Приложение
к
адаптированной
общеобразовательной программе
основной
основного
общего образования обучающихся с задержкой
психического развития, утвержденной приказом
№ 139 от 31.08.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ
(5-9 классы)
Камышлов, 2021 год
Разработчик:
Митрофанова С.В., учитель-логопед, магистр
Организация-разработчик: Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №6» КГО
1. Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Логопедические коррекционно-развивающие
занятия» обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 5-9 классов общеобразовательной школы разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, АООП ООО обучающихся с ЗПР, с использованием рекомендаций:
Ефименковой Л.Н. (Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классовМ.: «Просвещение», 1989), Лалаевой Р. И.( «Логопедическая работа в коррекционных
классах» – М.,1999), Лопухиной И. (Логопедия. 550 занимательных упражнений по
развитию речи-М.: Аквариум, 1995), Пожиленко Е. А. («Волшебный мир звуков и слов». –
М.,2001), Репиной З.А.,В. И.Буйко ( Уроки логопедии.- Екатеринбург, Литур, 1999),
Садовниковой И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоления у младших
школьников». –М.,1997), Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А., Чиркиной Г.В. («Нарушение
речи у детей» –М.,1993), Фомичеваой М.Ф.( Воспитание у детей правильного
произношения.- М.: “ Просвещение”, 1988), Ястребовой А.В. («Преодоление общего
недоразвития речи» - М.,2000), Коржаевой Е.Е (логопедическая работа с младшими
школьниками с ЗПР.- «ТЦ Сфера», 2011).
Рабочая программа предназначена для обучения детей с нарушениями устной и
письменной речи (артикуляционно-фонематической, моторной и оптической дисграфией),
имеющих ограниченные возможности здоровья (ЗПР).
Составление данной программы помогает решить следующие задачи:
1. Определение содержания учебного и речевого материала.
2. Систематизация учебного и речевого материала.
3. Определение сопряженности речевого и учебного материала.
4. Определение знаний, умений и навыков через составляющие образованности.
5. Планирование обеспечения дидактического и учебно–методического материала.
6. Определение нагрузки занятий.
Обучение направлено на устранение речевого дефекта, развитие коммуникативных
навыков, воспитание речевой культуры, развитие познавательной деятельности в сфере
овладения языком и речью, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении
общеобразовательной программы и повышение мотивации к обучению.
Достигается
это
через
развитие
всех
структурных
компонентов
речи:
фонематического слуха, звукового анализа, коррекции звукопроизношения, слоговой
структуры слова, лексико–грамматического строя речи, связного речевого высказывания.
Основными принципами педагогической деятельности по реализации
программы являются принципы гуманизации, диалогизации, персонификации,
индивидуализации, а также конкретные принципы логопедической работы.
Принципы логопедической работы
1. Учёт механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип)
Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить
ее. Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих,
в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации
ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.
2. Комплексность. Речь – процесс сложный. При коррекции нарушений речи
требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра,
невропатолога,
психолога),
ведь
мозг
–
единое
целое,
и
нарушение
звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого
расстройства.
3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто
родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая
о том, что речь недоразвита в целом. Нельзя ограничиваться только коррекцией
неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки
звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование
слов в предложение также заслуживают внимания.
4. Опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист
сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно
подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
5. Учёт закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении
языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать.
Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход речевого
развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.
6. Учет ведущей деятельности. Для школьников ведущая деятельность
учебная. На этой основе и строится вся программа логопедической работы. Однако,
игровые моменты тоже остаются.
7. Поэтапность. Логопедический процесс длительный и целенаправленный.
Выделяются следующие этапы:
Диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка
индивидуальной программы по коррекции), коррекция (мотивирование обучаемого,
подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания,
постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация
смешиваемых звуков), оценка и контроль (оценивается динамика в обучении,
проверяется отсутствие рецидивов).
8. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности
ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед должен суметь,
учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребёнку,
установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в
обретении нормальной речи.
9. Тесное сотрудничество с родителями. Роль родителей в устранении
речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребёнок проводит пару
часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только
родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и
постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом
дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и
ребёнка, ведь оно подразумевает обучение через игру.
Содержание программы реализуется на основе принципа природосообразности
образования, как доминанты индивидуально – личностного развития. В системе занятий
реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной
направленности
при соблюдении
триединой
задачи:
коррекционное воспитание,
коррекционное развитие, коррекционное обучение.
В процессе коррекционно – развивающего обучения решаются следующие
задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;
- коррекция и развитие просодической стороны речи;
- формирование слоговой структуры слова;
- коррекция звукопроизношения;
- дифференциация звуков сходных по артикуляционным и акустическим
признакам;
- закрепление произносительных навыков в самостоятельной речи;
- формирование умения воспринимать словесную и письменную
инструкции;
- формирование лексических и грамматических категорий;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связного речевого высказывания;
- формирование понимания логико-грамматических и инверсионных
конструкций;
- развитие произвольного внимания, памяти, мышления;
- развитие умения и навыков планирования, организации деятельности и
самоконтроля;
- формирование языкового чутья;
- развитие навыков чтения;
- коррекция письма;
- развитие контекстной письменной речи.
Рабочая программа коррекционного курса составлена с учетом требований
ценностно-ориентационной составляющей образованности на ступени начального
образования.
Отношение к себе:
чувство гордости за свои достижения и огорчение от неудач;
способность к оценке собственных изменений на основе развития чувства долга,
совести, навыков самопознания;
интерес к познанию природных и приобретенных склонностей к успешному
освоению требований учебного труда;
уверенность в способности освоения необходимого для самореализации и
самоутверждения в этом возрасте объема социального опыта.
