7.1. Дефектологические занятия 1-4 классы

Приложение
к

адаптированной

программе
обучающихся

общеобразовательной

начального общего образования
с

развития

задержкой

психического

(вариант

7.1),

утвержденной приказом № 108 от 31.05.20016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса

КОРРЕКЦИОНН0-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
(дефектологические занятия)

Камышлов, 2021 год

Разработчик:
Митрофанова С.В., учитель-дефектолог, магистр
Организация-разработчик: Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №6» КГО

1. Пояснительная записка
Рабочая

программа

коррекционного

курса

внеурочной

деятельности

«Дефектологические занятия» (далее - Рабочая программа) разработана на основе
требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования учащихся с задержкой психического развития
(далее – АООП НООО ЗПР).
Общая цель рабочей программы: оказание помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального
общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии
обучающихся, их социальную адаптацию.
Развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями
современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и
социальной адаптации.
Задачи коррекционного курса внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;

– коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
– совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации,
коррекции и профилактики вторичных нарушений развития, коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях;
- формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности –
способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
- обогащение словарного запаса учащихся с ЗПР;

- развитие слуховых и зрительных функций;
- развитие восприятия пространства и времени.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР –

наиболее многочисленная среди детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные

факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями

когнитивной

и

аффективно-поведенческой

сфер

личности.

От

обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со
здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального
общего

образования

в

систематической

и

комплексной

(психолого-медико-

педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры
определяет

нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР

необходимость

многообразия

специальной

поддержки

в

получении

образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по
срокам с образованием здоровых сверстников.
Общая характеристика коррекционного курса внеурочной деятельности:
Курс

представляет

особую

значимость

для

учащихся

с

задержкой психического развития, поскольку у данной категории детей наблюдаются
проблемы в развитии познавательной деятельности, проявляющиеся в недостаточности
сведений об окружающей среде, бытовых знаниях, элементарных математических
представлениях.
Рабочая программа реализуется на протяжении всего периода начального
образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и
интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные
трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных
возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР
Занятия курса внеурочной деятельности позволяют повысить интерес и мотивацию
к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют
профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают
лучшему усвоению учебной информации.
Формы организации занятий – индивидуальная, групповая.

Групповая форма деятельности учащихся стимулирует взаимодействие между
членами группы, позволяет выстроить отношения взаимной ответственности и поддержки.
Основные характеристики деятельности учащихся:

• в группе организуется контроль над учебной работой или ходом ее выполнения;
• группа учащихся, получившая определённое задание, работает сообща, при
этом все вопросы ставятся перед группой, в их решении принимают участие ученики,
которые работали в составе данной группы;

• группа для решения конкретных задач может делиться на пары;
• каждая

пара

получает

задание

от

педагога

(одинаковое,

либо

дифференцированное) и выполняет его сообща, под непосредственным контролем и
руководством учителя;

• задания в парах построены таким образом, что позволят оценивать личный
вклад каждого ученика;

• состав пар непостоянный, главная задача это возможность максимально
реализовать учебные способности каждого ученика.
Направления работы:
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья учащихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими
содержанием АООП НОО.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление: Проведение
фронтального и углублённого изучения познавательной и учебной сферы учащихся
проводиться для определения пробелов в знаниях Показатели диагностики:

• Развитие моторики, графомоторных навыков.
• Когнитивные компоненты.
• Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
• Развитие зрительного, слухового восприятия.
• Познавательной стороны речи.
• Восприятие пространства, времени.
• Развитие памяти, воображения, внимания, мышления.

