуемого (определѐнно-личные, неопределѐнно-личные, безличные).
Особенности интонации простого односоставного предложения.
Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.
Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте
односоставных предложений
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного
предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в
разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без
союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения.
Предложения с несколькими рядами однородных членов.
Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах
предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными
членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.
Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов.

Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но
и...; как..., так и... .
Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов.
Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с
повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С
ОБРАЩЕНИЯМИ,
ВВОДНЫМИ
СЛОВАМИ
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ
Обращение нераспространѐнное и распространѐнное, знаки препинания при
обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при
вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в
предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными
словами и предложениями.
Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имѐн и отчеств,
использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений
книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в
разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики
адресата и передачи авторского отношения к нему.
Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова
как средство связи предложений в тексте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений,
обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с
обособленными и уточняющими членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными
определениями и обстоятельствами.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и
сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и
составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными
оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные
деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания.
Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.
Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности
разных способов передачи чужой речи.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)
9

класс (105 часов)

О ЯЗЫКЕ
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном
мире.
РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста;
расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей
речи.
С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и
язык художественного произведения.

Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их
строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра,
типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография,
стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова,
словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи
и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без
союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинѐнные, сложноподчинѐнные,
бессоюзные.
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложносочинѐнного предложения и средства связи в нѐм: интонация и
сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые
отношения между частями сложносочинѐнного предложения.
Запятая между частями сложносочинѐнного предложения.
Интонация сложносочинѐнного предложения.
Культура речи. Синонимика сложносочинѐнных предложений с различными
союзами. Стилистические особенности сложносочинѐнного предложения и ряда простых
предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложноподчинѐнного предложения: главное и придаточное предложения
в его составе; средства связи в сложноподчинѐнном предложении. Основные виды
сложноподчинѐнных
предложений:
определительные,
изъяснительные,
обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины,
уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по
отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и
придаточным предложениями.
Интонация сложноподчинѐнного предложения.
Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня.
Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением
сложных союзных предложений.
Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности
сложноподчинѐнного и простого предложений. Наблюдение за использованием
сложноподчинѐнных предложений разного вида в разных типах речи.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного
сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки
препинания в нѐм. Период.
Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами
связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
5 класс (175 часов, 5 часов в неделю)
Тема урока
О языке и речи
Повторение изученного в начальных классах
Фонетика, орфоэпия и графика
Текст
Письмо. Орфография
Строение слова
Слово как часть речи
Текст
Систематический курс русского языка
Фонетика. Орфоэпия (9ч.)
Лексика. Словообразование. Правописание (18ч.)
Стили речи (7ч.)
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (28ч.)
Типы речи (4ч.)
Строение текста (3ч.)
Морфология. Правописание.
Глагол (22ч.)
Строение текста (5ч.)
Имя существительное (16ч.)
Строение текста (6ч.)
Имя прилагательное (16ч.)
Повторение изученного в 5 классе (8ч.)

Количество
часов
3
3

5
13
2
3
4
9
18
7
28
4
3
22
5
16
6
16
8

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
6 класс (210 часов, 6 часов в неделю)
* Разделы программы «Речь», «Культура речи» включены в другие разделы как
практикоориентированные уроки (РР), так и формирующие универсальные учебные
действия в комбинированный тип уроков (РР, КР)

Тема урока

Количество
часов

О языке (1 час)
Повторение изученного в 5 классе. Речь (21 час)
Части речи, их грамматические признаки, словообразование,
правописание и употребление в речи (на основе изученного в 5 классе)
Имя существительное (14 часов + 9 часов РР)
Имя прилагательное (17 часов + 6 часов РР)
Глагол (23 часа)
Морфология. Причастие (27 +8 часов РР)
Деепричастие (20 часов + 4 часа РР)
Имя числительное (15 часов + 3 часа РР)
Местоимение (23 часа + 3 часа РР)
Уроки повторения и закрепления изученного (12 часов)
Резерв

1
21
3
23
23
23
35
24
18
26
12
1

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
7 класс (140 часов, 4 часа в неделю)
Тема урока

Количество
часов

О ЯЗЫКЕ. Язык и культура (1 ч.)
РЕЧЬ ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ (46
часов)
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ (41 ч.)
НАРЕЧИЕ
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Предлог (12 ч).
Союзы (13 ч)
Частицы (11 ч)
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (16
ч.). ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

1
46

41

12
13
11
16

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
8 класс (105 часов, 3 часа в неделю)
* Разделы программы «Речь», «Культура речи» включены в другие разделы как
практикоориентированные уроки (РР), так и формирующие универсальные учебные
действия в комбинированный тип уроков (РР, КР)

Тема урока

О языке (1 час)
Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах Орфография и
морфология (повторение). Речь (повторение) (12 часов)
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (5 часов)
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и
второстепенные члены предложения (12 часов)
Речь. Жанры публицистики. Репортаж (4 часа)
Односоставное простое предложение (8 часов)
Неполное предложение (3 часа)
Речь. Жанры публицистики. Статья (3 часа)
Простое осложнѐнное предложение. Предложения с однородными
членами (13 часов)
Простое осложнѐнное предложение. Предложения с обращениями и
вводными конструкциями (9 часов)
Простое осложнѐнное предложение. Предложения с обособленными
членами предложения (14 часов)
Речь. Жанры публицистики. Портретный очерк (5 часов)
Предложения с прямой и косвенной речью (5 часов)
Повторение (8 часов)
Резерв

Количество часов

1
12
5
12
4
8
3
3
13
9
14
5
5
8
3

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
9 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Тема урока
О языке (1 час)
Обобщение изученного в 5-8 классах. Речь (12 часов + 5
часов РР)
Синтаксис сложного предложения. Язык. Правописание.
Культура речи
Сложное предложение (4 часа)
Сложносочиненное предложение (3 часа + 5 часов РР)
Сложноподчиненное предложение (32 часа + 11 часов РР)
Бессоюзное сложное предложение (10 часов + 3 часа РР)
Сложное предложение с различными видами союзной и
бессоюзной связи (4 часа)
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные
уроки) (12 часов)

Количество часов
1
17

4
8
43
13
4
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».