ценность основных навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
Отношение к другим:
открытие чувства «Мы», проявление коллективизма, умения согласовывать при
необходимости свои потребности с интересами окружающих;
оценочное отношение к другим в контексте соблюдения утверждаемых ближайшем
окружением нравственных, эстетических, трудовых норм и правил;
умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый –
сверстник - я»;
умение дать оценку соответствия своего поведения нормам и правилам
взаимодействия с членами семьи, педагогами, учащимися школы и другими людьми;
интерес к познанию других людей, стремление учитывать их особенности при
совместной деятельности.
Отношение к учебной деятельности:
радость освоения новых способов деятельности; удовольствие от учебы; чувство
ответственности за результаты учебной деятельности;
оценка результативности развития учебных навыков в соответствии с поставленной
целью;
интерес к рациональному познанию как основе последующего развития;
потребность в постоянном расширении информации о себе, окружающих людях,
месте жительства, регионе;
понимание важности соединения учебы в школе с постоянным самостоятельным
расширением знаний о различных процессах, происходящих в природе, человеческом
сообществе.
Отношение к миру (ближайшее социокультурное и территориальное окружение):
сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе
постоянного расширяющегося его познания;
оценка отношений двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот
мир во всем многообразии;
интерес к познанию законов, определяющих процессы, происходящие в природе, в
обществе;
уверенность в познаваемости мира;
начальные
представления
о
ценности
знания
взаимосвязи
процессов,
происходящих в регионе, стране, мире;
Так же, в соответствии с требованиями ФГОС ООО, осуществляется реализация
пяти линий содержания образования:
Инфомационной культуры
Социально – экономической и правовой культуры
Художественной культуры
Культуры здоровья и охраны безопасности жизнедеятельности
Экологической культуры,
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения
в
усвоении
познавательными
учебных
программ,
способностями,
обусловленные
специфическими
недостаточными
расстройствами
психологическогоразвития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации
деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной
степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения
речевой
и
мелкой
ручной
моторики,
зрительного
восприятия
и
пространственной ориентации.
Различие структуры
определяет
необходимость
нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
многообразия
специальной
поддержки
в
получении
образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по
срокам с образованием здоровых сверстников.
2. Общая характеристика коррекционного курса «Логопедические
коррекционно-развивающие занятия»
Логопедические коррекционно-развивающие занятия направлены на профилактику
и коррекцию дисграфии, развитие графомоторных навыков.
Программа
определяет
основную
цель
логопедических
занятий,
которая
заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.
Определяет направления коррекционно-развивающей логопедической работы:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие
коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической
речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого
опыта);
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности; развитие
познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Определяет алгоритм логопедического сопровождения обучающегося с ЗПР и
раскрывает его особенности.
3. Описание места коррекционного курса
Согласно требованиям Стандарта, логопедические коррекционно-развивающие
занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности. Они представлены
фронтальными и индивидуальными логопедическими занятиями, которые направлены на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий,
их
количественное
общеобразовательной
организацией
соотношение,
МАОУ
содержание
«Школа
№6»
осуществляется
КГО,
исходя
из
психофизических особенностей, обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК.
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре пять лет. Задачи,
поставленные
требований.
перед
школьниками,
усложняются
с
усложнением
программных
Поскольку
все
стороны
речи
–
фонетическая,
словообразовательная,
грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе
проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не
изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить
усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы
основывается на взаимосвязи между его компонентами.
Алгоритм логопедического сопровождения обучающегося с ЗПР
I. Работа по выявлению учащихся нуждающихся в логопедической помощи.
1.
Обследование обучающихся 5х классов, анализ результатов.
2.
Знакомство родителей с результатами обследования.
3.
Представление результатов анализа логопедического обследования на ППк
(при необходимости)
Представление заключения логопеда (при необходимости) для ПМПК.
4.
II. Работа с обучающимися с ЗПР, прошедшими ПМПК и имеющими рекомендации
к индивидуальному логопедическому сопровождению.
Диагностическая
1.
работа проводится
с
целью
выявления
особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР:
- изучение анамнестических данных ребенка. Осуществляется при личной беседе с
родителями
и
изучении
медицинской
карты
обучающегося,
беседе
с
врачом. Ознакомление с данными медицинского осмотра и изучение анамнестических
данных дает объективный материал для выявления причин речевых нарушений и
определения педагогической стратегии.
- определение
уровня
речевого
развития
ребенка. Диагностика
речевого
развития: общая, тонкая, артикуляционная моторика; импрессивная речь; экспрессивная
речь; звукопроизношение
(свистящие,
шипящие
звуки,
соноры); словообразование;
лексико-грамматический строй речи; диагностика устной речи по Т.А. Фотековой;
письменная речь.
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающегося. Беседы с учителями, психологом школы и родителями.
- анализ полученных результатов проводиться с целью проектирования и
корректировки коррекционных мероприятий. Заполнение речевой карты.
Виды диагностики: входная диагностика (проводится в начале учебного года, с
целью
выявления
исходных
параметров
развития
обучающихся);промежуточная
диагностика (проводится в середине учебного года, для отслеживания динамики развития
наиболее сложных дефектов обучающихся); итоговая диагностика (проводится в конце
учебного года, с целью определения эффективности коррекционно-развивающего
воздействия на обучающихся).
2) Коррекционно-развивающая работа.