Коррекционно-развивающая работа
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию, создание
условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и
компенсации отклонений, мешающих его развитию.
Достижение этой цели возможно, так как коррекционно-развивающая работа
строится с учётом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером
нарушения онтогенеза.
Коррекционная работа осуществляется через игры, упражнения, викторины,
просмотр мультфильмов и т.д, способствует развитие познавательной деятельности
прививает интерес к урокам , создаёт мотивацию к обучению.
Через

коррекционно-развивающую

деятельность

реализуются

особые

образовательные потребности учащихся с ЗПР:

– постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации;

– обеспечение

особой

пространственной

и

временной

организации

образовательной среды с учётом функционального состояния центральной нервной
системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов учащихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

– упрощение

системы

учебно-познавательных

задач,

решаемых

в

образовательной деятельности;

– организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений
и навыков учащимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих

как

общему

развитию

обучающегося,

так

и

компенсации

индивидуальных недостатков развития);
–наглядно-действенный характер содержания образования;

– развитие познавательной деятельности учащихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

– обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно- познавательной
деятельности учащегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;

– постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру;

На коррекционных занятиях используется содержание материала учебников
учебных предметов, реализуемых в соответствии с учебным планом.

2. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса внеурочной деятельности

Ценностные ориентиры курса соответствуют основным требованиям ФГОС НОО,
обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:

 патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству;

 личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя
гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству,
мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);

 семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);

 любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки
собственным интересам);

 дружба;
 искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

 природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

5) развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых

учебных

и

практических

задач,

коллективного

поиска

средств

их

осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование

речевых

средств

и

средств

информационных

и

коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

3. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
п
/
п
1

2

3

4

Содержание

Виды деятельности

О

Формы
организации

Тема: Вводное
занятие
Исследование
общей
осведомлённости и кругозора
учащихся.
Психогимнатические
упражнения,
создание
положительной мотивации на
занятия, знакомство.
Тема:
Адаптация
первоклассников
Наш
класс,
наша
учительница. Наша школа.
Внешний вид. Вежливость

Познавательная беседа;
Интеллектуальная игра;

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

Познавательная беседа;

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

Тема:
Развитие
двигательной сферы
Учимся
делать
штриховку. Разукрашиваем и
штрихуем.
Обводим
по
трафарету, разукрашиваем.
Соединяем точки и рисуем
узоры.
Контурная аппликация
из пластилина. Нанизываем
бусы. Завязываем узелки.
Пальчиковая
гимнастика. Штриховка
Тема:
Развитие
и
коррекция сенсорной сферы
Количество.
Столько
же. Больше, меньше на…
Параметры предмета. Размер.
Высота. Большой - маленький.
Противоположности. Простая
форма. Конструирование с
опорой на образец.
Составляем целое из частей.
Классифицируем по форме.
Выделение признаков формы.
Классификация
предметов
(круглые, треугольные,
квадратные). Изучение

Познавательная беседа;

Коррекционно-развивающие
игры

Коррекционно-развивающие
игры

Познавательная беседа;
Коррекционно-развивающие
игры

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

5

6

7

временных
показателей:
времён года, дней недели.
Определение
на
ощупь
предметов. Знакомство с
эмоциональным миром
человека.
Тема:
Развитие Познавательная беседа;
познавательной сферы и Коррекционно-развивающие
игры
целенаправленное
формирование
высших
психических функций
Описание
наглядно
представленных
объектов.
Выделение значимых частей
объекта.
Значимые
и
украшающие элементы.
Соотнесение форм реальных
окружающих
предметов
с
сенсорными эталонами.
Описание предметов. Какой?
Какая? (Помидор: круглый,
красный, сочный).
Перепутанные дорожки.
Найди отличия.
Зрительное запоминание.
Игра
«Повтори
ряд».
Повторение
слов,
фраз
партнера по общению
Тема:
Формирование Познавательная беседа;
произвольной
регуляции Коррекционнодеятельности и поведения
развивающие игры
Произвольное
длительное
удержание
внимания (запутанные линии,
корректурная
проба
буквенный вариант).
Развитие концентрации
внимания («колечко», «кулакребро-ладонь», «лезгинка»,
«ухо-нос», «лягушка»).
Распределение
внимания (рисовать двумя
руками).
Раскрашивание
объектов по заданным
правилам.
Тема:
Развитие
коммуникативной сферы и
социальная интеграция
Мы такие разные.
Почему люди ссорятся. Что
один не сделает - сделаем
вместе.

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

Тема: Итоговая
Познавательная беседа;
Коррекционно-развивающие
8 диагностическая работа
Итоговая
диагностика упражнения;
Проведение итоговой
диагностики с целью
определения динамики

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

2 класс
Содержание

Виды
деятельности

Формы организации

п
/
п
1

Тема: Вводное занятие
Исследование
общей
осведомлённости и кругозора
учащихся. Психогимнатические
упражнения,
создание
положительной мотивации на
занятия, знакомство.

