РП Шахматы (1-4 классы)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом от 01.09.2015 № 106

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шахматы»
Направление: общеинтеллектуальное

Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года

КАМЫШЛОВ
1

Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы - школе» разработана и
составлена на основе Федерального Государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Основной общеобразовательной
программы начального общего образования МАОУ ООШ № 6 КГО, авторской
программы курса «Шахматы - школе» под руководством И. Г. Сухина.
Объем программы: программа рассчитана на два года обучения. На
реализацию отводится 1 час в неделю по 30-40 минут ( 68 часов). Режим
занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы,
ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
« Шахматы - школе»
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися начальной
школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
 развитие любознательности и сообразительности;
 развитие целеустремленности, внимательности, умения контролировать
свои действия;
 развитие навыков сотрудничество со сверстниками;
 развитие наглядно-образного мышления и логики.
У учащихся будут сформированы: положительное отношение к данному курсу;
могут быть сформированы: умение признавать собственные ошибки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
a) Регулятивные
Учащиеся научатся:
 отслеживать цель шахматной деятельности
 учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного
материала;
 адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные
ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
 оценивать собственные успехи в шахматной деятельности;
 планировать шаги по устранению пробелов.
b) Познавательные
Учащиеся научатся: записывать шахматную партию; матовать одинокого
короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
c) Коммуникативные
 Учащиеся научатся: сотрудничать с товарищами при игре в паре:
 устанавливать и соблюдать очерёдность действий,
 сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера,
 корректно сообщать товарищу об ошибках;
2

задавать вопросы с целью получения нужной информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу первого учебного года дети познакомятся с шахматными
терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и
взятия каждой фигуры.
К концу первого учебного года дети будут уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу второго года обучения дети должны знать:
К концу второго года обучения дети должны уметь:
 правильно вести себя за доской;
 записывать шахматную партию;
 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и
ферзем, королем и ладьей.


В соответствии с «Классификацией результатов внеурочной деятельности
учащихся» результаты внеурочной деятельности школьников распределяются
по трѐм уровням (приобретение школьником социальных знаний; получение
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
получение опыта самостоятельного общественного действия). Все эти
результаты могут быть достигнуты в ходе освоения программы «Шахматы школе».
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний, повышение
компетентности учащихся, расширение кругозора – достигается с помощью
бесед, дидактических игр, викторин, участия в соревнованиях, конкурсах,
исследовательских проектах. На этом уровне особое значение имеет
взаимодействие ученика со своим учителем, который становится
авторитетным руководителем и ведёт ребенка за собой.
Второй уровень результатов формирование внутренней мотивации,
повышение самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной
деятельности – достигается с помощью непосредственного общения детей
3

друг с другом. Для достижения этого уровня важны такие методы и приемы,
как проблемные дискуссии, диспуты, в которых ученик осваивает умение
отстоять свое мнение, дать адекватную самооценку своей деятельности.
Школьники могут принять участие в организации соревнований, праздников
на уровне класса и школы.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного
общественного действия, рост активности, увеличение самостоятельности,
развитие способностей
–
достигается
благодаря
взаимодействию
школьников в открытой общественной среде в ходе таких социальных акций,
как:
участие в городских, областных и всероссийских соревнованиях,
творческих мероприятиях.
Содержание внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Обучение носит личностно-ориентированный, деятельностный и
развивающий характер. В ходе занятий школьники осваивают разные виды
внеурочной деятельности:
 обучающиеся обмениваются своими впечатлениями, участвуют в
дискуссиях и проектах (познавательная деятельность);
 в ходе обучения обучающиеся участвуют в викторинах, играх и
праздниках (игровая деятельность);
 многопредметность внеурочной деятельности в рамках программы
«Шахматы-школе» позволяет совместить также познавательную
деятельность с проблемно-ценностном и досуговым общением младших
школьников;
 в 3 и 4 классах возможно осуществление ряда социальноориентированных проектов (социальное творчество).
Активизации деятельности школьников способствует разнообразие форм и
методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, игры,
праздники, путешествия по страницам книг, встречи с интересными людьми.
Содержание занятий создаѐт условия для углубления знаний, полученных на
уроках, и применения их в самостоятельной деятельности. На занятиях
предполагается практическая работа. Особый акцент сделан на вовлечение
детей в деятельность.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность). Учителю дается право перераспределять
количество часов, отведенное на изучение конкретных тем, а также варьировать
последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта,
подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.
По возможности следует организовывать для учеников представления
кукольного или теневого театра, самодеятельные концерты шахматной
тематики, демонстрацию шахматных диафильмов, а также мультфильмов и
4

кинофильмов с шахматными фрагментами, прослушивание шахматных сказок,
стихотворений, рассказов.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и
позиции для игровой практики.
Содержание внеурочной деятельности «Шахматы – школе»
1 год обучения
Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю).
№ Содержание курса
Количество
п/п
часов
1. Шахматная доска
4
2. Шахматные фигуры
6
3. Начальная расстановка фигур
6
4. Ходы и взятие фигур
8
5. Цель шахматной партии
5
6. Игра всеми фигурами из начального
5
положения
ИТОГО:
34
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король.
Дидактические игры и задания
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.
“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая
выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.
5

“Что общего?” Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников,
чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
“Большая и маленькая”. На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная
позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь
любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
“Да и нет”. Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли
эти фигуры рядом в начальном положении.
“Мяч”. Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: “Ладья стоит в углу”, и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и
тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
“Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу
не оказалась под ударом черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При
6

этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры
противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
“Защита”. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
“Выиграй фигуру”. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
“Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с
“заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
“Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
“Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю.
“Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
“Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха.
“Мат или не мат”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
“Первый шах”. Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
“Рокировка”. Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые
общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы,
он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик
отвечает двумя своими ходами.
Второй год обучения.
№ Содержание курса

Кол-во часов
7

1

Краткая история шахмат.