Организация мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся,
коррекции недостатков в речевом развитии и освоению ими содержания образования по
русскому языку и чтению.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление
индивидуального
маршрута
логопедического
сопровождения
обучающегося, «Дорожной карты обучающегося»
― разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и
индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в
соответствии с их особыми образовательными потребностями;
― организацию и проведение индивидуальных и групповых логопедических
занятий по развитию устной и письменной речи.
― утверждение расписания занятий.
― подбор и изготовление материала, игр с учётом специфики работы с учащимися
с речевой патологией
3) Консультативная работа.
Обеспечивает непрерывность специального логопедического сопровождения
обучающихся с ЗПР, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей в
решении конкретных вопросов коррекции и оказания возможной помощи обучающемуся
в развитии устной и письменной речи и конкретных методов и приемов в освоении того
или иного раздела общеобразовательной программы особенно по русскому языку и
чтению.
4) Информационно-просветительская работа.
Заключается в осуществлении разъяснительной деятельности в отношении
педагогов с целью повышения их компетентности в вопросах логопедической помощи
обучающихся с ЗПР и родителей с целью формирования у них элементарной
компетентности по вопросам, связанным с особенностями развития речи обучающихся с
ЗПР и их коррекции. Информационно-просветительская работа включает: ― проведение
тематических выступлений для педагогов и родителей ― оформление информационных
стендов, печатных и других материалов.
Особенности логопедического сопровождения обучающихся с ЗПР
Логопедическая
работа
с
детьми,
страдающими
ЗПР,
учитывает
их
психологические особенности и проводится по следующим направлениям:
• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
• формирование пространственных представлений;
• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и
артикуляторной моторики;
• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры
слова;
• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование
лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
• формирование морфологической и синтаксической системы языка;
• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
• формирование анализа структуры предложений;
• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же
время дифференцированный характер.
Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с
учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей
ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня
недоразвития и механизмов нарушений речи.
В процессе коррекционной работы необходимо уметь организовать умственную и
речевую
деятельность
детей,
вызвать
положительную
мотивацию,
максимально
активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные
приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего
развития.
Логопедическое сопровождение ребенка с ЗПР необходимо рассматривать как
комплексную технологию педагогической поддержки и помощи ребёнку, родителям и
педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации, которая
осуществляется во взаимодействии учителя-логопеда, учителя предметника, социального
педагога, педагога-психолога.
По завершению логопедического обследования детей учитель-логопед передает
педагогу-психологу для дальнейшей совместной коррекционной сведения об имеющихся
нарушениях: общей, тонкой, артикуляционной моторики, недостатках фонетико-
фонематического
восприятия,
виде
и
группе
дефектного
звукопроизношения,
ограничениях объема активного и пассивного словаря, пробелах в формировании лексикограмматического строя речи, навыках сформированности связной речи, видах нарушений
письменной речи.
Педагог-психолог
индивидуальных
передает
особенностях
учителю-логопеду
детей:
мотивация
следующие
деятельности
данные
и
об
самооценка,
работоспособность, объем внимания, его устойчивость и способность к распределению,
объем слуховой и зрительной памяти, прочность запоминания, качества опосредованного
запоминания, целостность и избирательность восприятия, сформированность понятийного
мышления, мыслительных операций, навыков суждений и умозаключений.
После совместного анализа полученных результатов заполняются индивидуальные
карты обучающихся и составляются психологические и логопедические заключения.
Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение
результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии
ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой,
личностной сфере, сделать общее заключение и определить направления, пути и методы
психолого-логопедической помощи.
Учитель-предметник осуществляет закрепление на уроках полученных знаний и
умений с применением коррекционных приемов и методов обучения.
Социальный педагог осуществляет социальное партнёрство, с медицинскими и
социально-правовыми службами.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения коррекционного курса
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и
фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне
фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым
другим
человеком.
Умение
делиться
своими
воспоминаниями,
впечатлениями и
планами с другими людьми.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических
связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом
уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии
с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
Универсальные учебные действия
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте
усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях.
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы.
Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных
учебных умений:
1) коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации
общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;
контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения;
извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
2) умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов
и отношений между ними;
3)
умений
выполнять
логические
действия
абстрагирования,
сравнения,
нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические
действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который
реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную
деятельность.
Заданные ФГОС УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и
организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей
обучающихся.
Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых
карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений обучающихся в
развитии универсальных учебных действий.
Программа формирования универсальных учебных действий включает в себя:
Личностные УУД: определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников
информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст; совместно договариваться о правилах общения и поведения
и следовать им.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; учиться
работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное
задание от неверного.
Результаты освоения коррекционного курса.
1. Личностные:
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей на уровне
положительного отношения к школе;
- заинтересованность посещения школы в целом, осознание необходимости,
логопедических занятий в частности;
- осознание необходимости учения и посещения коррекционных логопедических
занятий;
- осознание важности, значения, роли языка и речи в жизни людей;
-
соблюдение
и
выполнение
правил
школьного
поведения
на
уроках,
логопедических занятиях;
- проявление самостоятельности в выполнении учебных заданий;
- овладение навыками коммуникации, выражение эмоций в процессе общения со
сверстниками, взрослыми;
- умение проявлять самостоятельность в различных видах речевой деятельности;
- выражение интереса к новому, к поиску ошибок и путей их исправления.