Познавательная
беседа;
Интеллектуальная
игра;

Игровая; Проблемноценностное общение;
Досугово- развлекательная
деятельность
(досуговое
общение)

2

Тема: Развитие и коррекция
сенсорной сферы
Развитие
осязательного
восприятия. Развитие зрительного
восприятия. Развитие слуховое
восприятие
и
слухо-моторной
координации.
Развитие
межанализаторных систем, их
взаимодействия.
Тема:
Развитие
двигательной сферы
Развитие мелкой моторики и
общей двигательной координации.
Динамическая
организация
двигательного
акта.
Развитие
произвольности движений.

Познавательная
беседа;

Игровая; Проблемноценностное общение;
Досугово-развлекательная
деятельность
(досуговое
общение)

Тема: Формирование
пространственно-временных
отношений
Формирование
собственно
пространственных
представлений
(умение
ориентироваться
в
собственном теле, во внешнем
пространстве улицы, поселка.).
Формирование
квазипространственных
представлений
(формирование пространственных
представлений в речи).
Формирование
умения
понимать пространственные и
временные логико-грамматические
конструкции.

Познавательная
беседа;

3

4

Коррекционноразвивающие игры

Познавательная
беседа;
Коррекционноразвивающие игры

Коррекционноразвивающие игры

Игровая; Проблемноценностное общение;
Досугово- развлекательная
деятельность
(досуговое
общение)

Игровая; Проблемноценностное общение;
Досугово- развлекательная
деятельность
(досуговое
общение)

5

Тема:
Развитие
когнитивной сферы
Формирование
мнестических процессов и приемов
мнестической деятельности.
Развитие памяти.
Формирование
различных
приемов запоминания. Тренировка
произвольного
запоминания
зрительно
воспринимаемых
объектов.
Произвольное
запоминание слухового ряда: цифр,
звуков,
слов,
предложений,
многоступенчатых инструкций.
Развитие
тактильной
и
кинестетической
памяти.
Формирование
приемов
умственной деятельности. Развитие
интеллектуальной сферы. Игры и
упражнения
на
развитие
особенностей
творческого
мышления:
гибкость,
нестандартность,
способность
генерировать новые идеи и т.п.
Развитие
логического
и
понятийного мышления. Анализ,
сравнение,
классификация,
обобщение. Игры (тренинг разных
видов
мышления):
«Найди
лишнее», «Запомни и нарисуй»,
«Узнай предмет по описанию»,
«Найди лишнее слово», «Угадай
животное».
Установление
причинно-следственных
отношений. Развитие сложных
форм мышления: логического
мышления, абстрагирования.
Обобщение и нахождение
противоположностей. Развитие и
активизация воображения.

Познавательная
беседа;
Интеллектуальная
игра;

Игровая; Проблемноценностное общение;
Досугово- развлекательная
деятельность
(досуговое
общение)

6

Тема:
Формирование
школьной
мотивации
и
профилактика
школьной дезадаптации
Формирование
приемов
учебной деятельности: действовать
по образцу, следовать указаниям,
работать по алгоритму.

Познавательная
беседа;
Интеллектуальная
игра;

Игровая; Проблемноценностное общение;
Досугово-развлекательная
деятельность
(досуговое
общение)

7

Тема:
Развитие
эмоционально-личностных качеств
Правила дружбы.
Формирование сплоченности
и
профилактики конфликтов « Мы –
дружная команда».

Познавательная
беседа;

Игровая; Проблемноценностное общение;
Досугово-развлекательная
деятельность
(досуговое
общение)

Тема: Итоговая
диагностическая работа
Итоговая диагностика
развития.
Проведение
итоговой
диагностики с целью определения
динамики.

Познавательная
беседа;

8

Коррекционноразвивающие игры

Коррекционноразвивающие игры

Познавательная
беседа;
Коррекционноразвивающие игры

Игровая; Проблемноценностное общение;
Досугово- развлекательная
деятельность
(досуговое
общение)

3 класс
Содержание

Формы организации
Виды деятельности

п
/
п
1

2

Тема: Вводное занятие
Исследование
общей
осведомлённости и кругозора
учащихся. Психогимнатические
упражнения,
создание
положительной мотивации на
занятия, знакомство.

