Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
утвержденной приказом от
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание»
Уровень образования: основное общее образование
Нормативный срок обучения: 4 года
Класс: 5-9 классы
КАМЫШЛОВ
Коррекционно-развивающая направленность предмета
«Обществознание»
Преподавание обществоведческого курса для детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой
пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя
преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то,
что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность,
присущую данным областям обществоведческих знаний.
Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала
детей с ОВЗ.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем
повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной
интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение
пользоваться своими правами. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к
изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и
интересов учащихся.
Для достижения целей ставятся следующие задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты
прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области
социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в
межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейнобытовых отношениях.
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на еѐ совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и
утверждение правового государства;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми,
национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Отбор содержания курса обществознания производится с учетом психологических и социальновозрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным
программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого
материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности
психического
развития
детей,
занимающихся
по
адаптированным
образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных
операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие
познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой
работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения
разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.
Таким образом, курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности
учащихся с ОВЗ. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации
современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в
воспитательном процессе. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания
учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся
основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на
современном этапе развития.
Адаптированная образовательная программа направлена на всестороннее развитие личности
воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое,
нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений,
используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и
доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
т.д.
Планируемые результаты освоения адаптированной программы:
Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограниченийздоровья,
при условиях создания специальных условий и предоставления специальныхобразовательных
услуг, учитывающих общие и дифференцированные особыеобразовательные потребности
обучающихся с задержкой психического развития. Требованияк уровню образования обучающихся
данной категории соотносятся со стандартом ФГОС основного общего образования.
Требования к личностным результатам освоения адаптированной образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и
настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию,
приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый
результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с
запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом
ориентировки в мире
профессий и
профессиональных предпочтений, основываясь на
уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение
умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями
строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и
лингвистические средства межличностного взаимодействия;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на
результативность общения;
6) формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной
деятельности в практических ситуациях;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.
Требования к метапредметным результатам освоения адаптированной образовательной
программы.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного
общего образования предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и
универсальными учебными действиями:
1) регулятивными:
- действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной
дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения
учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий);
- действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место;
планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних
заданий);
2) познавательными:
- конспектировать заданный учебный материал;
- подбирать необходимый справочный материал из доступных источников;
- проводить наблюдение, на основе задания педагога;
- использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации;
- выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
- проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам;
- устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для
описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);
3) коммуникативными:
- аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью
реализации учебно-воспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую
освоенные термины и понятия);
4) практическими:
- способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной
практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
- владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с
целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной
литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану
действий).
ФГОС предоставляет возможность дифференцированного подхода к освоению содержательного
и деятельностного компонентов учебных программ, распределяя планируемые результаты освоения
учебных программ по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность
научиться». Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», должны быть
освоены всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дифференцирующий потенциал проявляется здесь в том, что освоение программы предусмотрено
«как минимум на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность».
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения межличностных конфликтов.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы
в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
будущей
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Содержание учебного курса обществознания на ступени основного общего образования
Особенности адаптации рабочей программы по обществознанию
Обучение детей с задержкой психического развития требует адаптации содержания учебного
предмета и методических подходов к образовательным возможностям обучающихся. Учебный
предмет «Обществознание»
для детей с задержкой психического развития имеет важное
социализирующее значение, способствует формированию личностных качеств ребенка. Изучение
обществознания вызывает интерес у детей, знания полученные на уроке, соотносятся с уже
имеющимся у них социальным опытом. Учитывая, что очень часто у детей с задержкой
психического развития наблюдается недостаточный уровень развития мыслительных операций:
анализа, сравнения, классификации, учителю целесообразно работать с такими детьми в рамках
базового уровня усвоения содержания и использовать задания, проверяющие усвоение на базовом
уровне.
Задания для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются по категориям
знать, понимать, применять, где знать – это припоминание информации, понимать – понимание
поставленной задачи, условий ее выполнения, применять – использование полученных знаний для
решения задач.
Знать:
- запоминать и воспроизводить употребляемые термины;
- знать конкретные факты;
- знать основные понятия;
- знать правила и принципы.
Понимать:
- факты, правила и принципы;
- интерпретировать словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
- преобразовывать словесный материал в математические выражения;
- предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся
данных.
Применять:
- понятия и принципы в новых ситуациях;
- законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- правильно владеть методом или процедурой.
Для разработки практических задач предусмотрено использовать ключевые слова:
- знать: называть, узнавать, воспроизводить, перечислять, находить определять, запоминать,
показывать, записывать;
- понимать: рассказывать, приводить примеры, объяснять, формулировать, обсуждать;
- применять: использовать, воссоздавать, иллюстрировать, решать, проверять.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
возрастает роль
методической составляющей обучения: устное изложение материала учителем, работа
силлюстративным материалом,
использование средств
ИКТ и
информационнообразовательныхресурсов, организация уроков в игровой форме, что значительноактивизирует
работу обучающихся и повышает мотивационную составляющую учебнойдеятельности.
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего
образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования
являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный
предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества
через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология,
правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует
формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся,
воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать
социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям
динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как
«История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что
создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность
жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с
ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя.
Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются
социальныенормы. Социальные «параметрыличности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст
человека и социальные отношения. Особенностиподросткового возраста. Отношения в семье и со
сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданскоправовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает
отрождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в
семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные
типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются
материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности
и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается
духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение,
усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и
коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как
спасти природу.
Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи
стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей
страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего
Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их
сохранить и приумножить. Место России среди других государствмира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные
принципы. Добро и зло. Законыи правила нравственности. Моральные нормы и моральныйвыбор.
Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральныхустоевна развитиеобществаи человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права.
Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция
Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о
правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и
культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина.
Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита
Отечества— долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителейи детей. Защита прав и интересов детей,
оставшихся без родителей.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги.
Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности.
Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики:
возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции.
Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный
бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале
XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности
экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в
развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика.
Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум.
Семейное потребление. Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие
индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения
социальной структуры общества с переходомв постиндустриальное общество. Влияние экономики
на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и
«равенство».Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российскогообщества. Социальная политика
Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристикамежнациональных отношений в современной
России. Понятиетолерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства.
Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше
государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство
Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и
избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое
государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной
власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения.
Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная
безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей.
Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её
многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль
религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни
в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное
образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и
спорт. Будущее создаётся молодыми.
Тематическое планирование с указанием количества часов
6 класс
Кол-во часов
Тема
Вводный урок
1
Глава I. Человеквсоциальномизмерении(12ч)
Человек — личность
2
Человек познаёт мир
2
Человек и его деятельность.
2
Потребности человека.
2
На пути к жизненному успеху.
2
Практикум по теме «Человек в социальном измерении»
2
Глава II. Человек среди людей (10 ч)
Межличностные отношения.
2
Человек в группе.
2
Общение.
2
Конфликты в межличностных отношениях.
Практикум по теме «Человек среди людей»
Глава III. Нравственные основы жизни (7 ч)
2
2
Человек славен добрыми делами.
2
Будь смелым.
2
Человек и человечность.
1
Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
Итоговый модуль (4 ч)
Человек в системе общественных отношений. Защита проектов.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество»
Итого
2
2
2
34
7 класс
Кол-во часов
Тема
Вводный урок
1
Глава I Регулирование поведения людей в обществе (13 ч)
Что значит жить по правилам
Права и обязанности граждан
Почему важно соблюдать законы
Защита Отечества
Для чего нужна дисциплина
Виновен — отвечай
Кто стоит на страже закона
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
Человек в экономических отношениях (12 ч)
Экономика и её основные участники
Мастерство работника
Производство: затраты, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля, реклама.
Деньги, их функции
Экономика семьи.
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
Человек и природа (5 ч)
Человек — часть природы
Охранять природу — значит охранять жизнь
Закон на страже природы
Практикум по теме «Человек и природа»
Итоговый модуль (3 ч)
Обобщение и систематизация знаний по курсу. Защита проектов
Итого
1
2
2
2
1
2
2
1
2
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2
3
34
8 класс
Тема
Вводный урок
Кол-во часов
1
Личность и общество (6 ч)
Что делает человека человеком?
Человек, общество, природа
Общество как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества
1
1
1
1
Как сталь личностью
Практикум по теме «Личность и общество»
Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни
Мораль
Долг и совесть
Моральный выбор – это ответственность
Образование
Наука в современном обществе
Религия как одна из форм культуры
Практикум по теме «Сфера духовной культуры»
Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные отношения
Отклоняющееся поведение
Практикум по теме «Социальная сфера»
Экономика (13 ч)
Экономика и её роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство — основа экономики
Предпринимательская деятельность
Роль государства в экономике
Распределение доходов
Потребление
Инфляция и семейная экономика
Безработица, её причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля
Практикум по теме «Экономика»
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Человек и общество»
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
9 класс
Кол-во часов
Тема
Вводный урок
1
Политика (10 ч)
Политика и власть
Государство
Политические режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Практикум по главе «Политика»
1
1
1
1
1
1
2
2
Право (20 ч)
Роль права в жизни общества и государства
Правоотношения и субъекты права
1
1
Правонарушения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы
Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ
Права и свободы человека и гражданина
Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые правоотношения
Семейные правоотношения
Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения
Социальные права
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Практикум по главе «Право»
Итоговый модуль
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Человек и общество»
Итого
1
1
2
2
1
1
1
2
2
1
1
1
2
3
3
34
Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
2. http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
3. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
4. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf —
Собрание
законодательства
Российской
Федерации.
5. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
6. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
7. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
8. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm —
Образовательные
ресурсы
Интернета
—
обществознание.http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social Обществознание в школе (дистанционное обучение).
9. http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд
общественного мнения (социологические исследования).
10. http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный
образовательный портал.
11. http://www.50.economicus.ru— 50 лекций по микроэкономике.
12. http://www.gallery.economicus.ru— Галерея экономистов.
13. http://www.be.economicus.ru— Основы экономики. Вводный курс. hup://www.cebe.sib.ru —
Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
14. http://www.hpo.opg— Права человека в России.
15. http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста.
16. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
17. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации: официальный сайт.
18. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm—
Декларация
прав
школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.
19. http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд».
20. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
21. http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
22. http://www.russianculture.ru/— Культура России.
23. http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал.
24. http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экосистема».
25. http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России».
26. http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
27. http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам.
28. http://www.ihtik.libru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.