2. Метапредметные:
- умение определять и формулировать цель учебной деятельности с помощью
учителя - логопеда и самостоятельно;
- навыки работы по заранее продуманному учителем - логопедом плану;
- способность самостоятельно планировать учебную деятельность;
- овладение умением излагать свои предположения, прогнозировать предстоящую
работу с учебным материалом;
- умение самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки;
-умение объективно оценивать собственные знания, полученные в ходе учебной
деятельности и коррекционной работы;
- умение отделять знание от незнания с помощью педагога и сверстников;
- понимание заданного вопрос и находить на него ответ, используя учебные
пособия курса, свой опыт, строить ответ в соответствии с вопросом;
- формулирование выводов в результате совместного учебного сотрудничества;
- понимание условных знаков, схем, моделей, имеющиеся в учебных пособиях
курса;
- установление причинно-следственных связей в изучаемом материале;
- обобщение (выделение ряда объектов по заданному признаку).
- умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, с учителем, со взрослыми;
- навыки коллективного обсуждения предстоящей работы, поиска решения
выявленной проблемы или поставленной задачи;
- благоприятное и продуктивное взаимодействие при выполнении групповой
деятельности;
- совместные выводы по результатам проделанной коррекционной работы группы и
учителя - логопеда.
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя-логопеда;
3. Предметные результаты:
- первичное умение оценивать уместность выбора языковых и неязыковых средств
устного общения в урочной и внеурочной деятельности, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета;
- составление предложения из заданных слов и по рисунку; небольшого рассказа по
сюжетным картинкам;
- различение звуков речи;
- различение и употребление в речи терминов, используемых для обозначения
основных понятий – речь, предложение, слово, слог, звук, буква, оппозиционные звуки,
артикуляция и т.д.;
- установление последовательности и количество звуков в слове;
- различение гласные и согласные звуки на основе их признаков, ударные и
безударные гласные, парные согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;
- определение звонких и глухих непарных звуков;
- определение непарных твёрдых и непарных мягких согласных звуков;
- нахождение в слове ударного гласного звука и безударного звука;
- осознание и навыки определения показателей твёрдости-мягкости согласных
звуков;
- умение делить слова на слоги;
- умение различать звуки и буквы; буквы гласных звуков как показатели твердостимягкости согласных звуков;
- определение функции ь, а также букв е, ё, ю, я в слове;
- навыки обозначения на письме звука [й’];
- установление соотношения звуков и букв в словах, где их количество не
совпадает;
- первоначальные навыки выполнения фонетической транскрипции слова;
-
осуществление
фонетического
(звукового)
и
фонетико-графического
(звукобуквенного) разбора простых слов;
- осознание смыслоразличительной роли звуков речи в слове;
- конструирование простых предложений и их распространение;
- нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- владение достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на
минимальном базовом уровне.
Требования к уровню речевых умений учащихся
К концу курса коррекции основной ступени учащиеся должны знать
(понимать):
Слова-синонимы,
антонимы,
омонимы,
однозначные
и
многозначные слова, фразеологизмы, образные слова и выражения;
Этимологию некоторых слов (устаревшие названия слов);
Выбор гласных 1-го ряда и 2-го ряда после твёрдых и мягких парных
согласных,
Особенности
артикуляции
звуков,
имеющих
акустико-
артикуляционное сходство;
Соотношения звуков и букв в слове, подбирать слова с определённым
соотношением звуков и букв;
Место твёрдого и мягкого разделительных знаков в слове.
Правила проверки безударных гласных в корне слов, парных звонких
и глухих согласных в конце слов и в середине слов перед парными согласными по
звонкости-глухости.
К концу курса коррекции учащиеся должны уметь:
Определять лексическое значение слова по толковому словарю;
Определять лексическое значение слова, употреблённого в
контексте;
Правильно строить высказывание в соответствии с лексическим
значением однозначных и многозначных слов, слов-синонимов, антонимов,
омонимов, фразеологизмов;
Подбирать слова-синонимы и слова- антонимы к словам разных
частей речи;
Объяснять различие в лексическом значении слов-синонимов;
Дифференцировать многозначные слова и слова-омонимы;
Определять прямое и переносное значение многозначных слов;
Правильно употреблять пословицы и поговорки в речи;
Подбирать проверочные родственные слова к словам с
безударными гласными и к словам с парными согласными по звонкостиглухости в конце слов и в середине слов перед глухими согласными;
Подбирать слова к заданным схемам по теме «состав слова»,
дифференцировать предлоги и приставки;
Дифференцировать
твёрдые
и
мягкие
согласные,
разделительные твёрдый и мягкий знаки в слове.
К концу освоения коррекционного курса учащиеся должны использовать
приобретенные знания и умения в повседневной жизни и практической
деятельности:
Для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых
и сверстников, детских аудиозаписей, радиопередач и др.)
Работы со словарями.
Соблюдения орфоэпических норм.
Создания в устной и письменной речи несложных текстов по
интересующей тематике соответственно возрасту.
Овладения
нормами
русского
речевого
этикета
в
ситуациях
повседневного общения.
Для самостоятельного чтения книг.
Высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее
элементам.
Работы
с
разными
источниками
информации
(словарями,
справочниками, в т.ч. на электронных носителях).
Основным результатом коррекции нарушений письменной речи является
воспитание языкового «чутья», развитие языковой способности и наблюдательности, для
формирования навыков речевой коммуникации.