Познавательная беседа;
Интеллектуальная игра;

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная деятельность
(досуговое общение)

Тема:
Развитие
Познавательная беседа;
Коррекционнокогнитивной сферы
Развитие
концентрации развивающие игры
внимания,
саморегуляции
и
самоконтроля.
Развитие
переключения внимания и умения
действовать по правилу. Развитие
объема внимания, произвольности,
умения
действовать
по
инструкции.
Тренировка
распределения внимания.
Увеличение объема внимания и
кратковременной памяти. Развитие
объема
кратковременной
оперативной памяти.
Тренировка произвольного
запоминания
зрительно
воспринимаемых объектов.
Произвольное
запоминание
слухового ряда: цифр, звуков, слов,
предложений, многоступенчатых
инструкций.
Развитие
механической
зрительной
и
слуховой
памяти.
Развитие
ассоциативной памяти. Обучение
способам
эффективного
запоминания. Игры и упражнения
на развитие разных видов памяти.
Развитие логического мышления и
сообразительности.
Упражнения в построении
умозаключений
по
аналогии,
установление
закономерностей,
развитие
сложных
форм
мышления: логического мышления,
абстрагирования.
Развитие
умения
устанавливать
причинноследственные отношения. Развитие
умения обобщать и находить

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная деятельность
(досуговое общение)

противоположности.
Игры-загадки и ребусы;
игры и упражнения на развитие
операций мышления. Развитие
умения анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать.

3

Тема:
Развитие
Познавательная беседа;
Коррекционнокогнитивной сферы
Развитие
концентрации развивающие игры
внимания,
саморегуляции
и
самоконтроля.
Развитие
переключения внимания и умения
действовать по правилу. Развитие
объема внимания, произвольности,
умения
действовать
по
инструкции.
Тренировка
распределения внимания.
Увеличение объема внимания и
кратковременной памяти. Развитие
объема
кратковременной
оперативной памяти.
Тренировка произвольного
запоминания
зрительно
воспринимаемых объектов.
Произвольное
запоминание
слухового ряда: цифр, звуков, слов,
предложений, многоступенчатых
инструкций.
Развитие
механической
зрительной
и
слуховой
памяти.
Развитие
ассоциативной памяти. Обучение
способам
эффективного
запоминания. Игры и упражнения
на развитие разных видов памяти.
Развитие логического мышления и
сообразительности.
Упражнения в построении
умозаключений
по
аналогии,
установление
закономерностей,
развитие
сложных
форм
мышления: логического мышления,
абстрагирования.
Развитие
умения
устанавливать
причинноследственные отношения. Развитие
умения обобщать и находить
противоположности.
Игры-загадки и ребусы;
игры и упражнения на развитие
операций мышления. Развитие
умения анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать.

4

Тема:
Развитие
Познавательная беседа;
Коррекционнодвигательной сферы
Развитие мелкой моторики и развивающие игры
общей двигательной координации.
Динамическая
организация
двигательного акта.

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная деятельность
(досуговое общение)

5

Тема: Формирование
Познавательная беседа;
пространственно-временных
Интеллектуальная игра;
отношений
Формирование
собственно
пространственных. Формирование
квазипространственных
представлений.

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная деятельность
(досуговое общение)

6

Тема: Развитие и коррекция
эмоциональной сферы
Знакомство с базовыми
эмоциями: радость, удивление,
грусть, гордость, страдание и
печаль, обида, гнев, страх, вина,
стыд. Работа с чувством страха и
тревожности.
Формирование
умения различать и принимать
эмоции других людей. Обучение
приемам регуляции и
саморегуляции эмоций.
Тема: Развитие творческих
способностей, воображения
Упорядочение
представлений детей о том, что
такое воображение и фантазия.
Игры и упражнения на развитие
особенностей
творческого
мышления. Развитие воображения
учащихся.
Тема:
Развитие
эмоционально-личностных качеств
Развитие мотивации на
осмысление
причин
ссор,
обучение навыкам взаимодействия
и сотрудничества. Формирование
умения эффективного общения,
закрепление правил дружеского
общения. Качества, важные для
общения.
Тема: Итоговая
диагностическая работа
Итоговая
диагностика
развития. Проведение итоговой
диагностики с целью определения
динамики.