6

2

Шахматная нотация.

8

3

Ценность шахматных фигур.

10

4

Техника матования одинокого короля.

6

5

Достижение мата без жертвы материала. 4
ИТОГО: 34

Содержание программы
1. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени.
Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
2. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных
фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись
шахматной партии.
3. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная
сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение
материального
перевеса.
Нападение
и
защита. Способы защиты (5 способов).
4. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против
короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
5. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле
(середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
Тематическое планирование. Первый год обучения. (34 часа)
№

Тема

Часы Дата

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и
черные поля.

1

2

Шахматная доска.

1
8

3

Горизонталь, вертикаль, диагональ.

1

4

Центр шахматной доски.

1

5

Белые фигуры, черные фигуры.

1

6

Ладья.

1

7

Слон.

1

8

Ферзь.

1

9

Конь.

1

10

Пешка.

1

11

Король.

1

12

Сравнительная сила фигур.

1

13

Ценность шахматных фигур

1

14

Начальное положение (начальная позиция).

1

15

Расположение каждой из фигур в начальном положении;

1

16

Правило “Каждый ферзь любит свой цвет”.

1

17

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой фигур.

1

18

Правила хода и взятия каждой из фигур.

1

19

Игра “на уничтожение”.

1

20

Белопольные и чернопольные слоны,

1

21

Одноцветные и разноцветные слоны.

1

22

Качество. Легкие и тяжелые фигуры.

1

23

Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские
пешки.

1

9

24

Взятие на проходе.

1

25

Превращение пешки.

1

26

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

1

27

Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого
короля.

1

28

Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.

1

29

Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.

1

30

Длинная и короткая рокировка и ее правила.

1

31

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

1

32

Представления о том, как начинать шахматную партию.

1

33,34 Короткие шахматные партии.

1

Тематическое планирование 2 год обучения
№

Тема

Часы Дата

1

Рождение шахмат.

2

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование 1
полей, шахматных фигур.

3

Обозначение вертикалей. П/и: “Назови вертикаль”.

1

4

Обозначение горизонталей. П/и: “Назови горизонталь”.

1

5

От чатуранги к шатранджу.

1

6

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование 1
полей. П/и: “Назови диагональ”.

7

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование 1
полей. П/и: “Диагональ”.

8

Наименование полей. П/и: “Какого цвета поле?”.

1

1
10

9

Наименование
быстрее”.

полей,

шахматных

фигур.

П/и:

“Кто 1

10 Шахматы проникают в Европу.

1

11 Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Вижу цель”.

1

12 Ценность шахматных фигур.

1

13 Ценность шахматных фигур. П/и: “Кто сильнее?”.

1

14 Чемпионы мира по шахматам.

1

15 Сравнительная сила фигур.

1

16 Сравнительная сила фигур. П/и: “Обе армии равны”.

1

17 Абсолютная и относительная сила фигур.

1

18 Сравнительная сила фигур. П/и: “Выигрыш материала”.

1

19 Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

20 Достижение материального перевеса.

1

21 Нападение и защита.

1

22 Способы защиты.

1

23 П/и: “Защита”.

1

24 Шахматные правила FIDE.

1

25 Мат различными фигурами.

1

26 Ферзь и ладья против короля.

1

27 Две ладьи против короля.

1

28 Король и ферзь против короля.

1

29 Этика шахматной борьбы.

1

30 Король и ладья против короля.

1
11

31 Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало 1
игры).
32 Миттельшпиль (середина игры).

1

33 Эндшпиль (конец игры).

1

34 Защита от мата.

1

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для
оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс
методик направлен на определение уровня усвоения программного материала,
степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального
развития ребёнка.
После прохождения каждой крупной темы педагог осуществляет текущий
контроль. Возможны два варианта контроля: в тетради с проверочными
работами или на специально заготовленных листах. Каждая из 15 проверочных
работ содержит 16 вопросов-заданий. Рассчитана она на 20-25 минут. На
различных этапах учебного процесса для фронтальной, групповой,
индивидуальной работы для занятий в парах учителем используется:
a) И.Г.Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны - тетрадь для проверочных работ».- Обнинск: Духовное
Возрождение,2008.
b) И.Г.Сухин «Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» - рабочая тетрадь
для начальной школы в 2х частях.- Обнинск: Духовное Возрождение,2008.
c) И.Г.Сухин «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» - рабочая
тетрадь для начальной школы в 2х частях.- Обнинск: Духовное
Возрождение,2007.
d) И.Г.Сухин «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» - тетрадь для
проверочных работ.- Обнинск: Духовное Возрождение,2008.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений
и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь
развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие
коррективы в учебный процесс.
12

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
Виды контроля:
 текущий
контроль
(оценка
усвоения
изучаемого
материала)
осуществляется педагогом в форме наблюдения;
 промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
итоговой аттестации, проводится в конце каждого учебного года, в форме
тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня
освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема
освоенных теоретических знаний.
Оценивание результатов: Программа «Шахматы-школе» предусматривает
достижение второго и частично третьего уровня результатов.
По итогам двух лет обучения каждому обучающемуся выдается сертификат.

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».