5.Содержание коррекционного курса
Коррекционный курс «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»
разработан с целью организации обучения и воспитания в образовательной организации
детей с ЗПР, имеющими нарушения речи. Данный курс является органичной частью
АООП ООО ОВЗ (ЗПР). Логопедические занятия (групповые и/или индивидуальные)
проводится во внеурочное время с обучающимися с 5 по 9 класс с ЗПР, имеющими
различные нарушения устной и письменной речи. Сроки логопедического воздействия на
обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей,
индивидуальных особенностей развития и структурой речевого дефекта данной категории
обучающихся. В связи с тем, что в процессе всего школьного обучения сохраняется
возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой
(основанием для этого является заключение ПМПК) или при устранении речевого
дефекта, сроки нахождения на логопедическом учете могут корректироваться в сторону
уменьшения.
Весь материал, представленный в программе составлен с учетом возрастных
особенностей обучающихся, структурой речевого дефекта, требований АООП ООО для
детей с ЗПР. Периодичность логопедических занятий определяется тяжестью нарушения
речевого развития. С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, нарушения
чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи - не менее двух раз в неделю.
С
обучающимися,
недоразвитие
речи;
имеющими
фонетико-фонематическое
нарушения
чтения
и
письма,
или
фонематическое
обусловленные
фонетико-
фонематическим или фонематическим недоразвитием речи - не менее одного-двух раз в
неделю. С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в
неделю; с заикающимися обучающимися не менее двух раз в неделю.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность
индивидуального занятия - 20 минут. Количество часов, отведенное на изучение каждой
темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов
обследования обучающегося, а также от индивидуального темпа усвоения учебного
материала. Задачи, поставленные перед обучающимися, усложняются с усложнением
программных требований. Логопедические занятия проводятся в соответствии с
тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности:
речевой
гимнастикой,
упражнениями и т.д.
физкультминутками,
сюрпризными
моментами,
игровыми
В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития
психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при
обучении
особо
нуждаются
во
вспомогательных
средствах,
облегчающих
и
направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является
наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания.
Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и
включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и
психологической базы речи. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения.
Количество
часов,
планируемых
на
каждую
тему,
зависит
результативности
коррекционной работы. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить
усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы
основывается на взаимосвязи между его компонентами.
Направления коррекционно-развивающей -логопедической работы:
Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего
школьного возраста (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова). Преодоление нарушений
произносительной стороны речи осуществляется на индивидуальных занятиях в
соответствии с имеющимися у детей дефектами произношения. Сроки преодоления
нарушений произносительной стороны речи зависят от выраженности нарушений.
Коррекция
нарушений
произносительной
стороны
речи
на
основе
развития
кинестетического анализа и фонематического слуха.
Основным содержанием логопедической на начальном этапе работы является
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На первом этапе коррекционноразвивающего обучения осуществляется своевременная и целенаправленная подготовка к
обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционноразвивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.
Поэтому необходимо сформировать:
-полноценные фонематические процессы;
-представления о звукобуквенном составе слова;
-навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых
основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
- скоррегировать дефекты произношения.
В ходе занятий формируются
фонематические процессы и уточняются
представления о звуко-слоговом составе слова, развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза. Кроме того, методом устного опережения, осуществляется работа по уточнению
и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических
конструкций, то есть создаётся база для дальнейшей целенаправленной работы при
обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей
на решении основной задачи первого этапа.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционноразвивающего обучения детей, обучающихся в классах с ЗПР, а именно: одновременная
работа над всеми компонентами речевой системы.
На последующих этапах коррекционной работы большое значение отводится
дифференциации букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Работу над
мягкими и твёрдыми согласными связывают с дифференциацией гласных I-II ряда. Работу
по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при
произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Работа на первом этапе
завершается дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство по количеству
элементов (л-м, п-т, и-ш), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д,
у-ч,г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв(у-д-з, о-а, н-ю, л-я,и-у,хж, ш-щ, а-д).
Формирование фонематического восприятия (Л.Н. Ефименкова, Л.В., Т.В.
Волосовец). Работа по формированию фонематического восприятия строится на
общепринятой схеме с опорой на зрительный анализатор. В виде зрительной опоры
используются фишки, картинки, буквы. Развитие фонематического слуха, навыков
языкового анализа и синтеза в основном проводится с помощью общеизвестных приемов,
отличие заключается в более длительном использовании наглядных опор при применении
словесных методов.
Развитие
и
коррекция
нарушений лексико-грамматического
строя
речи (Л.Н. Ефименкова, М.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В.
Серебрякова).
Работа
по
развитию
и
уточнению
лексической
стороны
речи
осуществляется в тесном контакте с развитием сенсорной сферы. Целью этой работы
является совершенствование навыков словоизменения и словообразования. Развитие
словарного запаса происходит
семантических
полей,
за счет
расширение
уточнения значений слов, закрепление
лексического
состава
с
помощью
глаголов,
прилагательных, наречий. Упражнение в построении синтаксических конструкций
проводится в тесной взаимосвязи с развитием пространственного восприятия и
сукцессивных функций. Параллельно ведется работа по развитию речеслуховой памяти,
произвольности запоминания и воспроизведения речевого материала.
Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии
лексического и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено
на активную работу по:
-уточнению значений у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса
как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт
развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
-уточнению значений используемых синтаксических конструкций;
-дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления
связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении,
моделями различных синтаксических конструкций;
-овладению навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
понятие о многозначности слов.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на
фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению
представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного
усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в
формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и
синонимии родного языка. Иначе говоря, целью работы по восполнению пробелов в
развитии лексико-грамматических средств языка у детей является формирование
предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о
парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов. В
процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются
умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, а также активного и
адекватного использования их в целях общения в различных учебных ситуациях.
Кроме того, на логопедических занятиях отрабатывается умение устанавливать
связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).
Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может
быть такой:
-практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и
адекватного их употребления;
-практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и
адекватного их употребления,
-понятие о родственных словах; о предлогах и способах их использования;
дифференциации предлогов и приставок;
-овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
понятие о многозначности слов.
Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с
отработкой предложений различных синтаксических конструкций. В процессе развития
устной речи постоянно осуществляется работа по овладению моделями различных
предложений. В процессе работы по формированию полноценных морфологических
представлений должны быть созданы предпосылки к осознанному усвоению таких
важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне;
родовые, падежные окончания различных частей речи и т.п. На логопедических занятиях
данного этапа коррекционно-развивающего обучения продолжается также работа над
развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний, учебные
диалоги, которые постепенно становятся всё более развёрнутыми по сравнению с
аналогичными на первом этапе.
Формирование связной речи (В.П. Глухов, М.С Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.
Филичева). Этой работе предшествуют специальные упражнения по формированию
грамматических
связей
слов
в
предложении
и
по
формированию
навыка
последовательной передачи событий. Наглядным пособием служат схемы, сюжетные
картинки, пиктограммы. Во время работы по формированию связной речи огромное
внимание уделяется и интонационно-мелодической стороне речи.
Коррекция нарушений чтения и письма (А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, А.В.
Ахутина, О.Б. Иншакова, Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова, Г.А.Каше). Работа по
преодолению дисграфии и дислексии зависит от нарушенной функции и строится на
основе развития кинестетического, зрительного, слухового и пространственного
факторов.
Также на коррекционно-развивающих логопедических занятиях происходит
развитие психомоторной сферы детей. При осуществлении этого направления решается
задача совершенствования и развития основных двигательных навыков и установление
межполушарного взаимодействия. Работа строится на основе представление об уровневой
организации движений (Н.А. Бернштейн), с использованием комплексной методики
психомоторной коррекции, разработанной А.В. Семенович, а также рекомендациями по
развитию регуляции эмоционального состояния, координации и ритмизации движений
Е.А. Коневой и Н.А. Рудаметовой. Задания и упражнения комплексной методике
психомоторной коррекции, включенные в структуру технологии, направлены на решение
следующих задач:
снятие телесных напряжений;
развитие невербальных компонентов общения;
развитие межполушарного взаимодействия.
При этом с упражнениями, предложенными авторами методики, в коррекционнологопедическую работу вошли упражнения, которые были разработаны нами в ходе
занятий. В процессе реализации задач психомоторной коррекции была предусмотрена
коррекционно-развивающая
работа,
направленная
на
совершенствование
общей
моторики, тонкой моторики рук и артикуляционных движений. Двигательные навыки,
которые дети обретают на коррекционно-логопедических занятиях, используются ими
потом в игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, таким
образом,
становятся
неотъемлемым
компонентом
повседневного
двигательного
поведения.
Для диагностики и проведения мониторинга используется «Тестовая методика
диагностики устной и письменной речи» Т.А.Фотековой. Для обследования уровня
развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической
диагностики – стандартизированной методики обследования речи с бально-уровневой
системой оценки (Фотекова Т.А.)
Данная методика позволяет
уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль;
выстроить систему индивидуальной коррекционной работы;
отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить
эффективность коррекционного воздействия.
Основным средством оценки эффективности работы по данной программе является
диагностика уровня речевого развития ребёнка в начале, середине и в конце года по
качественным и количественным показателям. Программа предполагает безоценочную
систему проведения логопедических занятий
6.Тематическое планирование
Тематическое планирование
индивидуальных и подгрупповых логопедических
коррекционно-развивающих занятий школьников с ОВЗ (ЗПР)
5 класс
№
п/п
Тема
1
Логопедическое обследование.
2
Логопедическое обследование.
3
Звуки и буквы.
4
Слогообразующая роль гласных.
5
Твёрдые и мягкие парные согласные.
6
Звонкие и глухие парные согласные.
7
Звуко-буквенный, звуко-слоговой анализ слов.
8
Слова. Образование слов с помощью приставок.
9
Слова. Образование слов с помощью суффиксов.
10
Ударение.
11
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
12
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ
13
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
14
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.
15
Дифференциация букв, обозначающих звонкие и глухие парные согласные.
16
Дифференциация букв, обозначающих звуки, близкие по артикуляции.
17
Мягкий знак в середине слова.
18
Разделительный мягкий знак.
19
Дифференциация Ъ-Ь.
20
Предлог.
21
Синонимы.
22
Антонимы.
23
Омонимы.
24
Однозначные и многозначные слова.
25
Фразеологизмы.
26
Родственные слова.
27
Родственные слова и формы слова.
28
Состав слова. Приставка.
29
Приставка и предлог.
30
Текст.
31
Предложение.
32
Предложение. Управление.
33
Распространение предложения.
34
Границы предложения.
35
Связь слов в предложении.
36
Восстановление деформированного предложения.
37
Восстановление деформированного текста.
38
Семантический анализ текста.
39
Логопедическое обследование.
40
Логопедическое обследование.
Итого: 70ч.
Количес
тво
часов
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
Тематическое планирование
индивидуальных и подгрупповых логопедических
коррекционно-развивающих занятий школьников с ОВЗ (ЗПР)
6 класс
№
п/п
Тема
1
Логопедическое обследование.
2
Логопедическое обследование.
3
Звуки и буквы.
4
Слогообразующая роль гласных.
5
Твёрдые и мягкие парные согласные.
6
Звонкие и глухие парные согласные.
7
Звуко-буквенный, звуко-слоговой анализ слов.
8
Слова. Образование слов с помощью приставок.