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная деятельность
(досуговое общение)

7

8

9

Познавательная беседа;
Коррекционноразвивающие игры

Познавательная беседа;
Коррекционноразвивающие игры

Познавательная беседа;
Коррекционноразвивающие игры

Познавательная беседа;
Коррекционноразвивающие упражнения.

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная деятельность
(досуговое общение)

Игровая;
Проблемноценностное общение;
Досуговоразвлекательная деятельность
(досуговое общение)

Игровая;
Проблемно- ценностное
общение;
Досуговоразвлекательная деятельность
(досуговое общение)

4

Содержание

класс

Виды деятельности

Формы организации

п
/
п
1

2

Тема: Вводное занятие
Исследование
общей
осведомлённости и кругозора
учащихся. Психогимнатические
упражнения,
создание
положительной мотивации на
занятия, знакомство.

Познавательная беседа;
Коррекционноразвивающие
упражнения.

Познавательная беседа;
Тема: Развитие
когнитивной сферы
КоррекционноФормирование
развивающие
произвольности
зрительного
упражнения.
восприятия,
дорисовывание
незаконченных
изображений.
Развитие зрительной памяти в
процессе рисования по памяти.
Моделирование
расположения
различных объектов по отношению
друг к другу в ближнем и дальнем
пространстве.
Самостоятельное
моделирование пространственных
ситуаций (оставление простейших
схем- планов комнаты.
Ориентировка на листе бумаги
разного
формата
(тетрадный,
альбомный, ватман). Определение
времени по часам. Развитие
слуховой памяти.
Развитие
зрительной
памяти. Развитие моторной памяти.
Овладение
приемами
осмысленного запоминания.
Развитие смысловой вербальной
памяти. Зрительные диктанты.
Обучение способам эффективного
запоминания.
Развитие
ассоциативной памяти. Развитие
произвольного внимания. Развитие
устойчивости и концентрации.
Внимания. Развитие концентрации
внимания,
саморегуляции
и
самоконтроля.
Развитие
переключения внимания и умения
действовать по правилу. Развитие
объема внимания, произвольности,
умения действовать по

Игровая; Проблемноценностное общение;
 Досугов
оразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

Игровая; Проблемноценностное общение;
 Досугов
оразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)

3

4

5

инструкции. Увеличение объема
внимания.
Развитие
нагляднообразного мышления.
Формирование
вербальнопонятийного аппарата. Развитие
мышления.
Развитие
пространственных представлений.
Развитие словесно – логического
мышления.
Построение
умозаключения по аналогии.
Развитие сложных форм мышления
(логического
мышления):
абстрагирование, установление
закономерностей.
Тема:
Развитие
Игровая; ПроблемноПознавательная беседа;
Коррекционноэмоционально-личностных
ценностное общение;
развивающие
Досугово- развлекательная
Развитие
эмоциональной
упражнения.
деятельность
(досуговое
сферы. Формирование рефлексии
общение)
личностных
качеств.
Развитие
самооценки, умений принять себя.
Развитие умений дифференциации
чувств.

Тема: Итоговая
Игровая; ПроблемноПознавательная беседа;
Коррекционнодиагностическая работа
ценностное общение;
развивающие
Итоговая
диагностика
Досугово- развлекательная
упражнения.
развития. Проведение итоговой
деятельность
(досуговое
диагностики с целью определения
общение)
динамики.

4. Тематическое планирование
1 Класс
4№
п/п
1,2
33,4,5
,6
7,8,9
10,11,
12,13,
14
15,16
17,18
19,20
21,22
23,24
25,26
27,28
29,30
31
32,33
Итого

Наименование тем
Вводное занятие
Адаптация первоклассников

Количество
часов
2
4

Развитие и коррекция сенсорной сферы

8

Развитие двигательной сферы

6

Развитие когнитивной сферы

4

4
Формирование произвольной регуляции деятельности и
поведения
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция 3
Итоговая диагностическая

работа

2
33

2 класс
№
п/п
1,2
3,4
5,6
7,8
9
10,11,
12
13-24
25,26
27,28
29,30
31
32,33
34

Наименование тем
Вводное занятие
Развитие и коррекция сенсорной сферы

Количество
часов
2
4

Развитие двигательной сферы

3

Формирование пространственно-временных отношений

3

Развитие когнитивной с феры
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция

11
4

Формирование школьных мотивов и профилактика
школьной дезадаптации
Развитие эмоционально-личностных качеств
Итоговая диагностическая работа
тИтого

3
2
1
34

3 класс
№
п/п
1,2
3,4
5,6
7-23
24,25
26,27

Наименование тем

Коли
чество
часов

Вводное занятие
Развитие двигательной сферы
Формирование пространственно-временных отношений
Разитие когнитивной сферы
Развитие и коррекция эмоциональной сферы

2
2
2
17
4

28,29
30
31,32,3
3
34

Развитие способностей, воображения

3

Развитие эмоционально-личностных качеств

3

Итоговая диагностическая работа
тИтого

1
34

4 класс
№ п/п

Наименование тем

Коли
чество
часов

Вводное занятие
Развитие когнитивной сферы
Развитие эмоционально-личностных качеств
Итоговая диагностическая работа
Итого

2
27
4
2
35

5. Описание программно-методического, материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение
В

процессе

реализации

программы

коррекционного

курса

используются

коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной
деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими
рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999), Коржаковой Е.Е. Этот
подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность:
позволяет

охватить

значительное

количество

учащихся,

вести

коррекционно-

развивающую работу в следующих направлениях:
– преодоление недостатков развития детей (упорядочение и формирование
языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного
материала, обусловленных отставанием в развитии когнитивных функций речи детей;
– коррекционно-воспитательная
психологических

и

работа

коммуникативных

(развитие

предпосылок

к

и

совершенствование

обучению,

формирование

полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации
учебной деятельности).
При планировании занятий коррекционно–развивающего обучения используются
методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М.,
Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н., Андреевой Н.Г.
Программно-методическим

обеспечением

структурного

компонента

логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию
универсальных учебных действий является психологическая программа развития
когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись
учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 СанктПетербурга.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В МАОУ «Школа №6» КГО создана надлежащая материально-техническая база,
позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического
кабинета,

соответствующего

требованиям

СанПиН,

Инструктивного

письма

Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы

логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в
соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Материально-техническое оснащение кабинета логопеда включает: печатные
пособия; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными
картинками для автоматизации звуков; альбомы с картинками для исследования
произношения звуков; мебель и оборудование (парты, стол, стул, шкаф для пособий,
классная доска, зеркала для индивидуальной работы, бактерицидная лампа, специальное
оборудование (логопедические зонды; спиртовые салфетки); игры и игрушки (настольные
игры: кубики, мозаики, лото; игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы
игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса; технические
средства обучения: компьютер с программным обеспечением, принтер, сканер, копир.

Список литературы
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных
классов – М.: Просвещение, 1991 – 224с.;
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда – М.: Владос, 2000 - 280с.;
3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. – Практикум для
дефектологов и логопедов. М.: Гном, 2010 – 64 с.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. /
Р.И. Лалаева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 224 с.
5. Репина З.А. Учебное пособие по коррекции ОНР у детей с тяжёлыми
недоразвитиями речи / З.А. Репина, Т.В. Васильева, А.Д. Ведерникова, В.Б.
Горская, В.Н. Пискунова. Екатеринбург, 1996. 180 с.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников / И.Н. Садовникова. М.: Владос. 1997. 256 с.
7. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового
анализа и синтеза – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004 – 56с.;
8. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма – М.: Аквариум Бук, К.:
ФГУИППВ, 2004 – 80с.;
9. Чистякова О.В.Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов.
СПб.: «Литера», 2019. – 224 с.
10. Под ред. к.б.н. Л.В.Панфиловой. – Владимир, Собор Психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС –
методология, практика и
технология: Материалы научно-практической
конференции, 25 января 2012 г. 2012. – 244 с
11. Федеральный государственный образовательный начального общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413 с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017г.)
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413
с изменениями и дополнениями от 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017г.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».