9
Слова. Образование слов с помощью суффиксов.
10
Ударение.
11
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
12
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ
13
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
14
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.
15
Дифференциация букв, обозначающих звонкие и глухие парные согласные.
16
Дифференциация букв, обозначающих звуки, близкие по артикуляции.
17
Мягкий знак в середине слова.
18
Разделительный мягкий знак.
19
Дифференциация Ъ-Ь.
20
Предлог.
21
Синонимы.
22
Антонимы.
23
Омонимы.
24
Однозначные и многозначные слова.
25
Фразеологизмы.
26
Родственные слова.
27
Родственные слова и формы слова.
28
Состав слова. Приставка.
29
Приставка и предлог.
30
Текст.
31
Предложение.
32
Предложение. Управление.
33
Распространение предложения.
34
Границы предложения.
35
Связь слов в предложении.
36
Восстановление деформированного предложения.
37
Восстановление деформированного текста.
38
Семантический анализ текста.
39
Логопедическое обследование.
40
Логопедическое обследование.
Итого: 70ч.
Количес
тво
часов
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
Тематическое планирование
индивидуальных и подгрупповых логопедических
коррекционно-развивающих занятий школьников с ОВЗ (ЗПР)
7 класс
№
п/п
Тема
Логопедическое обследование.
Логопедическое обследование.
Составление рассказа – описания.
Составление рассказа с элементами рассуждения.
Звуки и буквы.
Твёрдые и мягкие парные согласные.
Звонкие и глухие парные согласные.
Ударение.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.
Дифференциация букв, обозначающих звонкие и глухие парные согласные.
Дифференциация букв, обозначающих звуки, близкие по артикуляции.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация Ъ-Ь.
Имя существительное. Общее значение.
Имя существительное. Род и число.
Глагол. Общее значение.
Глагол. Число и время.
Имя прилагательное. Общее значение.
Имя прилагательное. Число и род.
Предлог.
Приставка.
Дифференциация предлогов и приставок.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Однозначные и многозначные слова.
Родственные слова и формы слова.
Образование слов.
Словосочетание.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Границы предложения.
Работа с деформированным предложением.
Предложение. Согласование имени прилагательного с именем
существительным в числе и роде.
38
Предложение. Управление.
39
Семантический анализ предложения.
40
Текст. Восстановление деформированного текста.
41
Семантический анализ текста.
42
Логопедическое обследование.
43
Логопедическое обследование.
Итого: 70ч.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Количес
тво
часов
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
Тематическое планирование
индивидуальных и подгрупповых логопедических
коррекционно-развивающих занятий школьников с ОВЗ (ЗПР)
8 класс
№
п/п
Тема
Логопедическое обследование.
Логопедическое обследование.
Составление рассказа – описания.
Составление рассказа с элементами рассуждения.
Звуки и буквы.
Твёрдые и мягкие парные согласные.
Звонкие и глухие парные согласные.
Ударение.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.
Дифференциация букв, обозначающих звонкие и глухие парные согласные.
Дифференциация букв, обозначающих звуки, близкие по артикуляции.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация Ъ-Ь.
Имя существительное. Общее значение.
Имя существительное. Род и число.
Глагол. Общее значение.
Глагол. Число и время.
Имя прилагательное. Общее значение.
Имя прилагательное. Число и род.
Предлог.
Приставка.
Дифференциация предлогов и приставок.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Однозначные и многозначные слова.
Родственные слова и формы слова.
Образование слов.
Словосочетание.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Границы предложения.
Работа с деформированным предложением.
Предложение. Согласование имени прилагательного с именем
существительным в числе и роде.
38
Предложение. Управление.
39
Семантический анализ предложения.
40
Текст. Восстановление деформированного текста.
41
Семантический анализ текста.
42
Логопедическое обследование.
43
Логопедическое обследование.
Итого: 70ч.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Количес
тво
часов
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
Тематическое планирование
индивидуальных и подгрупповых логопедических
коррекционно-развивающих занятий школьников с ОВЗ (ЗПР)
9 класс
№
п/п
Тема
Логопедическое обследование.
Логопедическое обследование.
Составление рассказа – описания.
Составление рассказа с элементами рассуждения.
Звуки и буквы.
Твёрдые и мягкие парные согласные.
Звонкие и глухие парные согласные.
Ударение.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.
Дифференциация букв, обозначающих звонкие и глухие парные согласные.
Дифференциация букв, обозначающих звуки, близкие по артикуляции.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация Ъ-Ь.
Имя существительное. Общее значение.
Имя существительное. Род и число.
Глагол. Общее значение.
Глагол. Число и время.
Имя прилагательное. Общее значение.
Имя прилагательное. Число и род.
Предлог.
Приставка.
Дифференциация предлогов и приставок.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Однозначные и многозначные слова.
Родственные слова и формы слова.
Образование слов.
Словосочетание.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Границы предложения.
Работа с деформированным предложением.
Предложение. Согласование имени прилагательного с именем
существительным в числе и роде.
38
Предложение. Управление.
39
Семантический анализ предложения.
40
Текст. Восстановление деформированного текста.
41
Семантический анализ текста.
42
Логопедическое обследование.
43
Логопедическое обследование.
Итого: 70ч.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Количес
тво
часов
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект
Свистящие звуки
№п/ Количе
Тема
п
ство
часов
1
1
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата.
2
1
Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция.
3-7
1
Подготовительные
артикуляционные
упражнения
для
воспитания
правильного произношения звука /с/.
8
Воспитание правильного произношения звука /с/.
1
9
1
10
1
11
1
12
1
13
1
14
1
1517
3
18
1
19
1
2021
22
2
23
1
24
1
25
1
2627
2
28
1
29
1
3031
32-
1
1
1
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом
слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом
слоге и середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в
закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в
сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в
словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в
связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание
правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /.
Автоматизация звука в слогах и в словах.
Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в
связной речи.
Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной
артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом
слоге и середине слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в
сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в
словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной
речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного,
четкого произнесения изолированного звука /з /. Автоматизация звука в
слогах и в словах.
Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в
связной речи.
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в
предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в
предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в
33
3435
36
предложениях.
Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в
обратном слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в
прямом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге
со стечением согласных.
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах,
словосочетаниях и предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в
предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в
предложениях.
1
1
37
1
38
1
39
1
40
1
Итого: 33 ч.
Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими фонетический
дефект
Шипящие звуки
№п/п
Коли
честв
о
часов
Тема
1
2
3-7
1
1
1
8
1
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата.
Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция.
Подготовительные
артикуляционные
упражнения
для
воспитания
правильного произношения звука /ш/.
Воспитание правильного произношения звука /ш/.
9
1
10
1
11
1
12
1
13
1
14
1
20-21
2
22
1
23
1
24
1
25
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в
прямом слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в
прямом слоге и середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в
закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в
сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в
словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в
связной речи.
Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной
артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в
прямом слоге и середине слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в
сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в
словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в
связной речи.
26-27
2
28-29
2
30
1
31
1
32-33
1
34-35
1
36-37
1
38-39
1
40-41
1
42
1
43
1
44
1
45-46
2
47-48
2
Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в
предложениях.
Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в
обратных слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в
прямых слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах
со стечением согласных.
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в
словосочетаниях и предложениях, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в
предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в
предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в
предложениях.
Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в
обратных слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в
прямых слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах
со стечением согласных.
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в
словосочетаниях и предложениях, в предложениях
Дифференциация звуков /ч/ - /с /, /ч/ - /т / /ч/ - /т /в слогах, в словах, в
предложениях.
Дифференциация звуков /ч/ - /с /, /ч/ - /т / /ч/ - /т /в слогах, в словах, в
предложениях.
Итого: 34 ч.
Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими фонетический
дефект
Недостатки произношения фонем /л/, /л /
№п/п
Коли
честв
о
часов
1
2-6
2
1
7
1
8
1
9
1
10
1
11
1
Тема
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата.
Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция.
Подготовительные
артикуляционные
упражнения
для
воспитания
правильного произношения звука /л/.
Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной
артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом
слоге и в середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в
закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в
сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в
словосочетаниях и предложениях.
12
1
13-15
3
16
1
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в
связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание
правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и
автоматизация его в слогах, словах.
Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в
предложениях.
Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях.
2
17-19
2
20-21
Итого: 16 ч.
Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими фонетический
дефект
Недостатки произношения фонем /р/, /р /
№п/п
1
2
3-8
9
Колич
Тема
ество
часов
1
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата.
1
Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция.
2
Подготовительные
артикуляционные
упражнения
для
воспитания
правильного произношения звука /р/.
Воспитание правильного произношения звука /р/.
1
10-11
2
12
1
13
1
14
1
15
1
16
1
17-20
2
21-22
2
23-24
2
25-26
2
27
2
28-29
2
Итого: 24 ч.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом
слоге и в начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом
слоге и в середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание
правильного, четкого произнесения изолированного звука /р / и его
автоматизация.
Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р /- /л / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи.
7.Описание программно-методического, материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение
В
процессе
реализации
программы
коррекционного
курса
используются
коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной
деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант
тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования
речи (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру
речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной
коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры
нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить
эффективность коррекционного воздействия
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими
рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999), Коржаковой Е.Е. Этот
подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность:
позволяет
охватить
значительное
количество
учащихся,
вести
коррекционно-
развивающую работу в следующих направлениях:
– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование
языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного
материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
– коррекционно-воспитательная
психологических
и
работа
коммуникативных
(развитие
предпосылок
к
и
совершенствование
обучению,
формирование
полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации
учебной деятельности).
При планировании занятий коррекционно–развивающего обучения используются
методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М.,
Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н., Андреевой Н.Г.
Программно-методическим
обеспечением
структурного
компонента
логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию
универсальных учебных действий является психологическая программа развития
когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись
учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 СанктПетербурга.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В МАОУ «Школа №6» КГО создана надлежащая материально-техническая база,
позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического
кабинета,
соответствующего
требованиям
СанПиН,
Инструктивного
письма
Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в
соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Материально-техническое оснащение кабинета логопеда включает: печатные
пособия; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными
картинками для автоматизации звуков; альбомы с картинками для исследования
произношения звуков; мебель и оборудование (парты, стол, стул, шкаф для пособий,
классная доска, зеркала для индивидуальной работы, бактерицидная лампа, специальное
оборудование (логопедические зонды; спиртовые салфетки); игры и игрушки (настольные
игры: кубики, мозаики, лото; игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы
игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса; технические
средства обучения: компьютер с программным обеспечением, принтер, сканер, копир.
Литература
1. Белоброва М.М. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в
условиях инклюзивного образования / М. М. Белоброва. – (Работаем со школьниками)//
Логопед. – 2011. – № 4. – С. 76 – 80.
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением
речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Учебно-методическое пособие, - СПб.,
2003. – 144 с.
3. Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1987. – 144 с.
4. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1992. –
189 с.